Применение дифференцированного подхода к учащимся на уроках физической культуры

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей


Дифференцированное обучение - это процесс обучения, организованный с учётом индивидуально-типологических особенностей учеников. В уровневой дифференциации учитывается не только интеллектуальные способности ученика. Но и его интересы, это очень актуально как для учащихся на уроках физической культуры и для учителя. В зависимости от состояния здоровья (ежегодно все дети проходят медицинский смотр) учащиеся класса делятся на группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую.

В методике физической культуры три основополагающие задачи, которые должны выполняться в ходе уроков.

Образовательные - вооружающие учащихся знаниями, двигательными навыками выполнять физические упражнения, а также применять их в жизни.

Оздоровительные - предусматривают решение возможного в определённом возрасте физического развития организма в целом, подготовленности функциональных систем, формирование осанки, оздоровление всего организма школьника.

Воспитательные – решение этих задач обеспечивает положительное влияние занятий на развитие моральных и волевых качеств личности учащегося.

В практике учитель в совокупности решает задачи обучения, оздоровления, и воспитания. Учителя физической культуры, и я в том числе, 2 раза в полугодие и даже чаще провожу тесты проверки уровня физической подготовленности и по ходу учебного года стараюсь корректировать различными средствами физическую подготовленность и состояние здоровья учащихся.

Главная цель дифференцирования на уроках физической культуры повышение мотивации учащихся к занятиям физкультурой и спортом, повышение интереса учащихся к собственному самосовершенствованию физических сил. Двигательных навыков и более лучших результатов по нормативам и как следствие хорошие отметки по предмету и укрепление здоровья. Структура уроков может быть разной и зависеть от содержания учебного материала, время года, и других факторов.

Типичный урок физкультуры включает три части: вводно-подготовительную, основную и заключительную. Вводная часть урока занимает от 4-х до 12 минут, нацелена на организацию учащихся, мобилизацию внимания. Активизацию двигательной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем с помощью ходьбы, бега, прыжков и других упражнений, воздействующих на крупные мышечные группы туловища, верхних и нижних конечностей и суставы. Нарастает выброс крови и ЧСС, раскрываются большое число мелких кровеносных сосудов, увеличивается скорость доставки кислорода к работающим органам, тканям. Происходит активизация центральной и вегетативной нервных систем, что способствует повышению точности и координации движений. Вся эта функциональная перестройка подготавливает организм не только к нагрузкам, но и способствует профилактике травм. В основной части урока - решаются главные задачи физического воспитания: развитие у учащихся двигательных качеств(быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости), что в целом способствует укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей организма, правильному росту и развитию детей. В этой части особое значение приобретает соблюдение врачебно-педагогических требований к распределению физических нагрузок и контроль за их переносимостью.

В основной части урока особенно важен дифференцированный подход к учащимся не только для физического становления детей, но и психологического роста характера личности, мотивации каждого ученика. Обязательно наблюдение учителем за внешними признаками утомления (сильное покраснения лица с пятнами, бледность, нарушение координации. Контроль ЧСС) В этой части урока постоянно приходится подходить к учащимся дифференцированно (индивидуально) причин много: начиная от недостаточной физической подготовленности (для помощи ученику в овладении правильной техникой упражнения например или устранения страха выполнения сложного технического элемента, например трудность при дыхании из-за имеющейся слабости лёгочной системы, сердечной, бывают моменты плохого эмоционального состояния некоторых учеников (личные переживания: отношения в семье, с одноклассниками и т.п.).

Непременное условие результативности основной части – контроль и наблюдение за правильным выполнением заданий, упражнений и их оценка. Самой распространённой формой внутри-классной дифференциации является выполнение различного уровня сложности и направленности вида деятельности на уроке физической культуры. Детям присущи возрастные и половые различия, дети одного возраста и пола имеют разные способности и склонности, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Назначение заключительной части урока – в приведении организма в относительно спокойное состояние. Этому должен способствовать плавный переход от интенсивных нагрузок к упражнениям с элементами расслабления. Не следует заполнять заключительную часть (если он не последний в расписании класса)эмоционально насыщенными упражнениями и играми. Это затруднит восстановление психофизических функций к началу следующего занятия. Обязательно задание домашних заданий индивидуально (дифференцированно). Ошибочно для учителя уделять внимание только отстающим ученикам, также должна быть важной работа с детьми, опережающими своих сверстников. Если не ставить для них новых задач, то интерес к занятиям у них падает. Чем старше школьники. Тем дифференцированно надо подходить к физическому воспитанию и развитию девочек и мальчиков.

