Внеклассное мероприятие в 9-м классе на тему «Кто не знает своего прошлого, не стоит своего будущего»

Разделы: Внеклассная работа, Патриотическое воспитание

Класс: 9

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цели:

  • методическая: продемонстрировать методику проведения воспитательного мероприятия в форме «живого» квеста;
  • дидактическая:
    • способствовать национальному, интеллектуальному, духовному воспитанию обучающихся;
    • формировать интерес к культурному наследию;
    • мотивация учащихся к изучению истории родной страны, своего края;
  • развивающая:
    • совершенствование речи учащихся с целью успешного обучения, в дальнейшем - адаптации в обществе;
    • развитие навыка выразительного чтения, речевого этикета;
    • повышение информационной культуры;
    • развитие гражданского самосознания и критического мышления;
    • привитие интереса к литературе, музыке, искусству;
  • воспитательная:
    • пробуждение патриотических чувств учащихся, интереса к истории своей страны, своего края;
    • воспитание чувства сопереживания, сострадания и уважения к старшему поколению;
    • воспитание эмоциональной отзывчивости;
    • формирование опыта нравственного поведения личности и активной гражданской позиции.

Тип мероприятия: «живой» квест.

Оборудование:

  • георгиевские ленты, выставка книг о войне, портреты бессмертного полка «История войны в лицах моей семьи»;
  • видеозапись с воспоминаниями детей войны;
  • презентация.

Ход мероприятия

Честь, совесть, долг, порядочность, надежность –
самое важное из того, что дает человеку жизнь.
Обладая таким богатством, можно выстоять
в любых, даже невыносимо тяжелых
обстоятельствах. Выстоять и победить.
Б.Васильев

1. Вступительное слово учителя. (слайд 1)

- Добрый день, уважаемые гости, участники сегодняшнего мероприятия. Мы рады видеть вас в стенах нашего гостеприимного класса. Я надеюсь, что у нас сегодня состоится конструктивный разговор. Для продуктивной работы мы разделились на команды. (Представление команд: название, девиз)

  1. Краеведы
  2. Историки
  3. Защитники истории
  4. Патриоты

- На нашем мероприятии присутствует Соловьева Татьяна Андреевна, которая много лет являлась директором районного краеведческого музея, а сегодня она выступит в качестве эксперта на нашем мероприятии. А ещё по совместительству наша бабушка, которая помогала нам в подготовке мероприятия.

2. Выразительное чтение ученицей рассказа Ильи Турчина «Крайний случай»

Так и дошёл Иван до Берлина, неся на своих могучих плечах свободу. В руках у него был неразлучный друг - автомат. За пазухой - краюшка материнского хлеба. Так и сберёг краюшку до самого Берлина.

9 мая 1945 года разгромленная фашистская Германия сдалась. Смолкли орудия. Остановились танки. Отвыли сигналы воздушных тревог. Тихо стало на земле. И люди услышали, как шуршит ветер, растёт трава, поют птицы.

В этот час попал Иван на одну из берлинских площадей, где ещё догорал подожжённый фашистами дом. Площадь была пуста. И вдруг из подвала горящего дома вышла маленькая девочка. У неё были тоненькие ножки и потемневшее от горя и голода лицо. Нетвёрдо ступая по залитому солнцем асфальту, беспомощно протянув руки, будто слепая, девочка пошла навстречу Ивану. И такой маленькой и беспомощной показалась она Ивану на огромной пустой, будто вымершей, площади, что он остановился, и сердце его стиснула жалость.

Достал Иван из-за пазухи драгоценную краюшку, присел на корточки и протянул девочке хлеб. Никогда ещё краюшка не была такой тёплой. Такой свежей. Никогда ещё так не пахла ржаной мукой, парным молоком, добрыми материнскими руками. Девочка улыбнулась, а худенькие пальцы вцепились в краюшку.

Иван осторожно поднял девочку с опалённой земли. А в этот миг из-за угла выглянул страшный, обросший Фриц - Рыжий лис. Что ему было до того, что кончилась война! Только одна мысль крутилась в его помутившейся фашистской голове: "Найти и убить Ивана!". И вот он, Иван, на площади, вот его широкая спина. Фриц - Рыжий лис достал из-под пиджака поганый пистолет с кривым дулом и выстрелил предательски из-за угла.

Пуля попала Ивану в самое сердце. Дрогнул Иван. Пошатнулся. Но не упал - побоялся девочку уронить. Только почувствовал, как тяжёлым металлом наливаются ноги. Бронзовыми стали сапоги, плащ, лицо.

Бронзовой - девочка на его руках.

Бронзовым - грозный автомат за могучими плечами.

С бронзовой щеки девочки скатилась слеза, ударилась о землю и превратилась в сверкающий меч.

Взялся бронзовый Иван за его рукоятку. Закричал Фриц - Рыжий лис от ужаса и страха. Дрогнула от крика обгорелая стена, рухнула и похоронила его под собой...

