Проектирование современного урока физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Классы: 6, 7, 8, 9


В настоящее время в системе физкультурного образования выделяются три основных направления современного урока по учебному предмету «Физическая культура» - оздоровительное, тренировочное и образовательное.

Считалось тренировочное направление урока, главная задача которого заключалась в том, чтобы на уроках дать школьникам побольше упражнений, нагрузить их, добиться высокой моторной плотности. Урокам оздоровительной и образовательной направленности практически не уделялось должного внимания. Такое положение в основном сохранилось и поныне, хотя в программных документах по физической культуре эти направления продекларированы. В связи с введением дополнительного третьего урока по физической культуре открывается больше перспектив у учителей в плане сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Таким образом, урок должен обладать образовательной направленностью. Цель данных уроков – чтобы ребенок приобрел такие специальные знания, которые он сумеет перенести в обыденную жизнь и с пользой применить в других видах деятельности. Современный образовательный урок по учебному предмету «Физическая культура» должен быть комплексным, межпредметным, в своей основе объединяющим в себе знания по биологии, математике, истории, физике и другим дисциплинам. Именно такой урок позволит учащимся более полно осмыслить необходимость физкультурного образования и будет ориентирован на решение следующих задач:

Комплекс педагогических задач

К образовательно-инструктивным задачам относятся:

1. Вооружение учащихся знаниями, необходимыми для самостоятельного использования физических упражнений, факторов внешней среды, режима учебы, труда и отдыха в целях своего физического совершенствования.

2. Формирование у учащихся двигательных навыков и умений по основным жизненно важным движениям:

  • аналитическая «школа движений» как система элементарных гимнастических упражнений и способов их взаимосвязанного выполнения, с помощью которых формируется умение дифференцированно управлять отдельными движениями и развивается способность координировать их в различных сочетаниях;
  • система упражнений, рассчитанных на освоение основных способов рационального использования сил для перемещения в пространстве, преодоления препятствий и оперирования предметами;
  • «школа» единоборства, противодействия, взаимодействия в условиях сложных форм двигательной деятельности.

3. Формирование у учащихся умения использовать знания и двигательные навыки в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями в семье, по месту жительства, в местах массового отдыха, труда и другой общественно-полезной деятельности.

К группе оздоровительно-рекреационных задач могут быть отнесены:

1. Содействие достижению гармоничности в физическом развитии школьников.

2. Подготовка организма учащихся к постепенно возрастающим интеллектуальным и физическим нагрузкам.

3. Формирование правильной осанки детей школьного возраста.

4. Содействие повышению устойчивости организма школьников к неблагоприятным воздействиям внешней среды (закаливание).

Воспитательно-развивающие задачи включают в себя:

1. Обеспечение оптимального развития двигательных (физических) качеств (способностей) учащихся.

2. Содействие развитию моральных и волевых качеств учащихся.

3. Содействие формированию социальной активности учащихся.
4. Формирование здорового образа жизни потребности систематически заниматься физическими упражнениями в быту.

Типы уроков физической культуры в зависимости от решаемых задач

№ п/п

Тип урока

Характеристика

1.

Комбинированные уроки

Одинаковое соотношение образовательных, воспитательных и оздоровит6ельныз задач

2.

Уроки с оздоровительной направленностью:

Ведущими являются оздоровительные задачи:

а)

развивающие

служат развитию различных систем организма;

б)

восстанавливающие (реабилитационные)

направлены на восстановление сил и работоспособности

3.

Уроки с воспитательной направленностью

Ведущими являются воспитательные задачи

4.

Уроки с образовательной направленностью

Ведущими являются образовательные задачи:

а)

вводные

проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении новой темы; служат для ознакомления учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, зачетными требованиями и учебными нормативами;

б)

уроки изучения нового материала (обучающие)

ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение;

в)

уроки совершенствования

применяются для углубленного изучения и закрепления учебного материала;

г)

смешанные (комплексные)

содержат в себе задачи и элементы, характерные для а, б, в, д.;

д)

контрольные

направлены на выявление успеваемости или определение уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения им знаний, умений и навыков по реме или разделу

Деятельность учителя

  • Определение и конкретизация цели урока.
  • Обоснование педагогических задач урока.
  • Подготовка места проведения урока.
  • Организация учащихся для активной учебной деятельности.
  • Постановка перед учащимися учебной задачи.
  • Обеспечение ее восприятия.
  • Осознание учебной задачи.
  • Психофизиологическая подготовка учащихся к решению задач основной части урока.
  • Организация активной учебной деятельности.
  • Получение конкретной информации о качестве учебной деятельности школьников.
  • Оценка полученной информации.
  • Анализ и обсуждение результатов учебной деятельности с учащимися.
  • Коррекция собственных педагогических воздействий на коллектив учащихся класса (группы учащихся или отдельных из них).
  • Определение содержания самостоятельных учебных заданий для учащихся.
  • Подведение итогов урока.
  • Организованное завершение урока определением групповых, общих и индивидуальных заданий на дом.

