В настоящее время в системе физкультурного образования выделяются три основных направления современного урока по учебному предмету «Физическая культура» - оздоровительное, тренировочное и образовательное.
Считалось тренировочное направление урока, главная задача которого заключалась в том, чтобы на уроках дать школьникам побольше упражнений, нагрузить их, добиться высокой моторной плотности. Урокам оздоровительной и образовательной направленности практически не уделялось должного внимания. Такое положение в основном сохранилось и поныне, хотя в программных документах по физической культуре эти направления продекларированы. В связи с введением дополнительного третьего урока по физической культуре открывается больше перспектив у учителей в плане сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Таким образом, урок должен обладать образовательной направленностью. Цель данных уроков – чтобы ребенок приобрел такие специальные знания, которые он сумеет перенести в обыденную жизнь и с пользой применить в других видах деятельности. Современный образовательный урок по учебному предмету «Физическая культура» должен быть комплексным, межпредметным, в своей основе объединяющим в себе знания по биологии, математике, истории, физике и другим дисциплинам. Именно такой урок позволит учащимся более полно осмыслить необходимость физкультурного образования и будет ориентирован на решение следующих задач:
Комплекс педагогических задач
К образовательно-инструктивным задачам относятся:
1. Вооружение учащихся знаниями, необходимыми для самостоятельного использования физических упражнений, факторов внешней среды, режима учебы, труда и отдыха в целях своего физического совершенствования.
2. Формирование у учащихся двигательных навыков и умений по основным жизненно важным движениям:
- аналитическая «школа движений» как система элементарных гимнастических упражнений и способов их взаимосвязанного выполнения, с помощью которых формируется умение дифференцированно управлять отдельными движениями и развивается способность координировать их в различных сочетаниях;
- система упражнений, рассчитанных на освоение основных способов рационального использования сил для перемещения в пространстве, преодоления препятствий и оперирования предметами;
- «школа» единоборства, противодействия, взаимодействия в условиях сложных форм двигательной деятельности.
3. Формирование у учащихся умения использовать знания и двигательные навыки в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями в семье, по месту жительства, в местах массового отдыха, труда и другой общественно-полезной деятельности.
К группе оздоровительно-рекреационных задач могут быть отнесены:
1. Содействие достижению гармоничности в физическом развитии школьников.
2. Подготовка организма учащихся к постепенно возрастающим интеллектуальным и физическим нагрузкам.
3. Формирование правильной осанки детей школьного возраста.
4. Содействие повышению устойчивости организма школьников к неблагоприятным воздействиям внешней среды (закаливание).
Воспитательно-развивающие задачи включают в себя:
1. Обеспечение оптимального развития двигательных (физических) качеств (способностей) учащихся.
2. Содействие развитию моральных и волевых качеств учащихся.
3. Содействие формированию социальной активности учащихся.
4. Формирование здорового образа жизни потребности систематически заниматься физическими упражнениями в быту.
Типы уроков физической культуры в зависимости от решаемых задач
№ п/п |
Тип урока |
Характеристика |
1. |
Комбинированные уроки |
Одинаковое соотношение образовательных, воспитательных и оздоровит6ельныз задач |
2. |
Уроки с оздоровительной направленностью: |
Ведущими являются оздоровительные задачи: |
а) |
развивающие |
служат развитию различных систем организма; |
б) |
восстанавливающие (реабилитационные) |
направлены на восстановление сил и работоспособности |
3. |
Уроки с воспитательной направленностью |
Ведущими являются воспитательные задачи |
4. |
Уроки с образовательной направленностью |
Ведущими являются образовательные задачи: |
а) |
вводные |
проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении новой темы; служат для ознакомления учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, зачетными требованиями и учебными нормативами; |
б) |
уроки изучения нового материала (обучающие) |
ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение; |
в) |
уроки совершенствования |
применяются для углубленного изучения и закрепления учебного материала; |
г) |
смешанные (комплексные) |
содержат в себе задачи и элементы, характерные для а, б, в, д.; |
д) |
контрольные |
направлены на выявление успеваемости или определение уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения им знаний, умений и навыков по реме или разделу |
Деятельность учителя
- Определение и конкретизация цели урока.
- Обоснование педагогических задач урока.
- Подготовка места проведения урока.
- Организация учащихся для активной учебной деятельности.
- Постановка перед учащимися учебной задачи.
- Обеспечение ее восприятия.
- Осознание учебной задачи.
- Психофизиологическая подготовка учащихся к решению задач основной части урока.
- Организация активной учебной деятельности.
- Получение конкретной информации о качестве учебной деятельности школьников.
- Оценка полученной информации.
- Анализ и обсуждение результатов учебной деятельности с учащимися.