И в ту же минуту краюшка, что оставалась у матери, тоже бронзовой стала. Поняла мать, что стряслась с сыном беда. Кинулась на улицу, побежала, куда сердце повело. Спрашивают её люди:

- Куда торопишься?

- К сыну. С сыном беда!

И подвозили её на машинах и на поездах, на пароходах и на самолётах. Быстро добралась мать до Берлина. Вышла она на площадь. Увидела бронзового сына - подкосились у неё ноги. Упала мать на колени, да так и замерла в вечной скорби своей.

Бронзовый Иван с бронзовой девочкой на руках и по сей день стоит в городе Берлине - всему миру виден. А присмотришься - заметишь между девочкой и широкой Ивановой грудью бронзовую краюшку материнского хлеба. 

И если на Родину нашу нападут враги, оживёт Иван, бережно поставит девочку на землю, поднимет свой грозный автомат и - горе врагам!

- Прослушав текст, как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Об увековечении памяти войнов, погибших в годы Великой Отечественной войны)

- Прошлое нужно знать?

- Да, ребята, действительно, «Кто не знает своего прошлого, не стоит своего будущего».

- А о каком памятнике идет речь в тексте? (Судя по всему это монумент «Во́ину-освободи́телю» в берлинском Трептов-парке. Один из трёх советских военных мемориалов в Берлине (вместе с мемориалами в Панкове и Тиргартене). Скульптор Е.В.Вучетич, архитектор Я.Б.Белопольский, художник А.А.Горпенко, инженер С.С.Валериус. Открыт 8 мая 1949 года. Высота — 12 метров. Вес — 70 тонн. Монумент «Во́ин-освободи́тель» является символом победы советского народа в Великой Отечественной и Второй мировой войне, и освобождения народов Европы от нацизма.
Монумент является заключительной частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл — фронту» в Магнитогорске и «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане в Волгограде. Подразумевается, что меч, выкованный на берегу Урала, потом был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен после Победы в Берлине) (слайд 2)

1 мин.

3. - Ребята, а почему говорят советскому войну-освободителю? (Потому что было государство Советский Союз. Люди со всего Советского Союза встали на защиту своего Отечества).

(Рассказ ученика о прадеде – участнике Великой Отечественной войны)

4. - Ребята, а в нашем городе есть сооружения, в которых увековечена память о советских войнах? (Стела у железной дороги; обелиск войнам-харабалинцам в центре Комсомольского парка, который позднее был дополнен мемориалом; памятник войнам в Братском садике).

- А вы помните, как они выглядят? Сейчас проверим.

Задание 1. Пазл со сбором изображений.

(Проверка слайды 3,4,5)

5. – Сейчас мы проверим, знаете ли вы, на каких улицах расположены эти объекты.  Есть ли на них памятные надписи?  (Дополнительно)

Задание 2

  • Парк Комсомольский, улица Ленина. «Их имена бессмертны».
  • Братский садик, улица Кирова.
  • Стела у железной дороги, улица Лесхозная. «Имена ваши неизвестны, подвиг ваш бессмертен».

(Проверка слайды 6,7)

6. Работа с эпиграфом

- Как вы понимаете слова Бориса Васильева, писателя-фронтовика?

(Фото слайд 6)

- Да, они выстояли и победили.

7. Историческая справка

- А сейчас поработает с документами. Обратимся к материалу, посвященному Белой стеле. Задание группам.

1. Команда «Историки». Какие события предшествовали открытию памятника? (Сталинградская битва. 1942 год. Операция по освобождению Харькова. 270 тысяч бойцов попадают в плен.169 стрелковая дивизия разгромлена и переведена в Харабали, где проходило её переформирование. Июнь 1942 года. Немцы двинулись на Сталинград. В конце июля 1942 года начинается Сталинградская битва) (слайды 7,8,9)

2. Команда «Краеведы». Как происходило формирование эшелонов? (169 стрелковая дивизия разгромлена и переведена в Харабали, где проходило её переформирование. В здании СОШ №1 было 2 отделение госпиталя. Оттуда подлечившиеся бойцы направлялись на защиту Сталинграда. 5 августа 1942 года Астрахань и весь Астраханский округ становятся прифронтовыми. Происходит формирование воинских эшелонов). (слайды 10,11,12,13,14)

3. Команда «Защитники истории». Войны-харабалинцы, участвовавшие в Сталинградской битве. (Точных данных по этому вопросу нет, но районным архивом и военкоматом ведется сбор информации. Мы надеемся, что скоро мы узнаем, имена всех участников этого сражения). (слайд 15)

- Ребята, уже который год подряд вы с портретами своих родных принимаете участие в акции «Бессмертный полк». Это наши земляки-харабалинцы. Их портреты вы видите сегодня на стенде «История войны в лицах моей семьи». Давайте вспомним их.

- Живая связь времен. Радостно от того, что мы услышали: «Это мой папа, мой дед, мой прадед, моя прабабушка». Связь поколений не нарушена. И у такой страны, где помнят свое прошлое, несомненно, будет светлое будущее. Иначе все жертвы были напрасны.

