Цели урока:
Обучающие:
- углубление знаний в области библиотечно-библиографической терминологии;
- формирование библиотечно-библиографической грамотности;
- развитие умения оптимально использовать средства родного языка в разных коммуникативных ситуациях;
- совершенствование знаний о трансформации и многообразии носителей информации;
Развивающие:
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие логического мышления и речи;
- развитие умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
- развитие орфографической зоркости.
Воспитательные:
- формирование коммуникативного мировоззрения;
- социально-речевая подготовка учащихся;
- способствование сохранению и развитию культурного разнообразия и языкового наследия народа РФ;
- формирование духовно-нравственных ценностей у детей, воспитание нравственно-эстетических идеалов;
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающей требованиям информационного общества;
- способствование росту творческого потенциала детей, обогащению форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Задачи:
- закрепить знания об истории книг, истории библиотеки;
- приобщать к мировым культурным ценностям;
- развивать навыки работы с книгой;
- совершенствовать знания о структуре книги;
- раскрыть роль информации в жизни человека;
- проследить историю возникновения книги;
- раскрыть роль книгопечатания как одного из крупнейших культурно-исторических событий в истории человечества;
- показать отличительные особенности современных носителей информации;
- Сформировать представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь;
- Воспитывать у учащихся уважение к людям разного возраста.
Учащиеся должны уметь:
- Владеть библиотечно-библиографической терминологией.
- Строить собственное монологическое высказывание в соответствии с целями, содержанием и адресатом.
- Грамотно отбирать языковые средства, варьировать их с учётом речевой ситуации.
- Свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
- Соблюдать нормы построения текста.
- Адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
- Соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, этикетные).
- Осуществлять речевой самоконтроль.
- Совершенствовать и редактировать собственные тексты.
- Владеть навыками коммуникативной стратегии и тактики речевого поведения.
- Соблюдать этикетные нормы и правила в процессе речевого общения.
Приёмы, формы работы:
- индивидуальные задания;
- групповая работа;
- самостоятельная работа;
- взаимоконтроль;
- работа с кроссвордом;
- наблюдение;
- работа со справочной литературой;
- самоконтроль;
- работа с тестом.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- поисковый.
Тип урока по целям: совершенствование знаний.
Тип урока по форме: комбинированный.
Время проведения: 1 учебный час.
Место проведения: библиотека.
Оборудование:
- компьютер;
- карточки для индивидуальной работы.
Этапы урока:
- Организационная часть.
- Повторение изученного.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание
Ход урока
Этап урока |
Формы работы, приёмы |
Организационная часть - Наш урок хотелось бы начать с загадки. Перед вами волшебный сундук, в котором находится вещь, служащая для передачи и получения информации, т.е. сведений, которые люди передают друг другу. Что, на ваш взгляд, находится в сундуке? (камень, глина, бумага, металл, видеокассета, диск, дискета, журнал, книга, нить, ракушка) |
Демонстрация, мозговой штурм, беседа. |
- Существует огромное количество носителей информации, на которых люди сохраняют важные сведения и накапливают знания. Информация накапливается очень быстро, учёные попытались найти пути, с помощью которых можно было бы хранить информацию в сжатом виде. Так появился компьютер. Но и в 21 веке наибольшее количество информации хранится в библиотеке, где есть и книги, и журналы, и диски. - Какие же носители информации предпочесть? Что лучше – компьютер или книга? Каковы достоинства и недостатки электронных носителей информации? Об этом я прошу вас подумать сегодня на уроке, который называется: |
Слово учителя |
Слайд №1 - Мы совершим путешествие на машине времени в различные исторические периоды и сделаем ряд остановок. К полёту готовы? В центре управления за нашим путешествием наблюдают учёные-эксперты, гости на нашем уроке. - У любого путешествия есть цель. Какова цель нашего путешествия? Посмотрите на тему и сформулируйте её. Слайд №2 - По ходу урока прошу составлять рекомендательный список тех книг, о которых вы сегодня услышите, которые вам захочется прочитать (заполняем строчки задания №1) - Книга входит в нашу жизнь с детства, мы привыкли к ней, как привыкли к ней, как привыкли к воздуху. Но книги не всегда были такими, какими вы видите сейчас. На сегодняшнем уроке я не смогу подробно рассказать историю книг и библиотек. Кто захочет узнать об этом больше, тот самостоятельно сможет прочитать об этом. Поможет выставка, которая оформлена в библиотеке. - Сегодня мы говорим о чуде, имя которому – книга… |
