Открытое мероприятие для учащихся 5-х классов. Тема: “От папируса до компьютера: история носителей информации”

Разделы: Организация школьной библиотеки

Класс: 5


Цели урока:

Обучающие:

  • углубление знаний в области библиотечно-библиографической терминологии;
  • формирование библиотечно-библиографической грамотности;
  • развитие умения оптимально использовать средства родного языка в разных коммуникативных ситуациях;
  • совершенствование знаний о трансформации и многообразии носителей информации;

Развивающие:

  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • развитие логического мышления и речи;
  • развитие умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
  • развитие орфографической зоркости.

Воспитательные:

  • формирование коммуникативного мировоззрения;
  • социально-речевая подготовка учащихся;
  • способствование сохранению и развитию культурного разнообразия и языкового наследия народа РФ;
  • формирование духовно-нравственных ценностей у детей, воспитание нравственно-эстетических идеалов;
  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающей требованиям информационного общества;
  • способствование росту творческого потенциала детей, обогащению форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Задачи:

  • закрепить знания об истории книг, истории библиотеки;
  • приобщать к мировым культурным ценностям;
  • развивать навыки работы с книгой;
  • совершенствовать знания о структуре книги;
  • раскрыть роль информации в жизни человека;
  • проследить историю возникновения книги;
  • раскрыть роль книгопечатания как одного из крупнейших культурно-исторических событий в истории человечества;
  • показать отличительные особенности современных носителей информации;
  • Сформировать представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь;
  • Воспитывать у учащихся уважение к людям разного возраста.

Учащиеся должны уметь:

  • Владеть библиотечно-библиографической терминологией.
  • Строить собственное монологическое высказывание в соответствии с целями, содержанием и адресатом.
  • Грамотно отбирать языковые средства, варьировать их с учётом речевой ситуации.
  • Свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
  • Соблюдать нормы построения текста.
  • Адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
  • Соблюдать в практике речевого общения основные нормы современного литературного языка (произносительные, лексические, грамматические, этикетные).
  • Осуществлять речевой самоконтроль.
  • Совершенствовать и редактировать собственные тексты.
  • Владеть навыками коммуникативной стратегии и тактики речевого поведения.
  • Соблюдать этикетные нормы и правила в процессе речевого общения.

Приёмы, формы работы:

  • индивидуальные задания;
  • групповая работа;
  • самостоятельная работа;
  • взаимоконтроль;
  • работа с кроссвордом;
  • наблюдение;
  • работа со справочной литературой;
  • самоконтроль;
  • работа с тестом.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • поисковый.

Тип урока по целям: совершенствование знаний.

Тип урока по форме: комбинированный.

Время проведения: 1 учебный час.

Место проведения: библиотека.

Оборудование:

  • компьютер;
  • карточки для индивидуальной работы.

Этапы урока:

  1. Организационная часть.
  2. Повторение изученного.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление изученного.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание

Ход урока

Этап урока

Формы работы, приёмы

Организационная часть

- Наш урок хотелось бы начать с загадки. Перед вами волшебный сундук, в котором находится вещь, служащая для передачи и получения информации, т.е. сведений, которые люди передают друг другу. Что, на ваш взгляд, находится в сундуке? (камень, глина, бумага, металл, видеокассета, диск, дискета, журнал, книга, нить, ракушка)

Демонстрация,
мозговой штурм,
беседа.
- Существует огромное количество носителей информации, на которых люди сохраняют важные сведения и накапливают знания. Информация накапливается очень быстро, учёные попытались найти пути, с помощью которых можно было бы хранить информацию в сжатом виде. Так появился компьютер. Но и в 21 веке наибольшее количество информации хранится в библиотеке, где есть и книги, и журналы, и диски.
- Какие же носители информации предпочесть? Что лучше – компьютер или книга? Каковы достоинства и недостатки электронных носителей информации? Об этом я прошу вас подумать сегодня на уроке, который называется:
Слово учителя
Слайд №1
- Мы совершим путешествие на машине времени в различные исторические периоды и сделаем ряд остановок. К полёту готовы? В центре управления за нашим путешествием наблюдают учёные-эксперты, гости на нашем уроке.
- У любого путешествия есть цель. Какова цель нашего путешествия? Посмотрите на тему и сформулируйте её.
Слайд №2
- По ходу урока прошу составлять рекомендательный список тех книг, о которых вы сегодня услышите, которые вам захочется прочитать (заполняем строчки задания №1)
- Книга входит в нашу жизнь с детства, мы привыкли к ней, как привыкли к ней, как привыкли к воздуху. Но книги не всегда были такими, какими вы видите сейчас. На сегодняшнем уроке я не смогу подробно рассказать историю книг и библиотек. Кто захочет узнать об этом больше, тот самостоятельно сможет прочитать об этом. Поможет выставка, которая оформлена в библиотеке.
- Сегодня мы говорим о чуде, имя которому – книга…
Беседа

Слайд №3
- Чтение – одно из самых больших удовольствий. Значение книги в жизни человека переоценить невозможно.
А то, что прочитано в детстве, переоценить невозможно. 1 книга способна изменить жизнь человека. Не верите? А я вам сейчас это докажу. Перенесёмся в век 20-й…
Слайд №4
- Найдите пунктуационные ошибки. Горький настоящего образования не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тем не менее он стал одним из образованнейший людей своего времени. В этом ему помогла книга, любовь к которой появилась в детстве. Всю жизнь, уже став великим писателем, Горький продолжал учиться у книг. Он знал, что книга может помочь человеку выбрать жизненный путь, выработать характер.
- А известнейший космонавт Ю.Гагарин писал:

Слайд №5
- Внесите в список те книги, которые захотели прочесть
- Константин Эдуардович Циолковский – человек, с которого начинается история космонавтики, утверждал:

Наблюдение
Слайд №6
- Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о чуде, не всегда ценим и бережём её. Помните: книга – это одно из главных средств передачи знаний из поколения к поколению.
- Для чего же нужна книга? (помогает в труде, воспитывает и учит, освещает человеку путь в жизни, недаром в древности говорили: «Книжная премудрость подобна солнечному свету»)
- Давайте проверим, знаете ли вы пословицы о книгах. Из половинок соберите пословицы. Работаем в командах.