Школьный возраст охватывает большой и весьма важный период жизни человека. Организм детей школьного возраста обладает двумя важными свойствами: во–первых, это большая степень эффективности упражнений и нагрузок. Так как коэффициент полезного действия с каждым годом взросления уменьшается в развитии некоторых физических способностей и качеств. После 18 лет для получения положительного эффекта требуется приложить значительно больше усилий. Во-вторых, в начальных классах школы – диапазон развития одного качества способствует развитию других, создаётся благоприятное условие для комплексного подхода к воспитанию физического развития и здоровья в ходе занятий на уроках физической культуры. Учитель должен, исходя из задач, содержания и места проведения урока, так организовывать занятия, чтобы получить образовательный. Оздоровительный и воспитательный эффект. Избежать нерациональной траты времени и травм. Для дифференциации на различных этапах урока физической культуры – выполнение учениками заданий различного уровня сложности.

При организации уроков физической культуры должны соблюдаться принципы постепенности, последовательности, систематичности, правильного чередования нагрузок разной интенсивности. Помощью учителю в организации работы по обеспечению дифференциации физических нагрузок могут оказать специально созданные и вывешенные на видном месте таблицы расчётов количества повторений заданий, переведённые в проценты от максимального результата занимающихся. Основным в дифференцированном подходе является учет индивидуальных возможностей, особенностей каждого школьника. Чтобы претворить этот принцип в жизнь, я собираю сведения о состоянии ученика, об усвоении им учебных заданий, беседую с родителями на родительских собраниях и индивидуально. Но более перспективный путь решения этой проблемы – вооружаю ребят знаниями, необходимыми для осуществления самоконтроля своих действий, формирование у них умения самостоятельно вносить изменения в свою работу. Главная ценность этого направления заключается в том, что самоконтроль будет способствовать более глубокому усвоению учебного материала.

Непременным условием рационально построенного двигательного режима младших школьников является качественное разнообразие движений, а система физкультурно-оздоровительной работы должна обеспечивать дифференцированное применение средств и форм физического воспитания. Систематичность этой работы, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных форм и средств физического воспитания – залог успешного сбережения и укрепления здоровья младших школьников. Для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками физической культуры я стараюсь использовать игровые и соревновательные методы.

В настоящее время физкультурно-оздоровительную работу с младшими школьниками следует строить в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. В результате обучения по ФГОС второго поколения младшие школьники приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека. Выпускники получат возможность научиться: сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в футбол, баскетбол и волейбол. В процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия; начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Так как одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Дифференцированный подход к формированию двигательных способностей младших школьников с целью повышения уровня физического состояния через игровую и соревновательную деятельность. В начальной школе одной из целей моей работы – создание условий, позволяющих воспитывать потребность в двигательной активности и здоровом образе жизни.

Список литературы

1. Г.С.Ковалёва, О.Б.Логинова 2-е издание. Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. Москва «Просвещение», 2010.

2. Д.Б.Эльконин и В.В.Давыдов «Возрастные и индивидуально-психологические особенности формирования учебной деятельности» 1999.

3. Комплексная программа физического воспитания обучающихся 1-11 классов под редакцией В.И.Ляха и А.А.Зданевич, 2010.

4. Давыдов В.В., Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном общении, 1992.

5. Коростелев Н.Б., Слагаемые здоровья. - М.: Знание, 2001.

6. Лях В.И., Мой друг - физкультура, 1-4 классы. - М.: Просвещение, 1999.

7. Сухарев А.Г. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. - М.: Издательство "Знание", 2007.