Беседа |
Слайд №3 Слайд №5 |
Наблюдение |
Слайд №6 - Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о чуде, не всегда ценим и бережём её. Помните: книга – это одно из главных средств передачи знаний из поколения к поколению. - Для чего же нужна книга? (помогает в труде, воспитывает и учит, освещает человеку путь в жизни, недаром в древности говорили: «Книжная премудрость подобна солнечному свету») - Давайте проверим, знаете ли вы пословицы о книгах. Из половинок соберите пословицы. Работаем в командах. |
Беседа
Работа в группах |
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Съел ковригу – другим не досталось, прочитал книгу, она и для других осталась. С книгой поведёшься – ума наберёшься. Что написано пером, того не вырубишь топором. Книга для ума, что теплый дождь для всходов. Ум без книги, что птица без крыльев. Хлеб питает тело, а книга питает разум. |
Работа в парах с кроссвордом |
2. Повторение изученного 2 ученика получают индивидуальные задания (работа с толковым и этимологическим словарём) - На прошлом библиотечном уроке мы говорили о структурных элементах книги. Хорошо ли был усвоен вами этот материал? Это мы и проверим сейчас с помощью кроссворда (работаем в парах). Вы узнаете, с каким термином вы познакомите сегодня, и повторите материал предыдущего урока. - С каким термином мы познакомимся? Слово тем, кто работал со словарями. Аннотацию чаще всего печатают на обороте титульного листа или в конце книги. |
Индивидуальные задания. Работа со словарём. Работа в парах |
- Я хочу познакомить вас с аннотациями к тем книгам, которые в вашем возрасте произвели неизгладимое впечатление на меня. Это книги, которые никого не оставят равнодушным. Если эти произведения вас заинтересуют, внесите их в список рекомендованной литературы. | Самостоятельная работа |
- Конечно же, все мы доверяем своим родным и близким. Какую книгу посоветуют прочитать ваши бабушки? 3. Изучение нового материала |
Выступление |
Слайд №9 Подробнее расскажет… А североамериканские индейцы использовали ракушки |
Сообщение №1 |
Слайд №10 - Приглашаем представителя племени… - В России писали на бересте деревьев. По свидетельству ученых, берестяные книги возникли на Руси в 9 веке. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной и мягкой. Для письма русичи использовали кусочки берёзовой коры. Слова на ней царапали писалом – костяной палочкой. Исписанные кусочки бересты - берестяные грамоты – археологи находят в Великом Новгороде и других древнерусских городах. |
Сообщение №2 |
Слайд №11 Слайд №12 |
Сообщение №3 |
Слайд №15 - В Египте использовали папирус. Слайд № 16 - Первая бумага была изобретена в Китае. Китайцы долго держали в секрете способ её изобретения. За разглашение тайны полагалась смертная казнь. В России секрет изготовления стал известен в 15 веке. Слайд №17 - Перенесёмся в Германию 16 века и узнаем, что первый печатный станок был изобретён Иоганом Гуттенбергом. Слайд №18 - И только через сто лет первые печатные книги появились в Москве, когда появился мастер- печатник Иван Фёдоров. Слайд №19 |
Сообщение №4 |
4. Закрепление изученного Самостоятельная работа с тестом |
Тестирование Взаимоконтроль |
- Какие же носители информации предпочесть? Что лучше – компьютер или книга? Каковы достоинства и недостатки электронных носителей информации? | Беседа |
- Закройте глаза и представьте себе, что поздно вечером вы устроились в мягком кресле, ласковым светом согревает комнату настольная лампа, за окном бушует непогода, но вам тепло и уютно. Вы пьёте чай с малиновым вареньем и читаете любимую книгу. Вслушайтесь. Вы слышите шелест страниц? Вы чувствуете запах свежей типографской краски? Вы чувствуете тепло рук и сердец тех людей, которые создавали эту книгу? Откройте глазки. Мне кажется, что подобное наслаждение невозможно испытать, сидя у монитора. А потому читайте и приходите в нашу библиотеку. |
Релаксация |
- Сейчас я предлагаю вам прочитать письма наших предков: племени инков, древних индейцев, учтите, что письма зашифрованы. | Работа в группах |
5. Подведение итогов урока - Какие же носители информации предпочесть? Что лучше – компьютер или книга? Каковы достоинства и недостатки электронных носителей информации? |
Беседа |
6 Домашнее задание |
|