Урок музыки в 3-м классе по теме "Музыкальная имитация"

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3

Ключевые слова: канон, фуга, имитация


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Урок предназначен для освоения понятий «имитация» и «фуга» в 3-м классе общеобразовательного учреждения. К материалам урока разработана Презентация и «Рабочая тетрадь» учащегося (Приложение 1).

Цель урока – создание условий для развития образного и ассоциативного мышления, творческого воображения.

Учебные задачи:

  • закрепить знания о музыкальном каноне;
  • изучить понятия «музыкальная имитация», «фуга»;
  • выразительно исполнить каноны «Музыкальное эхо», «Музыканты» и песню С.Халаимова «Хочу конфет»;
  • осваивать особенности музыкальной имитации;
  • анализировать строение канона;
  • понимать художественно-выразительное значение фуги;
  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать произведения С.Ляховицкой «Дразнилка» и В.Шаинского «Весёлая фуга»;
  • наблюдать за особенностями имитации в пьесе «Дразнилка» и вступлением голосов в «Весёлой фуге»;
  • воспринимать и понимать аналоги имитации в других видах деятельности и окружающем мире (танец, движение трамвая и троллейбуса, старт бегунов на беговой дорожке);
  • определять на слух произведения С.Ляховицкой «Дразнилка» и В.Шаинского «Весёлая фуга»;
  • определять по нотной записи произведения М.Андреевой «Музыкальное эхо» и С.Ляховицкой «Дразнилка»;
  • определять птиц, которые способны имитировать;
  • давать самооценку работы на уроке.

Планируемые результаты:

  • «личностные – наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • метапредметные – умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах, для решения задач;
  • предметные – уметь воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека» [1].

Программно-техническое обеспечение:

  • компьютер;
  • проекционная система;
  • звуковоспроизводящая аппаратура.

Ход урока

Урок начинается приветствием и установкой на продуктивную совместную деятельность. Проводится речевая разминка – ритмический канон «Столовая» и распевка М.Андреевой «Музыкальное эхо». Учащиеся исполняют песню С.Халаимова «Хочу конфет». Учитель запускает презентацию.

Номер слайда

Содержание урока

 1

Титульный слайд учитель не открывает учащимся во время урока.

 2

В качестве введения в тему урока демонстрируются две иллюстрации. Учащиеся сравнивают их друг с другом и приходят к выводу, что на обеих иллюстрациях присутствует подражание. Дети обращают внимание на то, что подражание бывает разным. На первой иллюстрации котик старательно пытается сыграть на маленьком рояле так же, как мальчик. На второй иллюстрации Бяка тоже как будто бы подражает пению девочки. Но это скорее не подражание, а передразнивание. Учитель сообщает им, что слово «подражание» по-итальянски – «имитация».

 3

Он объявляет ребятам тему урока: «Музыкальная имитация».

 4

Перед детьми ставится учебная задача: за 10 секунд им предстоит прочитать с экрана текст, запомнить его и пересказать. Учащиеся работают в паре со своим соседом по парте.

 5

Текст задания взят из учебника «Музыка». 3 класс. Часть 2: «Слово имитация означает «подражание». Имитировать – значит подражать кому-нибудь. Музыкальная имитация – это повторение музыкального мотива в другом голосе. Повторение может быть точным либо изменённым» [2].

 6

Ребятам, которые догадались сразу поделить текст на две части и запомнить каждый свою часть, удаётся достаточно точно воспроизвести текст по памяти.

 7

После пересказа детям демонстрируется оригинал текста, который обсуждается с учителем и закрепляется в памяти ребят благодаря повторениям.

 8

Учащимся предстоит наблюдение отличий точного и неточного повторений мелодии при имитации. Учитель акцентирует внимание ребят на нотном примере распевки М.Андреевой «Музыкальное эхо». Дети наблюдают точное повторение мотивов мелодии вторым голосом. Партия правой руки фортепиано исполняет мелодию первого и второго голоса.

 9

Ребята обращают внимание на нотный пример пьесы С.Ляховицкой «Дразнилка». Им предстоит ответить на вопрос, почему композитор дала пьесе такое название? Дети отвечают, что левая рука партии фортепиано повторяет те же ноты, что и правая, но в противоположном направлении и в другой октаве. Одинаковый ритм позволяет сохранить эффект подражания (имитации).

