Проект недели экологии «Экология и мы»

Разделы: Внеклассная работа, Экология

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: неделя экологии, Архангельская область


Пояснительная записка

Актуальность проблемы. В настоящее время экологическое воспитание в школе становится все более актуальным. Это связано с тяжелой ситуацией на земле. Одна из причин такого положения – экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Проведение экологических внеклассных мероприятий имеет огромное образовательное и природоохранное значение.

Научить обучающихся думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко. Охрана и защита природы позволяет ощутить свою значимость, взрослость, способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное. Наша планета должна быть не только демократической, но и экологически чистой: без загрязняющих атмосферу заводских труб, без варварской эксплуатации лесов и почв, с озёрами и реками, не отравляемыми неочищенными стоками.

Задачами экологии являются: как сохранить планету для будущих поколений, как жить с нею в согласии, как научиться экологически мыслить и обрести экологическое самосознание.

Задачей экологии является и то, как лучше научиться понимать природу и бережно относиться к ней с юности, осознавать необходимость чувствовать себя ответственным за отношения Человека и Природы, оценивать причины неблагоприятной экологической обстановки.

И, только заинтересовывая подростков, привлекая их к активной деятельности, можно в будущем рассчитывать на грамотных, компетентных людей.

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

Являясь активной формой обучения, неделя экологии вносит разнообразие в процесс обучения, вызывает живой интерес, воспитывает культуру общения. Данная разработка была использована при проведении недели экологии в школе, изучении курса «Общая биология» в старших классах, при проведении классных часов природоохранной тематики. Неделя экологии была проведена в МБОУ «Карпогорская ВСШ № 51».

Введение

Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.

Экологическое образование и воспитание молодежи - настоятельное требование времени. Чем быстрее растет производство, тем больше производится отходов, растет загрязнение воздуха, поверхностных и подземных вод, исчезают местообитания и отдельные виды животных и растений, теряются ценные экосистемы и ландшафты.

Решение экологических проблем невозможно обеспечить усилиями одних только специалистов-экологов, управленцев, юристов, инженеров, законодателей - или же властными институтами общества. Для эффективного достижения цели - повышения экологической безопасности - необходимо активное участие всех людей вне зависимости от их социального или культурного статуса.

Для продолжения изучения экологии во внеурочное время в школе проводятся предметные недели, в том числе по экологии.

Целью настоящего проекта является обобщение накопленных экологических знаний и воспитание экологического образования обучающихся, привлечение внимания школьников к экологическим проблемам Архангельской области и планеты в целом.

Задачи:

  • Активация познавательного интереса учащихся к экологии через проведение тематической недели.
  • Повышение и пропаганда экологической культуры и экологического сознания учащихся.
  • Формирование желания принять активное участие в мероприятиях по экологии.
  • Развитие организаторских способностей учащихся.
  • Воспитание бережного отношения к природе.
  • Расширение и углубление экологических знаний, полученных на уроках.
  • Привитие любви и бережного отношения к родной природе через практическую деятельность.

Гипотеза (способ реализации идеи и замысла проекта).

Предположение, что зная экологические проблемы, учащиеся будут бережно относиться и любить окружающую среду, научатся быть заботливыми и ответственными гражданами своей земли.

Формы реализации проекта:

  • Викторины, интеллектуальные уроки – игры эколого-биологического, химико-биологического, эколого-химического содержания, экологическая игра-путешествие;
  • Конкурс плакатов «Дом, в котором мы живем!»
  • Выставка поделок из бросового материала;
  • Создание костюмов из бросового материала;

Методы реализации проекта:

  • Беседы;
  • Работа с дополнительной литературой;
  • Наблюдение;
  • Анализ представленной информации;
  • Частично-поисковые методы.
  • Извлечение информации, представленной в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация).

Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность воспитанников (образовательная, познавательная, художественная, творческая, игровая).

Ожидаемый результат:

В результате реализации проекта недели экологии «Экология и мы» воспитанники должны знать:

  • Основы экологической культуры.
  • Особенности природы своего края, села.
  • Значение природы для человека.
  • Охраняемые растения и животные своего края, страны.
  • Правила поведения в природе.

Воспитанники должны уметь:

  • Пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания.
  • Бережно, ответственно, эмоционально-доброжелательно относиться к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
  • Защищать природу и бороться за ее сохранение.

Этапы реализации проекта:

  • 1 этап - Подготовительный
  • 2 этап - Основной
  • 3 этап – Заключительный

Подготовительный этап:

  • Сбор и анализ литературы (методического материала) по данной теме.
  • Определение цели и задач, исходя из интересов и потребностей воспитанников.
  • Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию недели экологии.

