Работа с родителями

Разделы: Работа с родителями

Ключевые слова: родители


В законе “Об образовании” говорится о том, что школа и семья имеют равные права в воспитании детей. В нашей стране семейная политика признана самым приоритетным направлением социальной политики.

В современном обществе многие семьи озабочены экономическими проблемами и происходит самоустранение родителей от воспитания детей. Родители воспитывают детей интуитивно, не пытаются изучать специальную литературу и чаще всего это воспитание осуществляется «на ходу», между делом. Безусловно, это не приносит хороших результатов. Если ребенок в семье не находит помощи, поддержки, понимания, то, конечно, он это ищет и находит на стороне. Но внешнее окружение не всегда бывает хорошим. Ребенок, выпадая из-под влияния семьи, попадает под негативное влияние окружающих. Это все способствует росту преступности, наркомании, безнадзорности. Чтобы подобных моментов в жизни детей было как можно меньше, школа вместе с родителями должна уделять большое внимание учебно-воспитательному процессу.

Семья - естественная среда развития ребенка. Именно в семье закладывается основа будущей личности. При поступлении ребенка в школу, возникает «педагогический треугольник»: учитель - ученик - родитель. Взаимоотношения, которые складываются между учителем, учеником и родителями, бесспорно, влияют на достижения и развитие детей. Самым главным направлением деятельности современной школы является педагогическое взаимодействие с семьями учащихся. Чтобы ребенок был достаточно образован и развит, нужно повышать педагогическую грамотность и культуру родителей.

Родители должны быть не пассивными наблюдателями, а активными участники образовательного процесса. Все, конечно, понимают, что воспитание – это сложная работа. И начинаться она должно с семьи. С древнейших времен существует народная мудрость, которая гласит: «Ребенок учится тому, что видит у себя в доме». Именно в семье начинает закладываться характер ребенка, ценности.

Поэтому классный руководитель должен установить связь с семьей, наладить партнерские отношения с родителями.

Очень важно, чтобы за время обучения ребенка в школе семья и классный руководитель стали “одной семьей’, вместе бы решали вопросы воспитания.

Строить работу классному руководителю с родителями очень непросто. Она должна осуществляться по нескольким направлениям: со всем родительским коллективом, группой или индивидуально.

Можно использовать следующие приемы:

  • лекции, индивидуальные консультации, памятки для родителей. Это поможет повысить психолого-педагогические знания родителей.
  • родительские собрания, совместные творческие дела.

Это нужно для того, чтобы вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.

Конечно, самой популярной и удобной формой работы с родителями остаются классные родительские собрания. На собрании можно обсудить задачи учебно-воспитательной работы класса, спланировать воспитательную работу, рассмотреть актуальные педагогические проблем.

На собрании учитель должен быть спокойный, доброжелательный. Это даст возможность родителям раскрепоститься и включиться в обсуждение проблем.

На деле оказывается, что традиционные родительские собрания не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Нетрадиционные формы проведения встреч с родителями являются наиболее эффективными и интересными. Поэтому в течение нескольких последних лет учителя разрабатывали проекты собраний в форме дискуссий, диспутов, чтобы пробудить интерес к жизни детей, привлечь родителей к участию в мероприятиях, установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, установить доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения.

Обязательным условием для предупреждения возникновения конфликтных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителем, ежедневная беседа с родителями о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Если учитель не информирует родителей о том, чем занимался их ребенок, то, конечно, любая мать, которая любит своего ребенка, захочет получить информацию от других родителей. Эта информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

Возникают ситуации, когда педагогу кажется, что родители слишком много и часто обращаются к учителю с претензиями. Вместо того, чтобы разобраться в ситуации, он делает вывод о том, что эти родители сложные, конфликтные вступает в спор, пытается доказать им, что они не правы, убеждает, что на самом деле все обстоит благополучно. Такая позиция недопустима, она насторожит родителя, и в следующий раз он вряд ли будет обращаться со своими проблемами к этому педагогу. Учитель должен правильно реагировать на жалобы родителей и должен быть готов исправить ситуацию, принять правильные меры к урегулированию спорных вопросов, наладить контакт с родителями ребенка. Крайне важно дать понять, что учитель может профессионально разобраться в ситуации и при следующей встрече расскажет о принятых мерах. Ни в коем случае к подобным ситуациям нельзя подходить формально.

Успешность работы педагога в большей степени зависит от умения его общаться. Естественно, что ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит педагогу, так как он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.

В современном обществе и среди педагогов популярна фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». У каждого учителя есть печальный опыт общения с родителями. Бывает трудно добиться с ними взаимопонимания. Встречаются молодые мамы, которые придерживаются принципа: «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», Родительские собрания посещают родители тех детей, у которых возникает в процессе обучения меньше всего проблем, другие начинают обвинять педагога во всех неудачах. Поэтому педагогу важно быть хорошим психологом, уметь находить выход из конфликтных ситуаций. В педагогической практике именно общение является важнейшим фактором профессионального успеха.

Молодые современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные и хорошо знают, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому учитель ни в коем случае не должен стоять на позиции наставления. Будет гораздо лучше и эффективнее создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, показать заинтересованность разобраться в проблемах семьи и помочь ей.

Нельзя навязывать родителям свою точку зрения и «учить их жизни», так как фразы «На Вашем месте я бы…» и другие им подобные могут обидеть собеседника и не способствуют процессу общения.

Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.

Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и родителями. Подобное поведение педагога может спровоцировать конфликт.

Каждый ребенок должен знать, что у него есть близкий человек, к которому он всегда может обратиться в трудную для него минуту. Страшно для человека в любом возрасте лишиться поддержки близких людей, тогда может наступить разочарование во всем.

Чтобы помочь ребенку решить проблемы, взрослый должен уметь решать свои проблемы. Многие родители не сильны в вопросах педагогики и психологии, не учитывают возрастных особенностей своих детей, или не хотят серьезно относиться к ситуации, не видя в ней проблему Это мешает им выбрать единственно правильную линию поведения.

Литература

  1. Воронов В. В. Технология воспитания / В. В. Воронов. - М. : 2000.
  2. Воронов В. В. Разнообразия форм воспитательной работы / В. В. Воронов. - Воспитание школьников. - Москва, 2001. - №6.
  3. Гейко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка / В. А. Гейко // Начальная школа. - 1999. - №3.
  4. Гаврилова Т. П. Учитель и семья школьника / Т. П. Гаврилова // Знание - 1988. - №9.
  5. Дементьева И. Ф. Современная российская семья: трудности и надежды / И. Ф. Дементьева // Педагогика. - №6. - 1996.