Беседа

 

Работа в группах

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Съел ковригу – другим не досталось, прочитал книгу, она и для других осталась.
С книгой поведёшься – ума наберёшься.
Что написано пером, того не вырубишь топором.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Ум без книги, что птица без крыльев.
Хлеб питает тело, а книга питает разум.
Работа в парах с кроссвордом
2. Повторение изученного
2 ученика получают индивидуальные задания (работа с толковым и этимологическим словарём)
- На прошлом библиотечном уроке мы говорили о структурных элементах книги. Хорошо ли был усвоен вами этот материал? Это мы и проверим сейчас с помощью кроссворда (работаем в парах). Вы узнаете, с каким термином вы познакомите сегодня, и повторите материал предыдущего урока.
- С каким термином мы познакомимся? Слово тем, кто работал со словарями. Аннотацию чаще всего печатают на обороте титульного листа или в конце книги.
Индивидуальные задания.
Работа со словарём.
Работа в парах
- Я хочу познакомить вас с аннотациями к тем книгам, которые в вашем возрасте произвели неизгладимое впечатление на меня. Это книги, которые никого не оставят равнодушным. Если эти произведения вас заинтересуют, внесите их в список рекомендованной литературы. Самостоятельная работа

- Конечно же, все мы доверяем своим родным и близким. Какую книгу посоветуют прочитать ваши бабушки?

3. Изучение нового материала
- С тех пор, как люди научились писать, всю свою мудрость они доверили книгам. Но что же было раньше? Какие существовали способы передачи информации?
Слайд №7
- Перенесёмся в Древнюю Грецию, Рим и Русь
Слайд №8
- Было распространено вещное письмо у древних инков.

Выступление
Слайд №9
Подробнее расскажет…
А североамериканские индейцы использовали ракушки
Сообщение №1
Слайд №10
- Приглашаем представителя племени…
- В России писали на бересте деревьев. По свидетельству ученых, берестяные книги возникли на Руси в 9 веке. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной и мягкой. Для письма русичи использовали кусочки берёзовой коры. Слова на ней царапали писалом – костяной палочкой. Исписанные кусочки бересты -  берестяные грамоты – археологи находят в Великом Новгороде и других древнерусских городах.
Сообщение №2

Слайд №11
- Отправимся в древний Египет. Египтяне любили высекать надпись на стенах пирамид, использовали в быту пергамент. Из древнего Египта к нам прибыл представитель...

Слайд №12
- В древней Азии между двумя реками Тигр и Ефрат находилось древнее государство Шумеров.
В отличие от других древних народов, древние шумеры стремились записывать свои мысли. Записи они делали на глиняных табличках с помощью острой заточенной палочки. А подсмотрели они это у кошки, которая,  царапая глину когтями, оставляла следы. Советуем вам посетить Древнюю Ассирию, где сможете почитать глиняные книги библиотеки Ашшурбанипала.
 Слайд 13
- Первые книги человек писал на камне, но каменная книга неподвижна и дорога.
Слайд №14
-Делали и надписи на костях животных

Сообщение №3
Слайд №15
- В Египте использовали папирус.
Слайд № 16
- Первая бумага была изобретена в Китае. Китайцы долго держали в секрете способ её изобретения. За разглашение тайны полагалась смертная казнь. В России секрет изготовления стал известен в 15 веке.
Слайд №17
- Перенесёмся в Германию 16 века и узнаем, что первый печатный станок был изобретён Иоганом Гуттенбергом.
Слайд №18
- И только через сто лет первые печатные книги появились в Москве, когда появился мастер- печатник Иван Фёдоров.
Слайд №19
Сообщение №4

4. Закрепление изученного

Самостоятельная работа с тестом
- Вы узнали многое о носителях информации разных времён и народов.

Тестирование
Взаимоконтроль
- Какие же носители информации предпочесть? Что лучше – компьютер или книга? Каковы достоинства и недостатки электронных носителей информации? Беседа
- Закройте глаза и представьте себе, что поздно вечером вы устроились в мягком кресле, ласковым светом согревает комнату настольная лампа, за окном бушует непогода, но вам тепло и уютно. Вы пьёте чай с малиновым вареньем и читаете любимую книгу. Вслушайтесь. Вы слышите шелест страниц? Вы чувствуете запах свежей типографской краски? Вы чувствуете тепло рук и сердец тех людей, которые создавали эту книгу?
Откройте глазки. Мне кажется, что подобное наслаждение невозможно испытать, сидя у монитора. А потому читайте и приходите в нашу библиотеку.
Релаксация
- Сейчас я предлагаю вам прочитать письма наших предков: племени инков, древних индейцев, учтите, что письма зашифрованы. Работа в группах
5. Подведение итогов урока
- Какие же носители информации предпочесть? Что лучше – компьютер или книга? Каковы достоинства и недостатки электронных носителей информации?
Беседа

6 Домашнее задание
Сообщение, презентация о самых известных библиотеках мира.