- Коррекция собственных педагогических воздействий на коллектив учащихся класса (группы учащихся или отдельных из них).
- Определение содержания самостоятельных учебных заданий для учащихся.
- Подведение итогов урока.
- Организованное завершение урока определением групповых, общих и индивидуальных заданий на дом.
Деятельность учащихся
- Подготовка к уроку (приобретение формы, одежды, обуви, соблюдение норм личной и общественной гигиены, выполнение домашних заданий, психологической настройки к активной деятельности на уроке).
- Явка на место проведения урока.
- Сосредоточение внимания на его педагогических воздействиях (словесных, зрительных и др.).
- Выполнение команд, распоряжений, заданий учителя.
- Восприятие и осознание учебных заданий (задач).
- Проектирование собственных действий.
- Активная интеллектуальная и практическая познавательная работа.
- Само- и взаимоконтроль за результатами практической работы.
- Получение конкретной информации о качестве собственной учебной деятельности.
- Самооценка учебной деятельности (взаимооценка).
- Само- и взаимоанализ оценочных суждений.
- Обсуждение результатов учебной деятельности с другими учащимися и учителем.
- Внесение корректив в собственную учебно-познавательную деятельность и др.
Основные элементы урока физической культуры
а) организация подготовки учащихся к уроку;
б) постановка цели урока и обеспечение ее восприятия учащимися;
в) психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока и активная познавательно-рекреационно-двигательная деятельность занимающихся;
г) обучение двигательным действиям;
д) развитие двигательных качеств;
е) воспитание духовно-нравственных и волевых качеств личности;
ж) контроль, оценка и анализ результатов учебной деятельности занимающихся;
з) коррекция учебно-воспитательных воздействий;
и) снижение физической нагрузки учащихся;
к) подведение итогов урока;
л) задание на дом;
м) организованное завершение.
Критерии анализа современного урока
- Результативность
- Структура урока
- Активизация деятельности учащихся
- Дидактическая структура учебного материала
- Самостоятельность и творчество в учебной деятельности
- Учебно-методический комплекс
Заключение
Физическая культура является учебным предметом, предусмотренным учебным планом во всех классах общеобразовательной школы. Содержание предмета регламентируется государственной программой, а практическая реализация осуществляется на уроках физической культуры. Таким образом, посещение уроков является обязательным для всех учащихся школы. В зависимости от состояния здоровья и уровня физического развития учащиеся делятся на три группы.
На уроках физической культуры учитель создает условия для решения всех задач физического воспитания, направляет самостоятельную работу учащихся. Уроки в значительной мере определяют содержание других форм физического воспитания. Все эти обстоятельства и выводят урок в ранг основной формы физического воспитания школьников.
Литература
1. Барышников Ю.А. Уроки физической культуры в 7 – 8 классах средней школы / Ю.А. Барышников, Г.П. Богданов, Б.Д. Ионов и др. – М.: Просвещение, 1986.
2. Барышников Ю.А. Уроки физической культуры в 9 – 10 классах средней школы / Ю.А. Барышников, Г.П. Богданов, И.А. Водянникова и др. – М.: Просвещение, 1987.
3. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. – М.: Просвещение, 1991.
4. Гандельсман А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста (медико-биологические основы) / А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. – М.: Физкультура и спорт, 2006.
5. Деркач А.А. Творчество тренера / А.А. Деркач, А.А. Исаев. – М.: Физкультура и спорт, 1995.
6. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 1980.
7. Каюров В.С. Книга учителя физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1973.
8. Кузнецова З.И. Физическая культура в школе: методика уроков в 9 – 10 классах. – М.: Просвещение, 1992.
9. Куколевский Г.М. Физическое совершенствование. – М.: Медицина, 1987.
10. Мейксон Г.Б. Методика физического воспитания школьников / Г.Б. Мейксон, Л.Е. Любомирский. – М.: Просвещение, 2001.
11. Мишин Б.И. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности. – М.: Астрель, 2002.
12. Набатникова М.Я. Специальная выносливость спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 2002.
13. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2004.
14. Полиевский С.А. Физкультура и профессия / С.А. Полиевский, И.Д. Старцева. – М.: Физкультура и спорт, 1998.
15. Сидоров Л.К. Формирование и реализация потребностей в движении детей и школьников в системе непрерывного физкультурного образования: концепции, условия, структура / Л.К. Сидоров, В.Л. Высоцкий, Е.Ю. Емельянчик, В.А. Иванов. – Красноярск: КГПУ , 2001.
16. Усаков В.И. Программно-методическое обеспечение оздоровительного воздействия физической культуры в условиях семьи, детского сада, школы. – Омск, 2000.