10 

Учитель напоминает учащимся, что одним из произведений, основанных на принципе имитации, является канон. Каноны дети неоднократно исполняли на уроках музыки в качестве распевок в начале урока. Учитель объясняет, что само слово «канон» встречается не только в музыке. В переводе с греческого языка слово «канон» означает «правило», которое не подлежит изменению.

11 

В музыке канон – это произведение, в котором  один голос повторяет другой, вступая позже него. Музыкальный канон похож на разговор хороших друзей, которые думают одинаково и высказывают одни и те же мысли через небольшой промежуток времени. Учитель предлагает учащимся обратить внимание на то, что в приведённом на слайде примере мелодия канона состоит из трёх мотивов, которые можно условно обозначить плюсами, кружочками и минусами. Второй и третий голоса канона вступают позже первого, но повторяют в точности ту же самую мелодию. В каноне имитация точная. В тот момент, когда все три голоса этого канона встречаются, все три мотива мелодии, обозначенные плюсами, кружочками и минусами, звучат одновременно во всех голосах. Они всё время меняются местами, но звучат всегда гармонично. Достаточно вспомнить распевки в форме канонов «Кофе», «Братец Якоб».
В чём же секрет мелодии канона, если она звучит красиво и по горизонтали, как мелодия, и по вертикали, как созвучия? Как удаётся сочинить такие замечательные мелодии? Учащиеся высказывают свои предположения о том, как композитор сочиняет мелодию канона. Учитель спрашивает учащихся: «Как вы думаете, композитор сначала сочиняет целиком всю мелодию или сначала пишет небольшой мотив, а затем старается подобрать к нему второй и третий голос, которые могли бы звучать гармонично?». Дети воспринимают пояснение в вопросе, как подсказку. Но эта подсказка позволяет им понять не только секрет написания канона, но и непростой процесс создания замечательных произведений. Учитель продолжает пояснять, что после сочинения второго и третьего голосов к первому мотиву композитор соединяет все эти три мотива в одну мелодическую линию. Так и получается мелодия канона, которая в трёхголосном исполнении звучит красиво.

12 

В качестве примера учитель предлагает ребятам исполнить каноном немецкую народную песню «Музыканты». Учащиеся исполняют её как двухголосный канон.

13 

Учитель сообщает, что ещё одной «формой общения» музыкантов с использованием приёма имитации является фуга. Слово «фуга» в переводе с латинского языка означает «бег». Учитель обращает внимание детей на иллюстрацию слайда. Бегуны на беговой дорожке начинают соревнование с разных стартовых мест. В фуге мелодии «стартуют» поочерёдно, каждый голос в своё время.

14 

Фуга так же, как и канон, напоминает разговор друзей, которые хорошо понимают и слышат друг друга, даже если говорят одновременно. Но музыкальные высказывания второго и третьего друзей могут немного отличаться от речи первого друга. У одного или двух друзей может появиться развёрнутое высказывание по теме разговора или небольшое отступление от темы. Таким образом, у фуги более сложное строение, имитация с изменениями.

15 

Учитель предлагает учащимся послушать произведение известного композитора, автора многих любимых песен для детей и взрослых Владимира Шаинского «Весёлая фуга», которое звучит в мультипликационном фильме «Катерок».

16 

Ребятам предстоит ответить на вопрос, кто от кого «убегает» в «Весёлой фуге»? Чтобы учащиеся могли заметить вступление каждого голоса в многоголосном произведении, на слайде поочерёдно появляются кружочки всех цветов радуги. После прослушивания дети отвечают, что первый голос фуги как бы «убегает» от остальных голосов, а они его стараются догнать.

17 

Учитель задаёт вопрос: «Каков характер мелодии фуги, песенный, танцевальный или маршевый?». Верными являются ответы «песенный» и «танцевальный». Учитель подчёркивает, что мелодии фуги обычно бывают сосредоточенного, песенного или танцевального характера.

18 

Учащиеся анализируют средства выразительности музыки, которые создают настроение фуги. Ребята отвечают, что произведение написано в мажорном ладу, в быстром темпе, динамика громкая. Поэтому фуга звучит задорно, энергично, ярко, игриво.

19 

На этапе обобщения полученных знаний учащиеся видят на экране три понятия, с которыми они работали на уроке: имитация, канон и фуга. Учитель поясняет, что имитация – это приём музыкального развития, лежащий в основе таких произведений, как канон и фуга.

