Экологические практики в профессиональном образовании

Разделы: Экология

Ключевые слова: исследовательская деятельность, экология, устойчивое развитие, программа «Эко-школа»


Современное общество каждый день получаем различную информацию о глобальных проблемах мира – о бедности, продовольственном кризисе, сложностях международного взаимодействия, экологических проблемах. Ученые придерживаются разных точек зрения относительно того, удастся ли человечеству решить глобальные проблемы, в частности проблемы экологии. Пессимисты утверждают, что разрешить накопившиеся проблемы невозможно, со временем они только усилятся и приведут к гибели человечества. Оптимисты верят, что научно-технические достижения человечества помогут найти пути решения глобальных проблем. Для этого человечеству надо встать на путь устойчивого развития: в ситуации устойчивого развития темп экономического роста и уровень инвестиций в окружающую среду делают возможным сохранение природных ресурсов [1].

Как может образовательное учреждение, преподаватель способствовать решению глобальных проблем на локальном уровне? Еще 8-10 лет назад представлялось возможным сформировать экологически грамотного и экологически ответственного молодого человека через введения в учебный план дисциплины «Экология». На занятиях преподаватель освещал глобальные экологические проблемы, приводил статистические данные свидетельствующие о непрерывной нагрузки на окружающую среду и катастрофические последствия этого, в том числе деградации природных экосистем, падении уровня биоразнообразия, глобальном изменении климата. Предполагалось, что знание этих шокирующих фактов заставит студентов сразу осознать необходимость перемен и вызовет потребность в экологически целесообразном поведении. Однако результат, как правило, оказывается другим. Некоторые учащиеся приходили к убеждению, что «экологический апокалипсис» неизбежен и мы всё равно не сможем его предотвратить, а значит, нет необходимости предпринимать какие-либо действия; другие дистанцировались от полученной информации, пологая что «все эти ужасы» происходят где-то не здесь, с кем-то другим или случатся когда-нибудь потом. При таком подходе учащийся не имел возможности получить опыт установления причинно-следственной связей между глобальными и локальными явлениями и событиями, собственным поведением и действиями. Таким образом, мы увидели, только информирование о проблеме не обеспечивает развития критического подхода к осмыслению этой проблемы, формированию целостного личного отношения к ней и, в конечном итоге, не побуждает молодого человека к действиям.

Сегодня мы пробуем другой возможный путь приобщения молодого поколения к процессу решения глобальных проблем, которые названы «глобальными» так как имеют значение во всем мире и могут быть решены только через международное сотрудничество – это формирование у учащихся личного опыта через участие в решении проблемы или активное наблюдение за процессом решения проблемы. Одним из современных механизмов решения экологических проблем является проектная деятельность.

В далеком 1994г. FEE – датская общественная организация «Фонд экологического образования» начала программу «Эко-школы» (далее Программа), чтобы вовлечь молодых людей в поиск путей перехода к экологически устойчивому развитию на местном уровне. Программа с тех пор превратилась в международное движение, охватывающее образовательные учреждения разного уровня по всему миру. Образовательные учреждения (ОУ)Иркутской области включился в данную Программу с 2010 года с целью – улучшать свою жизнь, делать её более экологически дружелюбной, действовать позитивно в своей природной окружающей среде. Участие учащихся в программе «Эко-школа» предполагает взаимосвязь интеллекта, чувств и деятельности.

Методология программы «Эко-школа» основывается на семи шагах, разработанных на основе стандартов ISO 14001/ EMAS9 (международный стандарт управления окружающей средой и система экоменеджмента Европейского Союза): создание экологического совета образовательного учреждения; исследование экологической ситуации в ОУ и его окружении; разработка плана действия; мониторинг и оценка выполнения плана; включение экологической тематики в дисциплины; сотрудничество с другими организациями с целью использования их опыта и привлечения их в качестве экспертов, а так же организация совместных мероприятий; формирование и принятие Экологического кодекса [2]. Программа имеет четыре темы»: «Энергия», «Мусор», «Вода». Выполняя шаг за шагом программу по вышеназванным темам, мы увидели, что огромный плюс «Эко школы» - обучения посредством действия. Действуя в рамках выбранной темы, учащиеся работают над реальными задачами, а не над искусственными ситуациями; учащиеся учатся не только у преподавателя, но и сами у себя, в процессе анализа реальных проблем, участвуя в их решении и обсуждении; работают с различными базами информации для выбора и принятия различных решений в контексте реальных ситуаций; учатся мыслить критически и принимать ответственность за выбор решения. Разрабатывая практико-ориентированные, легко осуществимые экологические проекты, молодое поколение имеют возможность почувствовать, что большинство экологических проблем может быть решено и предотвращено именно ими. Это осознание они впоследствии будут передавать дальше.

