Открытый интегрированный урок технологии и музыки.
Формирование УУД школьников через приобщение к национальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Цель: осуществить межпредметный практикум, активизировать и закрепить знания учащихся по данной теме.
Задачи:
- познакомить с традициями русского народного календарного года, в частности с праздником Масленица;
- пробудить интерес у детей к народным традициям, уважения к обычаям предков, художественного и эстетического вкусов, культуры труда, активизировать их познавательную деятельность;
- способствовать развитию коммуникативных навыков, умению работать в коллективе в процессе различных видов деятельности;
- расширить представления учащихся о традиционной русской выпечке – блинах;
- воспитание аккуратности, организованности в работе;
- развитие творческих способностей;
- показать межпредметные связи уроков технологии и музыки и их применение при решении поставленной задачи.
Планируемые результаты:
Формировании у детей следующих УУД:
Метапредметных
- познавательные УУД (приобретение практических умений по выпечке блинов, работы с тестом; игры на музыкальных и шумовых народных инструментах в ансамбле; через развитие знаний о народном празднике, умения водить хороводы, петь частушки и песни ; умения работать с тестом ; умение анализировать деятельность, строить речевые высказывания);
- личностные УУД (формирование мотивации к познанию и самоценке);
- коммуникативные УУД (умение обмениваться информацией, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, приводить аргументы, подтверждая их фактами; развитие личностного самообразования, активности, самостоятельности);
- регулятивные УУД (умение соотносить цели и результаты деятельности; формировать умение анализировать и оценивать свою деятельность, прогнозировать деятельность на уроке)
предметные УУД (формирование представления о народном празднике, о жизни народа и его культуре, умения эмоционально и осознанно относиться к культуре народа; знакомство учащихся с традиционной русской выпечкой, национальным костюмом и интерьером дома, музыкальными инструментами и предпочтениями; развитие художественного вкуса).
Ход урока
Здравствуйте, ребята!
Итак, пора начинать наш необычный урок, для этого вы выбрали и одели костюмы.
Теперь мы с вами готовы говорить о теме нашего урока.
Какое время года сейчас на дворе? (ответы детей)
За окном февраль – прекрасная погода, но зима постепенно сдаёт свои позиции. Сейчас мы празднуем древний и очень любимый праздник русского народа… а какой, кто знает? (ответы детей)
Правильно! Сегодня тема нашего урока: «Широкая Масленица», посвящён празднику - МАСЛЕНИЦЕ. Мы должны сегодня узнать о традициях и истории масленой недели. Что же это за праздник такой МАСЛЕНИЦА? Что вы знаете о этом празднике? (ответы детей)
А откуда вы это всё узнали? (ответы детей: Интернет, рассказы родителей, бабушек, уроки истории, литературы и т д.)
Молодцы! Значит правильную тему урока мы выбрали? Или это всё давным-давно было и сейчас и не нужно никому? (ответы: знание своей культуры, истории; преемственность поколений; да и сейчас это весело и актуально….)
Конечно. Масленица - один из самых радостных праздников, который мы продолжаем отмечать и по сей день на протяжении многих веков. Потому что это наша история, наша культура. Именно такие праздники дают нам чувство национального единства, чувство гордости за свой народ, и за себя, как частичку этого народа.
Поэтому очень важно бережно сохранять обычаи и традиции нашего народа. Вот сегодня на уроке мы будем вместе вспоминать и изучать всё, что связано с Масленицей. Вы хоть и «продвинутое» поколение и любую информацию в интернете можете найти, но, думаем, мы с Н.А. вас сможем сегодня удивить и кое-чему научить.
А чему же мы сегодня с вами научимся? (ответы детей: печь блины, водить хороводы, петь частушки и песни, узнать обычаи и традиции и тд).
Главный герой этого праздника – блин. Круглый, румяный, горячий – символ Солнца. Считалось, что человек, плохо и скучно проведший праздник Масленицы, будет неудачлив весь следующий год.
Пора и нам Масленицу встречать, давайте её будем закликать.. А помогать нам с Н.А. будут ребята из нашего класса. На прошлом уроке мы давали им домашнее задание. Давайте вместе поучаствуем в народных гуляниях, которые присущи этому празднику!
Каждый день имеет своё название и назначение. Понедельник – «встреча».
Пора и нам Масленицу встречать, давайте её будем закликАть.
Играет веселая народная музыка и скоморохи начинают праздник с зазывалок.
Скоморох Тимошка:
Внимание, внимание!
