Развитие выносливости лыжников-гонщиков в подготовительном периоде

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Ключевые слова: физическое воспитание, юные спортсмены, выносливость


Физическое воспитание и спорт являются важнейшим средством укрепления здоровья, достижения физического совершенства, формирования морально-волевых качеств, эстетического воспитания подрастающего поколения [3, 4]. Юношеский спорт в Российской Федерации становится все более важным социальным фактором обеспечения крепкого здоровья, всесторонней физической подготовленности, воспитания воли и выносливости, эффективной подготовки спортивных резервов [1, 2]. Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.

Организация и методы исследования

В исследовании приняли участие 20 школьников из числа учащихся 5-х классов (11-12 лет), которые занимаются лыжным спортом в ЯНАО Тюменской области, г. Новый Уренгой, Коротчаевский район. Они были разделены на 2 группы: контрольная и экспериментальная, соответственно, по 10 спортсменов в каждой группе. Воспитанники обеих групп на начало эксперимента уже прошли два года обучения в группе начальной подготовки и состоят в учебно-тренировочной группе первого года обучения. Занятия проводились по пять-шесть раз в неделю, длительность каждой тренировки по 2 часа.

Выносливость определяли по следующим показателям: оценка общей выносливости, определение абсолютного показателя выносливости, оценка максимальной аэробной выносливости.

Для оценки общей выносливости, связанной с предельной мобилизацией аэробных возможностей, был использован тест, предусматривающий выполнение работы циклического характера с максимально доступной интенсивностью – 6-минутный бег. Испытуемый должен бежать или чередовать бег с ходьбой, стремясь преодолеть как можно большее расстояние за 6 минут.

Для определения абсолютного показателя выносливости использовался тест – бег на 1000 метров. Испытание проводилось на беговой дорожке. Испытуемые стартуют с высокого старта. Результатом является время, за которое юный спортсмен пробежал данную дистанцию.

Для оценки максимальной аэробной выносливости применяли челночный бег 5х20 м. Он проводится на ровной дорожке длиной 20 м, ограниченной двумя параллельными чертами. За каждой чертой наносятся два полукруга радиусом 50 см с центром, обозначенным на полукруге. На стороне старта в полукруге помещаются три кубика. Из положения высокого старта по команде «марш» испытуемый берет кубик и бежит к противоположной прямой и кладет кубик в центре системы полукруга, возвращаясь назад к стартовой черте, берет второй кубик и бежит к противоположной стороне, кладет его справа в полукруг, то же самое проделывает и с третьим кубиком.

В протокол записывается время в секундах от старта до момента, когда кладется третий кубик. Если кубик бросается, роняется и кладется неаккуратно, назначается повторная попытка.

Результаты исследования и их обсуждение

В таблице 1 представлены результаты тестирования контрольной и экспериментальной групп юных лыжников-гонщиков в течение учебного года 11-12 лет.

Показатель величины среднего значения теста «Бег 6 мин» у юных лыжников-гонщиков контрольной группы на первом этапе системы исследования (начало года) составлял 1195,7 м, в конце исследования – 1288,7 м, т.е. результат увеличился на 93 метра и составил 7,8%; в экспериментальной группе на первом этапе исследования составил 1325 м, в конце эксперимента – 1381,2 м, таким образом, результат увеличился на 56,2 метров (4,24%).

Таблица 1.
Результаты тестирования контрольной и экспериментальной групп юных лыжников-гонщиков в течение учебного года 11-12 лет

 

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Бег 6 мин

1195,7±32,47

1288,7±18,39

1325±16,23

1381,2±10,82

Челночный бег 5х20 м/с

25,4±0,32

24,8±0,30

24,9±0,25

23,8±0,22

Бег 1000 м

4,5±0,08

4,3±0,04

4,3±0,03

4,1±0,03

Показатель величины среднего значения теста «Челночный бег 5х20 м (с)», у юных лыжников-гонщиков контрольной группы на первом этапе исследования среднего значения составлял 25,4 с, в конце исследования – 24,8 с, прирост составил 0,6 с, что составило 2,36%; в экспериментальной группе на первом этапе исследования среднее значение составляло 24,9 с, в конце исследования –23,8 с, прирост величины среднего значения составил 1,1 с (4,42%).

Показатель величины среднего значения теста «Бег 1000м/с» у юных лыжников-гонщиков контрольной группы в начале эксперимента показатель среднего значения составлял 4 мин 30 сек., в конце – 4 мин. 19 сек., соответственно прирост данного показателя составил 11 сек. (4,44%); в экспериментальной группе среднее значение теста составило 4 мин. 19 сек., в конце – 4 мин. 6 сек., соответственно прирост данного показателя составил 13 сек. (4,65%).

Таким образом, при анализе данных контрольной и экспериментальной групп следует, что добавление специальных упражнений в экспериментальной группе все показатели тестов были выше, выполняемых при различных режимах. Также тренировки позволят влиять на воспитание выносливости у спортсменов 11-12 лет в процессе тренировочных занятий.

Список цитируемой литературы

1. Басарыгина А.А., Басарыгина Т.А., Сарайкин Д.А. Развитие выносливости у спринтеров 17-19 лет в тренировочном процессе // Современные методы организации тренировочного процесса, оценки функционального состояния и восстановления спортсменов : Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Челябинск: Изд-во УралГУФК, 2017. – Т. 1. – С. 27-29. – 358 с.

2. Озолин Н.Г. Развитие выносливости спортсмена / Н.Г. Озолин. М.: ФиС, 2008. 402 с.

3. Сарайкин Д.А., Хуснутдинова А.А., Павлова В.И., Камскова Ю.Г., Юшков Б.А. Формирование адаптации спортсменов высокой квалификации к физическим нагрузкам разных видов спорта путем изменения соотношения компонентов тела // Человек. Спорт. Медицина. – 2018. – Т. 18. – № 3. – С. 47-59 (DOI: 10.14529/hsm180305).

4. Филин В.П. Основы юношеского спорта / В.П.Филин, Н.А.Фомин. М.: ФиС, 2010. 356 с.