Первый главный успех по Программе – это получение Зеленого флага, что служит признанием и одобрением того, что ОУ соответствует стандартам экологического образования. В настоящее время Иркутский региональный колледж педагогического образования имеет три Зелёных флага. Флаги были получены за ряд достижений:

  • в области энергосбережения (разработаны тематические плакаты и стикеры; организована работа группы «энергетический патруль» из числа студентов, которые отслеживают выключение света, компьютеров в кабинетах и т.д.; создан модельный энергосберегающий кабинет где установлены отражатели за батареями, установлено сенсорное освещение и энергосберегающие лампы ; создана энергосберегающая комиссия , которая разрабатывает план как уменьшить энергопотребление не только в учебном корпусе но и в общежитии ИРКПО);
  • в области управления отходами (усовершенствовали организацию сбора и удаления отходов; организовали сбор макулатуры для сдачи на переработку; регулярно убираем парковую зону при колледже и в ближайшем окружении; объявляем сбор утиль сырья для вторичной переработки;
  • в области водосбережения (провели «водный аудит» для улучшения водопотребления как в учебном корпусе так и в общежитии; придумали ряд интересных решений по его снижению; осуществили мониторинг и оценили фактическое потребления, горячей и холодной воды за 2014-2019 учебный год с результатами выступили на студенческой конференции);
  • в области пропаганды здорового образа жизни (организовали туристические походы; провели общеколледжную физкульт-минутку; разработали и провели акцию «Меняем сигареты на витамины»; организовали флэш-моб « Движение это жизнь»);
  • в области участия в социальных практиках экологического характера (осуществляется информационное сопровождение всероссийских экологических мероприятий на колледжном радио и ТВ канале; организована акция «Откажись от равнодушия и грубого потребительства»; организовали творческий конкурс «АРТМУСОР»; участвовали в семинаре «Экослед товара».

Как видим, важную роль в программе «Эко-школа» играет самостоятельная исследовательская деятельность учащихся. Вовлечение студентов в процесс исследования экологических проблем с учетом специфики педагогического образования развивает творческое отношение к профессии, способствует совершенствованию экологической культуры. В процессе работы студент не только овладевает различными способами исследовательской деятельности (в том числе и междисциплинарными), но и приобретает опыт самостоятельного разрешения теоретических проблем. Участники Программы видят связь теоретических знаний с жизнью, с непосредственными запросами природы, общества и культуры. Стоит отметить, что самостоятельная исследовательская деятельность студентов предполагает интеграцию содержания специальных, общепрофессиональных и экологических дисциплин. За время участия в Программе студентами провели ряд самостоятельных исследований: «Экологический след студентов колледжа»; «Мировоззренческие позиции при изучении экологических проблем»; «Эколого-фаунистический анализ животного мира озера Байкал»; «Отношение студентов к сортировке мусора» и другие. Результаты исследований были представлены в 2019году на студенческой конференция «Устойчивое развитие общества: противоречие мировоззренческой модели».

Успешность вышеперечисленных направлений деятельности педагогического колледжа обеспечивается реализацией принципа единства познания, переживания, действия. Участие в международной программе «Эко-Школа» и включение в экологически ориентированное проектирование способствует воспитанию молодого поколения, осознающего свою ответственность за сохранение окружающей среды. Студенты непосредственно участвующие в реализации Программы не только знают о глобальных проблемах намного больше чем другие, но и приобретают лидерские качества, способность принимать решения, брать на себя ответственность. По нашему глубокому убеждению, главный результат участия в Программе это действенное стремление будущих педагогов жить в гармонии с собой, природой, обществом и воспитывать подобное стремление у своих учеников.

Литература

  1. Дятлов С.А. Основы концепции устойчивого развития: учеб. пособие / С.А.Дятлов. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 185 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/21494. - ISBN 978-5-16-012029-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1031521
  2. Лучшие практики экологического образования в интересах устойчивого развития: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции 1–4 ноября 2017 г. Санкт-Петербург, Россия / Отв. ред. С.В.Алексеев, Э.В.Гущина, Л.И.Гущина. — СПб.: «Крисмас+», 2017. — 352 с.