Велено до вас
Довести сей указ,
Продиктованный самой
Нашей матушкой-Зимой:
«Каждый год, числа сего,
Как гласит указник,
Будь то город, аль село -
Выходи на праздник.
Непременно все должны
Быть на проводах Зимы!»
Скоморох Антошка:
Всех на праздник наш морозный
Приглашаем от души!
Предлагаем вам серьезно:
Смейся, радуйся, пляши!
Скоморохи по очереди:
Здравствуйте, люди добрые!
Здравствуйте, дети задорные!
Не стойте с такими лицами!
Ведь мы зовём вас веселиться!
Внимание! Внимание!
Начинается весёлое гуляние!
Веселись, честной народ!
Праздник, праздник всех нас ждёт!
Кто не знает – сообщаем –
Масленицу мы встречаем!
Масленица раздольная!
Приглашаем всех на гуляние вольное!
Масленица – блиноеда!
Накормила до обеда!
Масленицу мы встречаем,
Зимушку же провожаем!
А весну-красну ко двору зазываем!
Ой, мы людей на Масленицу пригласили,
а представиться забыли!
Да это не беда! Зовут нас просто!
Это – Антошка.
А это – Тимошка.
А теперь вы с нами поздоровайтесь!
Хором, дружно скажите «здравствуйте»!
А теперь еще дружнее «здравствуйте»!
А теперь под музыку здороваемся, хлопаем и топаем!
Будьте внимательны! Приготовились!Молодцы!
А вы готовы веселиться?
Петь, играть и порезвиться?
В игры играть,
да Весну зазывать?
(Голос за кадром) вторник – второй день масленицы: «ЗАИГРИШ».
В этот день начинались игрища и потехи: катание на санях, лошадях, с горок.
Тимошка:
Нынче Масленица!
Проводы зимы!
Зиму суровую сегодня провожаем,
Масленицу щедрую всем народом встречаем!
Антошка:
Нам везде надо успеть – и сплясать, и песню спеть!
Съесть корзину пирогов, да с три короба блинов!
Тимошка: Сейчас все вместе будем веселиться!
Антошка:
Ах, вы ревуны безутешные,
Скоморохи потешные,
Заливаются слезами, сердешные!
А ну, ребята, кто Храбрости набрался,
Выходи, покажи, похвались,
Своим творчеством померяйся!
Скоморох 1:
Эй, ребята! Вызываем на канат!
Десять-слева, десять - справа, только мускулы трещат!
Игра перетягивание каната (рассказ о правилах и ТБ)
Как играть в игру "перетягивание каната"
Участники делятся на две примерно равные по силам команды.
На полу стоит конус, он и будет центром. Именно в этом месте должен изначально располагаться центр каната (он отмечен другим цветом или цветной ленточкой)
Каждая из команд берется за канат со своей стороны. ВНИМАНИЕ!!! В процессе игры канат нельзя отпускать. Если резко отпустить канат, можно упасть самому или уронить или травмировать своего противника.
Во время перетягивания перехватывать канат нельзя, поэтому нужно сразу взяться за него так, чтобы было удобно. Ноги на ширине плеч, согнуты в коленях. Ведущая нога чуть впереди.
По сигналу судьи дети начинают тянуть канат - каждая команда в свою сторону.
Выигрывает команда, которая первая перетянула ленточку (середину каната) за свою черту.
Игра «Перетягивание каната»
Фонограмма богатырская (виа «Ариэль» «Богатырская»)
Антошка: Молодцы – силачи!!!
(Голос за кадром) среда – третий день масленицы: «Лакомка»
Угощались не только блинами, но и разными вкусностями. Ели сытно, вволю, объедались шаньгами, пирогами.
Тимошка: Давайте встанем в круг, чтобы рядом был друг, споем песню для масленицы
Исполняют песню «Масленица»
Антошка: Ой, как весело! Какие песенки веселые поете! Какие танцы забавные! Какой праздник то замечательный!
Тимошка:
Широкая Масленица! Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам весну встречать!
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб зиму студеную из дому прогнать!
Выход Масленицы. Масленица под музыку идет по кругу МУЗЫКА!!!
Масленица:
Здравствуйте люди добрые! (кланяется)
Я – Масленица светлая,
Я – Масленица добрая,
Я милая, волшебная,
Яркая, весёлая!
Зимушка-красавица,
В путь пора отправиться,
Уходи, пожалуйста!
Нам холода не нравятся!
Тимошка:
Здравствуй, Масленица годовая!
Наша гостьюшка дорогая!
