Русская народная пословица гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». Чем здоровее ребенок, тем выше жизненный тонус и больше стремление что-то узнать, чему-то научиться. Поэтому, формирование установок на ведение ЗОЖ, это - важное направление в работе педагога и воспитательной деятельности родителей.
ЗОЖ — это активное творение здоровья, включая все его компоненты.
Что положительно влияет на образ жизни: правильные семейные ценности; высокий уровень интеллекта; полноценное образование; знание основ безопасности жизнедеятельности; удобные бытовые условия; культура здорового питания; регулярные физические нагрузки; выполнение правил личной гигиены; исключение вредных привычек; качественные социальные связи; позитивное мышление как норма жизни.
Как вести ЗОЖ?
Гармония ЗОЖ-ника складывается из органичного сочетания физического, нравственного и психологического благополучия.
Из опыта работы.
В своей деятельности, я как классный руководитель придерживаюсь названной модели и осуществляю свою работу по следующим, наиболее значимым направлениям:
1. Организую урочную и внеурочную деятельность учащихся с соблюдением требований СанПиНа.
2. Внедряю здоровьесберегающие компоненты в образовательный процесс через современные педагогические технологии. Как учитель НОО подбираю так называемые «малые формы» физической культуры - комплексы физкультминуток, элементы релаксации в сочетании с дыхательной гимнастикой. Использую игровые технологии, игровые обучающие программы, оригинальные задания, литературные и музыкальные отступления. Это позволяют снять эмоциональное напряжение.
3. На уроках и во внеурочное время формирую у воспитанников установки на ведение здорового образа жизни, формирую культуру отношения к своему здоровью. Можно сказать, что все темы могут включать полезную информацию о сохранении здоровья человека.
4. Практическая направленность обучения предметам позволяет мне на уроках создавать оптимальные условия для повышения мотивации у детей к здоровому образу жизни. На курсах природоведения, СБО учащиеся изучают особенности организма человека, жизнедеятельность; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины проявления и профилактику различных заболеваний, роль иммунитета, роль витаминов, правильного питания для организма человека, изучают правила рациональной организации труда и отдыха, оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего и т.д.
На практических и лабораторных занятиях ученики проводят разного рода исследования состояния собственного здоровья и организма. Учатся анализировать и оценивать воздействие факторов риска на собственное здоровье, последствия собственных поступков на организм. Радует то, что большинство учащихся умеют применить приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
5. Технологии по укреплению здоровья детей применяются не только в процессе обучения, но и в воспитательной работе. Наблюдения за детьми показали, что у многих ребят есть вредные привычки, иногда не радуют и поступки. Проведение тематических праздников, бесед, игр заинтересовывают ребят, дети стараются придерживаться норм поведения, узнают, как правильно заботиться о своем здоровье, постепенно отвыкают от дурных привычек. Важно обращать внимание воспитанников на то, как вести себя, чтобы не навредить своему организму.
Тесно взаимодействую с родителями, считаю, что основа оздоровление и формирования здорового образа жизни учащихся начинается именно с позитивного примера в семье, с создания родителями комфортного, благоприятного психологического и гигиенического семейного климата.
Я считаю, здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.
Как же можно создать заинтересованность и готовность (установку) вести здоровый образ жизни?
Закрепить полезные привычки. Сделать частью жизни следующие факторы: живите по режиму, спите по 7-8 ч, выполняйте зарядку утром, путешествуйте и ищите источники вдохновения, не копите стресс, составляйте списки дел и планируйте каждый день, будьте активны каждый день, не обвиняйте себя, уделяйте много внимания личной гигиене и красоте, правильно питайтесь, обсуждайте с другими полезные книги, будьте пунктуальны и вежливы, научитесь разумно расходовать и планировать бюджет, наведите порядок в отношениях, разорвите контакты с токсичными людьми.
Если вы приняли решение измениться, начали путь и вдруг сорвались на запретный плод, это некатастрофа. Скажите себе: «Так, все прошло!». Бегите дальше. Нет ничего идеального, и возможно путь будет непростой. Подходите к ЗОЖ системно.
Проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. Подготовить школьника к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации – физиологической, психологической, социальной. Это и должна делать школа через ЗОТ (здоровье сберегающие образовательные технологии) – тренируя, обучая, воспитывая. Создание на уроке моделей реальных условий жизни – это те мостики, которые позволяют учащемуся в дальнейшем использовать полученные знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться ими как информационным балластом.
Задача здоровье сберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. (Н.К.Смирнов. «Здоровье сберегающие образовательные технологии).
Подводя итог, можно сказать, что реализация выделенных в гипотезе педагогических условий формирования установки на здоровый образ жизни у подростка способствует получению им знаний по теории и практике формирования здорового образа жизни, позитивному отношению к созданию собственной установки на здоровый образ жизни, творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности.
Список использованной литературы
- Алишев, А.В., Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Татарникова Л.Г. Основные направления школьной валеологии. В Сб.: Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт, т. 2, 1993
- Апанасенко Г.А. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. 1996, №2, с. 9-14.
- Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 1987. - 125 Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993. - 269 с.
- За здоровый образ жизни. Программа для учащихся общеобразовательных школ, учителей, родителей /Амиров Н.Х., Иванов А.В., Давлетова Н.Х., Морозов Р.Г., Галеев К.А. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. – 72 с.
- Иванюшкин А.Я. “Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. Т.45. №1, с.49-58, №4, с.29-33.
- Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности: сб. науч. тр. участников Всерос. конф. [с междунар. участием] «Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности», 12—13 сентября 2006 г., г. Балашов / под ред. А.В.Тимушкина. — Балашов: Николаев, 2006. — 196 с.
- Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М. - 1984.
- Трубачев В.Н. Сущность внеклассной воспитательной работы и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности. Краснодар, 2008.
- Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997, №2, с. 3-14.