4. Команда «Патриоты» Бомбежка эшелона. (Бомбежек было несколько. 15 октября 1942 года была самая сильная на станции Верблюжья. Погибло 500 человек. А что касается станции Харабалинская, то здесь бомбежка произошла 2 октября 1942 года. (слайды 16,17,18)

Из письма Анны Алексеевны Крупновой: «Я очевидец этого события. В то время началось строительство аэродрома. В тот день 2 октября 1942 года день был тихий, солнечный и по-летнему теплый. Работа шла как обычно. За гулом машин никто не услышал гул самолетов вражеских. Их было 7. Мы их услышали, когда они уже были построены в пике и летели к воинскому эшелону, только что прибывшему. Откуда он прибыл, я не знаю, но шел он на Астрахань. Паровоз остановился между буграми, где сейчас обелиск, а остальной состав растянулся по всей длине аэродрома. Так как день был солнечный, многие солдаты вышли в степь. Только солдаты ушли, как налетела вражеская семерка и начала бомбить эшелон. Бойцы в страхе выбегали из вагонов и тут же падали убитыми и ранеными. Когда самолеты улетели, вдоль железной дороги стояла стена из поднятой земли и дыма. Оставшиеся в живых бойцы хоронили своих товарищей (руки, ноги, страшно было смотреть). Закопали 3 больших воронки от вражеских бомб.

8. – Тысячи тысяч братских могил разбросаны по земле. И никогда к ним не зарастет народная тропа.

- А почему они называются братскими? (слайды 19,20)

- Открытие памятника павшим бойцам состоялось в марте 1968 года. Стела была установлена 9 мая 1975 года, когда захоронили останки солдат, погибших при бомбежке воинского эшелона в 1942 году. Имя одного из них известно: Зубков Федор Николаевич (слайды 21,22)

- Мы с вами говорим о том, что Белая стела – памятник-символ всем погибшим во время бомбежек в годы Великой Отечественной войны.

(слайд 21)

9. Работа с выставкой книг. (слайд 23)

- Память о войне увековечена и на страницах документальной и художественной литературы.

- Какие книги о войне вы читали?

(Б.Васильев «А зори здесь тихие», «Завтра была война»; Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»; М.Карим «Радость нашего дома»; К.Воробьев «Убиты под Москвой»; Г.Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»; А.Твардовский «Василий Теркин»;В.Богомолов «Иван»; В.Катаев «Сын полка»)

- Действительно, «Сын полка» - книжка о приключениях Вани Солнцева на войне. Мальчик находился под присмотром взрослых, любим и лелеем ими. Они видят в нем своих детей и оттого так ласковы, заботливы, бережны с ним.

Иное дело – богомоловская повесть. Она изначально трагична по своему звучанию, на ее страницах нет места шуткам, проказам мальчика, здесь редки даже улыбки.

- И Валентин Катаев и Владимир Богомолов показали войну с разных сторон, каждый из них увидел её лик по-своему. Но ни тот, ни другой не погрешил против правды.

- Размышляя над страницами книг о войне, мы воссоздаем картины прошлого в своем сознании и сердце и тем самым проявляем уважение к памяти тех, кто отстоял нашу Родину в борьбе с фашизмом.

 -Ребята, а ведь в произведениях устного народного творчества тема войны тоже нашла свое отражение. Давайте вспомним пословицы. Я читаю начало, а вы заканчиваете: (слайд 24)

1. Война не лечит, а калечит.

2. Чтобы успешно воевать, надо много знать.

3. Воевать не хотим, но земли своей не отдадим.

4. Война трудна, да победа красна.

5. Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.

6. Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет.

7. Не силою дерутся, а умением.

8. С родной земли – умри, но не сходи.

- И в самом деле: война – это тяжелое, суровое, жестокое время, она ломает человеческие судьбы, не щадя никого – ни старых, ни малых.

С другой стороны, и во время войны продолжается жизнь: зима сменяется весной, в лесу расцветают ландыши, приходят весточки с фронта, живут надежда, любовь, вера в победу. И, конечно, люди улыбаются друг другу. Иначе наш народ не вынес бы эти четыре страшные года.

И на знамени Победы есть капельки крови всех защитников Отечества.

10. Слово Соловьевой Т.А. (слайд 25)

- Татьяна Андреевна, несколько слов о сегодняшнем мероприятии.

11. Заключение

 – Да, Победы без жертв не бывает. А были ли они оправданы, судить вам, потомкам тех, кто отдал свои жизни ради вашего светлого будущего. Ведь все они думали о доме, своих родных.

- А символом чего является дом? Давайте поострим свой дом. Из белых листов бумаги. Объясните свою постройку.

 И обязательно хотели вернуться домой, чтобы увидеть глаза матери, березку под окном родного дома И, наверное, хотели, чтобы вы сегодня были просто счастливыми людьми.

(видео со словами Мурзагалиевой )

- Мне кажется, итог того, о чем мы сегодня говорили, вы увидите на экране. (видео со счастливыми моментами).

- Вы согласны со словами на экране? (Да!)