Рады тебе все – и старые, и младые!
Масленица: Я к вам в гости всего на 7 денёчков. Спасибо, дорогие, что приветили, народные забавы вспомнили! Мне очень приятно, что Вы меня ждали, танцевали и плясали.
Скоморох 1. Мы так старались, чтобы Вы с весной к нам быстрее вернулись.
Скоморох 2. Чтобы с праздником Весна очнулась.
Масленица. Ну, так давайте праздновать, тогда и весна скорее наступит!
(Девица 1 и 2 подают Масленице карусель, она выходит с ней в центр)
Я хочу Вас прокатить на карусели, но карусель эта не простая, а праздничная. Катаются по очереди, вначале девочки, а мальчики в хороводе танцуют. Начали. (звучит музыка)
Песня «Блины» дети поют и хоровод водят Помощники раздают текст всем гостям
Масленица. Замечательно!
(Голос за кадром) четверг - четвёртый день масленицы: «Широкий четверг»
В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, гуляли по ярмарке.
Девица 1: Масленица, я помочь тебе хочу. Тоже конкурс проведу.
Антошка: Так уж и быть, становись поближе.
Девица 2: И чаво делать-то?
Девица 1: Рецепт вспоминать, как блины пякутся!
Тимошка:
А чаво тут помнить! Я всёзнаю!
Так вот: берём яйцо варёное,
Добавляем сало солёное,
Кетчупом поливаем,
Перцем посыпаем.
Ещё рыбки добавим,
Горчичкой приправим.
На сковороду выливаем,
И блины выпекаем. (все смеются)
Тимошка: Чаво смеётесь? Наверное, хотите мои новомодные блины попробовать?
Антошка, Девицы 1 и 2. Неееееет!
Тимошка: А почему? (обиженно)
Девица 1. Да потому, что ты в рецепте всё перепутал!
Девица 2: А я знаю, кто нам поможет! Пойдём – ка спросим у наших хозяюшек в «Блинной»!
Перед мастер классом исполнит песню Самохвалова «Хозяюшка» учащиеся 6 О класса
(Голос за кадром) Пятница «тёщины вечёрки», суббота «золовкины посиделки» – это дни гостевые.
Все родственники ходят друг к другу в гости и угощаются всякими вкусностями.
Надежда Альфредовна - Какими?
Давайте разгадаем загадку:
И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки – … (блины)
Итак, тема сегодняшнего урока «Где блины. там и мы». (совместная постановка цели и задач) для детей" научиться готовить тесто для блинов, познакомиться с технологией приготовления теста и научиться печь блины."
А вы бы хотели научиться выпекать блины сами? (ответы детей)
Дети одеты в спец. одежду, вымыты руки.
Разделить детей жетонами, которые получены при входе на 3 группы.
Составим технологическую карту приготовления блинов используя рецепт (2 учащихся, по желанию)
Рецепт:
Ингредиенты:
- Яйца — 2 штуки
- Молоко — 2 стакана
- Мука — 2,5 стакана
- Масло растительное — 3 ст. ложки
- Сахар — 3 ст. ложки
- Сода — 0,5 чайных ложки
- Соль — 0,5 чайных ложки
Количество порций: 4-5
Как приготовить "Блины обычные на молоке"
Подготовьте все необходимые ингредиенты. Яйца взбейте в миске с сахаром, солью и содой (венчиком). Влейте молоко, всё как следует перемешайте. В получившуюся смесь постеменно просеивайте муку, замешивайте жидкое тесто, чтобы не было комочков. Добавьте теперь масло растительное. Тесто должно быть, как густые сливки. Разогрейте сковороду, налейте в неё немного масла растительного. Набирайте неполный половник, чтобы блины не были слишком толстыми. Жарьте с двух сторон. Жарьте до румяного цвета. Приятного аппетита!
Так что же это такое – русский блин? ( Из истории блинов-рассказ детей):
1. Блины - традиционное блюдо русской кухни. Слово “блин” - искаженное от “млин” или “мелин” - изделие из намолотого, мучное блюдо.
2. История создания блинов покрыта тайной. Существует много версий возникновения этого кулинарного изделия. Вот одна из версий появления блинов. Однажды, разогревая овсяный кисель, наш предок зазевался, и кисель поджарился и подрумянился, так получился первый блин.
3. Самые разные поверья и традиции связаны у русских людей с блинами. Поначалу блины были атрибутом поминок: первый блин отдавали нищим, чтобы усопших помянуть. А уже через некоторое время стали петь да плясать, Масленицу провожать – горячими, ароматными, румяными.