Деятельность учащихся

  • Подготовка к уроку (приобретение формы, одежды, обуви, соблюдение норм личной и общественной гигиены, выполнение домашних заданий, психологической настройки к активной деятельности на уроке).
  • Явка на место проведения урока.
  • Сосредоточение внимания на его педагогических воздействиях (словесных, зрительных и др.).
  • Выполнение команд, распоряжений, заданий учителя.
  • Восприятие и осознание учебных заданий (задач).
  • Проектирование собственных действий.
  • Активная интеллектуальная и практическая познавательная работа.
  • Само- и взаимоконтроль за результатами практической работы.
  • Получение конкретной информации о качестве собственной учебной деятельности.
  • Самооценка учебной деятельности (взаимооценка).
  • Само- и взаимоанализ оценочных суждений.
  • Обсуждение результатов учебной деятельности с другими учащимися и учителем.
  • Внесение корректив в собственную учебно-познавательную деятельность и др.

Основные элементы урока физической культуры

а) организация подготовки учащихся к уроку;

б) постановка цели урока и обеспечение ее восприятия учащимися;

в) психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока и активная познавательно-рекреационно-двигательная деятельность занимающихся;

г) обучение двигательным действиям;

д) развитие двигательных качеств;

е) воспитание духовно-нравственных и волевых качеств личности;

ж) контроль, оценка и анализ результатов учебной деятельности занимающихся;

з) коррекция учебно-воспитательных воздействий;

и) снижение физической нагрузки учащихся;

к) подведение итогов урока;

л) задание на дом;

м) организованное завершение.

Критерии анализа современного урока

  1. Результативность
  2. Структура урока
  3. Активизация деятельности учащихся
  4. Дидактическая структура учебного материала
  5. Самостоятельность и творчество в учебной деятельности
  6. Учебно-методический комплекс

Заключение

Физическая культура является учебным предметом, предусмотренным учебным планом во всех классах общеобразовательной школы. Содержание предмета регламентируется государственной программой, а практическая реализация осуществляется на уроках физической культуры. Таким образом, посещение уроков является обязательным для всех учащихся школы. В зависимости от состояния здоровья и уровня физического развития учащиеся делятся на три группы.

На уроках физической культуры учитель создает условия для решения всех задач физического воспитания, направляет самостоятельную работу учащихся. Уроки в значительной мере определяют содержание других форм физического воспитания. Все эти обстоятельства и выводят урок в ранг основной формы физического воспитания школьников. 

Литература

1. Барышников Ю.А. Уроки физической культуры в 7 – 8 классах средней школы / Ю.А. Барышников, Г.П. Богданов, Б.Д. Ионов и др. – М.: Просвещение, 1986.
2. Барышников Ю.А. Уроки физической культуры в 9 – 10 классах средней школы / Ю.А. Барышников, Г.П. Богданов, И.А. Водянникова и др. – М.: Просвещение, 1987.
3. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. – М.: Просвещение, 1991.
4. Гандельсман А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста (медико-биологические основы) / А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. – М.: Физкультура и спорт, 2006.
5. Деркач А.А. Творчество тренера / А.А. Деркач, А.А. Исаев. – М.: Физкультура и спорт, 1995.
6. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 1980.
7. Каюров В.С. Книга учителя физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1973.
8. Кузнецова З.И. Физическая культура в школе: методика уроков в 9 – 10 классах. – М.: Просвещение, 1992.
9. Куколевский Г.М. Физическое совершенствование. – М.: Медицина, 1987.
10. Мейксон Г.Б. Методика физического воспитания школьников / Г.Б. Мейксон, Л.Е. Любомирский. – М.: Просвещение, 2001.
11. Мишин Б.И. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности. – М.: Астрель, 2002.
12. Набатникова М.Я. Специальная выносливость спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 2002.
13. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2004.
14. Полиевский С.А. Физкультура и профессия / С.А. Полиевский, И.Д. Старцева. – М.: Физкультура и спорт, 1998.
15. Сидоров Л.К. Формирование и реализация потребностей в движении детей и школьников в системе непрерывного физкультурного образования: концепции, условия, структура / Л.К. Сидоров, В.Л. Высоцкий, Е.Ю. Емельянчик, В.А. Иванов. – Красноярск: КГПУ , 2001.
16. Усаков В.И. Программно-методическое обеспечение оздоровительного воздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада, школы. – Омск, 2000.