20 

Чем же отличаются друг от друга канон и фуга? В качестве примера учитель приводит два вида транспорта: трамвай и троллейбус. И тот, и другой передвигаются с помощью электричества. Учитель задаёт вопрос: «Сможет ли трамвай самостоятельно уехать в депо при отключении электричества, поломке, сможет ли он объехать машину? А троллейбус сможет?».
Жизненный опыт подсказывает нескольким учащимся, что при отключении электричества или поломке водитель троллейбуса опускает токоприёмники и ведёт его, как автобус. Объехать машину троллейбус может. Трамвай едет по рельсам, он со своего пути сойти не может. С места поломки его необходимо буксировать с помощью другого трамвая. Объехать машину трамвай не может. Учитель обращает внимание учащихся на то, что движение трамвая напоминает движение голосов в каноне. В каноне имитация точная. А в фуге движение голосов относительно свободное, как движение троллейбуса. В фуге имитация изменённая.

21 

Учитель предлагает детям принять участие в «танцевальной имитации». Двое учащихся выходят к доске и показывают одноклассникам танцевальные движения по музыку песни «Отличница». Одноклассники должны точно повторить эти движения. Поскольку детям заранее неизвестны движения ведущих танцоров, то они выполняют эти движения с опозданием. Таким образом, получается танцевальная имитация. Пластическое интонирование позволяет ребятам снять мышечное напряжение и переключиться с умственной деятельности на физическую активность.

22 

Для закрепления полученных знаний и навыков в игровой форме учитель предлагает учащимся ответить на ряд вопросов и выполнить задания в Рабочей тетради (см. Приложение1).

23 

На первый вопрос дети отвечают, что сегодня на уроке они познакомились с тремя понятиями: имитация, канон и фуга. Учитель обращает внимание детей на таблицу самооценки, которую надо заполнять после выполнения каждого задания.

24 

Для выполнения Задания 1 (закрепление понятий) необходимо соединить стрелками понятия «имитация», «канон», «фуга» и их определения. Ребята определяют подходящие пары. Учитель показывает на экране верные ответы, и учащиеся заносят в таблицу количество данных ими правильных ответов, а также исправляют ошибочные ответы.

25 

Учитель предлагает определить количество голосов в «фуге», тема которой условно обозначена деталями пазла. Дети дают ответ на этот вопрос: четыре голоса.

26 

Перед выполнением Задания 2 (определение на слух) учитель поочерёдно включает звуковые файлы  для прослушивания. После заполнения учащимися ответов на задание в Рабочей тетради учитель показывает правильный ответ на слайдах. Первым звучит произведение В.Шаинского «Весёлая фуга». Ребята ставят цифру «1» в «Рабочей тетради» напротив одного из четырёх прозвучавших на уроке произведений. Проверять правильность ответа можно сразу коллективно или после прослушивания второго звукового файла.

27 

Далее воспроизводится пьеса С.Ляховицкой «Дразнилка». Дети ставят в Задании 2 цифру «2». После показа верных ответов на экране учащиеся вносят количество данных ими правильных ответов в таблицу самооценки.

28 

Задание 3 связано с определением названий произведений по нотной записи (работа с нотным текстом). Ребята записывают в Рабочей тетради названия пьес и после проверки на слайде вносят количество данных ими верных ответов в таблицу самооценки, а затем исправляют ошибочные ответы. В примере № 1 представлена нотная запись пьесы «Дразнилка», в примере № 2 – запись произведения «Музыкальное эхо».

29 

Учащиеся подсчитывают количество данных ими правильных ответов на три задания и выставляют себе отметку в таблицу самооценки выполнения заданий в соответствии с критериями, представленными в Рабочей тетради.

30 

В качестве домашнего задания учитель предлагает детям дома в Рабочей тетради раскрасить птиц, которые умеют имитировать, то есть подражать. Учащиеся называют изображённых на слайде птиц: ворон, скворец, голубь, попугай, воробей.
Учитель благодарит детей за сотрудничество в освоении понятий «имитация» и «фуга».

Литература

  1. В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. «Музыка» Рабочая программа. 1-4 классы. – М.: Дрофа, 2019 г.
  2. В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. Искусство. Музыка. 3 класс. Часть 2. М: - «Дрофа», 2019 г.

CD

  1. Библиотека векторных изображений, часть 1. ООО «Элком», 2004.
  2. Музыка. 3 класс: Фонохрестоматия. Диск II. В.В.Алеев, Т.Н. Кичак. М., Дрофа, 2017.

Интернет-ресурсы

  1. Ссылки на Интернет-ресурсы находятся в Приложении 2.