4. Блин - это тонкая лепёшка из жидкого теста, испечённая на сковороде. Блины различают и называют по тому виду муки, который идёт на их изготовление: ржаные, гречневые, гречнево-пшеничные, пшеничные, пшенные, манные.
- Ребята, из муки какого вида готовят блины чаще всего? (Из пшеничной)
5. Блины готовят из жидкого теста, которое по способу приготовления может быть дрожжевым и бездрожжевым.
- Ребята, а из какого теста готовим мы?
- Ребята, а про какие блины говорят с припеком?
Существует разновидность блинов с припёком (своеобразные блины с начинкой). Для припека обычно используют мелко нарезанные готовые продукты: жареный лук, жареную морковь, вареные вкрутую яйца, предварительно отваренные и обжаренные грибы - свежие и сушеные, соленую или иную готовую рыбу (можно из консервов), растертый до однородности творог (можно с различными добавками), а также самые разнообразные паштеты.
6. Блины пекли в русских печах, и их не надо было переворачивать, поэтому о блинах говорят печь, а не жарить.
- Ребята, а вы когда-нибудь слышали поговорку «Первый блин комом?» В таком случае давайте подумаем – в старину на Руси блины пекли в печи, не переворачивая, чему ж там скомкаться? (Действительно, первый блин чаще всего получается комом – бледный, толстый, некрасивый. Нужно следить за тем, чтобы блин не подгорел. Для этого его нужно своевременно переворачивать.)
7. Блины до сих пор пользуются большой популярностью. Их любят в Германии, Франции - это тонкие блинки, свёрнутые в рулетики Мексике тортильяс (фасоль, мясо), Венгрии «А-ля Гундель» (изюм, орехи, политы шоколадом), США 12 февраля – День блина.
Их пекут не только по праздникам, но и в будни. Они бывают тонкие и толстые, на молоке, дрожжах, сыворотке, и с припеком и с начинками. А чтобы сухой блин горло не драл, к ним подают сметану, масло, мед, икру. Блины с черной и красной икрой! Это чисто русское изобретение удивляет и восхищает гурманов всего мира. Царский деликатес!
Карта готова сверим с эталоном. Всё ли верно?
Технологическая карта Приготовление блинов. 1. Соеденить яица, соль, сахар, хорошо перемешать; |
Пользуясь технологической картой вместе с вами буду готовить тесто.
Тесто готово - давайте будем выпекать!
Чтобы выпекать, нужно вспомнить правила техники безопасности:
1. Включать и выключать электроприбор сухими руками
2. с горячей сковородой:
- Брать сковороду с плиты только прихваткой;
- Смазывать сковородку приподняв над плитой;
- Переворачивать блины специальной лопаткой.
Какие основные требования предъявляют хозяйки к блинам?
- Блины должны быть все одинаковые по форме, величине и толщине.
- Они должны быть красивыми и румяными.
- Блины должны быть пропеченными внутри.
Вертушка.
Жетоны (желтый) - выпечка блинов
Пока два ученика выпекают блины, соблюдая технику безопасности, остальные учащиеся сервируют стол к чаю и сворачивают блины.
Жетоны (розовый) - Пользуясь технологическими картами, вам нужно самостоятельно приготовить 4 вида начиненных блинчиков
Технологическая карта. Как свернуть блин?
1. Обычная трубочка |
Жетоны (желтые) - Сервировка стола (с кратким пояснением)
- Главное правило «поглощения» блинов гласит – кушать их надо непременно горячими! Выложи солнечное угощение стопочкой в центре стола и не забудь подать к нему разнообразную начинку. По русской традиции Древняя русская пословица гласит: «Блин – не стог, на вилы не наколешь». В старину каждый кругляш считался обрядовым кушаньем, символом солнца, наступления весны и надежды на сытную жизнь. «Солнышко» просто грех было жестоко резать ножом и нанизывать на вилку. Блин полагалось брать руками, макать его в понравившуюся начинку или заворачивать в него кусочки рыбки и смачно откусывать. Ты можешь запросто последовать народным традициям и, не стесняясь, вымазать свои ручки в жире. Складывай блинчики в конвертики или скручивай их в рулетики и наслаждайся вкуснятиной. Если угощения с творогом, мясом или другими начинками, также не стесняйся их есть руками. Главное перед трапезой – запастись салфетками, чтобы потом было чем вытереть жир.
На фуршете, и не только
В официальной обстановке стоит напрочь забыть народный этикет и вспомнить о том, как правильно пользоваться ножом и вилкой.
Во время выпекания сервировки и свёртывания блинов:
Анна Николаевна-
Эй, девчонки – хохотушки!
Запевайте-ка частушки!
Начинайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Девочки начинают петь и подхватывают эстафету мальчик (домашнее задание).
Частушки.
1.
Ешьте! Пейте! Угощайтесь!
И побольше развлекайтесь
Масленица у ворот –
Открывайте шире рот!
2.
Блин с вареньем, блин с икрою,
С родниковою водою!
Праздник солнца к нам пришел,
На душе так хорошо!
3.
Мы на масленой неделе
Праздник ненарушили,
Все друзья плясали, пели,
Мы блиночки кушали!
4.
На санях с высоких горок
Девочки катаются,
Ну, а мальчики-обжоры
Животами маются.
Скоморох 2: (с ложками)
Ложки оловянные,
Ложки деревянные,
Ложками стучи-бренчи,
Музыку веди.
Ай-да за нами! Хороводы и игры дальше водить.
Анна Николаевна:
Воскресенье – седьмой день масленицы: «ПРОЩЁННЫЙ ДЕНЬ».
Все друг у друга просят прощения и сжигают чучело Масленицы. Прощаются с зимой и зовут весну и солнышко.
- Ходи, хоровод,
Весели честной народ,
На земле, ветрам открытой,
Завершаем праздник мы
В честь румяной именитой.
В звонкой песне не забытой
Нашей матушки – Зимы.
Игра «Золотые ворота». Эту игру знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки, и дошла она до нас почти в неизмененом виде. В ней нет необходимости быть сильным, ловким или быстрым. Эта игра иного рода — эмоциональная, она создает настроение, веселое и жизнерадостное.
Ни один праздник в старые времена не обходился у молодых людей без этой игры.
ФОНОГРАММА ВОРОТА
Анна Николаевна:
Ах, какие молодцы!
Вы, ребята, удальцы!
А чтобы год был богатым и счастливым,
Зиму мы провожаем,
Счастья всем вокруг желаем,
Пусть уйдет скорей зима,
Снег растает без труда,
Будем мы блины любить,
Ведь без них нам не прожить.
Ребята, давайте проводим Зиму веселым ярким хороводом!
Уходи от нас Зима, загостилась! Приходи скорей, Весна, сделай милость!
Маша Фролова: И ваши желания обязательно сбудутся, ведь весна – это время начала новой жизни, время пробуждения матушки природы от зимнего сна, время когда сбываются мечты!
Хоровод «Прощай, масленица!».
Надежда Альфредовна: Вот и подошел к концу урок. Давайте вспомним, что нового мы сегодня на уроке услышали, увидели и узнали. (Перечисление хороводов, игр, приготовление блинов, а также песен и пословиц).
Молодцы, ребята, все вы хорошо поработали! Общая картина масленичного гулянья получилась замечательная!
- Ребята, вы сейчас выберите себе стикеры. (дети выбирают). Они не простые, а со смыслом. Каждый имеет свой цвет не случайно:
- КРАСНЫЙ - Ничего не понял, не интересно.
- ЖЁЛТЫЙ – Частично понял, может быть
- ЗЕЛЁНЫЙ – Всё понял, было интересно
Прикрепите свой стикер на наше СОЛНЫШКО, которое висит на стене, рядом с чучелом МАСЛЕНИЦЫ.
Анна Николаевна: Желаем Вам всегда хранить в сердце красоту народных русских традиций, радость души, которая всегда была свойственна нам. Постарайтесь, как встарь, от души повеселиться в эти последние масленичные денёчки, водить хороводы, петь песни и частушки и вволю полакомиться вкусными блинами. Блинами, которые вы сами можете испечь.
УЧИТЕЛЯ: Вам спасибо за внимание, за активное старанье, за веселье, шутки, смех. И награда будет для всех! Приглашаем на блины, к самовару.
Звучит веселая народная хороводная музыка
Домашнее задание (за столом)
Надежда Альфредовна: - Соберите вокруг стола семью и устройте праздник одного блюда. И пусть таким блюдом станет русское национальное блюдо – блины. Пригласите на этот праздник самых близких и дорогих вам людей – родителей, бабушек и дедушек, сестер и братишек. Они очень будут благодарны вам за ваше внимание к ним, горды за то, что вы есть у них, что вы не забываете их, помните, любите и уважаете. Предоставьте возможность близким и родным вам людям оценить ваши кулинарные способности.