Основной этап:

  • Проведение уроков биологии и химии с экологической направленностью, викторин, конкурсов, игр на экологическую тематику.
  • Приобщение воспитанников к активной деятельности по охране природы.
  • Изготовление костюмов из бросового материала к конкурсу «Мусорные фантазии».

Заключительный этап:

  • Конкурс плакатов на тему «Дом, в котором мы живем!»
  • Защита костюмов из бросового материала.
  • Создание коллажей на тему «Здоровье»
  • Подведение итогов.

Примерный план мероприятий на неделю экологии

Неделя экологии проводилась в соответствии с планом, который разрабатывался заранее. Неделя экологии сочетает в себе разные формы индивидуальной, групповой, массовой внеурочной работе.

План проведения недели экологии

Дата проведения

Название мероприятия, тип мероприятия

30.10 (понедельник)

Линейка «Открытие недели экологии».
Уроки химии в рамках недели экологии «Экология и мы»

31.10 (вторник)

Уроки биологии «Экология Архангельской области»

01.11 (среда)

Конкурс костюмов из бросового материала «Мусорная фантазия»

02.11 (четверг)

Конкурс стенгазет, плакатов «Дом, в котором мы живем!»

03.11 (пятница)

Игра по станциям «Экологическое кругосветное путешествие», подведение итогов, награждение

Прогнозируемые результаты

Активизация познавательного интереса учащихся; повышение и пропаганда экологической культуры и экологического сознания учащихся; формирование желания принять активное участие в экологических мероприятиях; развитие коммуникативных качеств личности; расширение общего кругозора учащихся; воспитание бережного отношения к природе родного края и планеты в целом.

Понедельник (30.10.) Урок химии в рамках предметной недели экологии «Экология и мы». (10, 11 классы)

Все учащиеся класса составляют две команды.

Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, закрепить экологические знания, формировать интерес к изучению химии, биологии и экологии.

Оборудование: презентация, видео «Это наша Земля!», «Экология – спасение Земли в наших руках!», карточки с заданиями для команд.

(слайд 1).

Учитель: Добрый день. Мы собрались здесь, чтобы поговорить об экологии, которая сегодня перестала быть только экологической дисциплиной, как это считалось еще тридцать лет назад, и заняла свое место среди прочих фундаментальных наук: математики, физики, химии, биологии.

Современная экология стала крупнейшей междисциплинарной отраслью знаний. Но она имеет и свою специфику. (слайд 2). Как удачно подметил российский эколог Н.Ф.Реймерс: «Она всегда ставит в центре изучения живое, смотрит на мир его глазами, будь то отдельная особь, популяция организмов, биоценоз или человек, всё человечество…».

Вот мы и постараемся посмотреть на некоторые проблемы с этих позиций.

Для выполнения первого задания вам нужно вспомнить один из законов Барри Коммонера – «Всё связано со всем».

(слайд 3).

Задание 1. «Литературный конкурс»

Задание выдается командам по вариантам, карточки с заданиями вытаскивают капитаны команд.

Учитель: Для разминки вы должны составить сказку или рассказ из предложенных вам фраз, расположив их в логической последовательности, а затем вы зачитаете свои творения. (слайд 4).

Вариант 1: Составьте сказку.

  1. Филин обиделся и улетел в другой лес.
  2. Мыши стали поедать соты и разорили ульи.
  3. Пришлось мужику мириться с филином.
  4. Не стало пчел – не опыляются травы, и их урожайность понизилась.
  5. Худо стало мужику без мёда и молока.
  6. Не стало филина – расплодились мыши.
  7. Мало стало травы – корова стала давать мало молока.
  8. Мужик сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!»

Ответ: 8, 1, 6, 2, 4, 7, 5, 3. (слайд 5).

Вариант 2: Составьте рассказ (слайд 6).

  1. Воды реки Минимата принесли соединения ртути в море.
  2. Отравленная ртутью рыба стала малоподвижной, и местные жители стали ловить в море рыбу сачками.
  3. В 1956 году в Японии произошел сброс соединений ртути в реку Минимата со сточными водами от завода по производству поливинилхлорида, где ртуть использовалась в качестве катализатора.
  4. Ртуть попала в организм людей и вызвала тяжелое поражение нервной системы (расстройства речи, слуха, зрения) – эта болезнь получила название «болезнь Минимата».
  5. В море соединения ртути поглощались водорослями, инфузориями и мелкими ракообразными, которыми питалась рыба.
  6. «Болезнь Минимата» повторилась в Японии в 1964–65 гг., когда отравилось 180 человек, из которых 52умерли.

Ответ: 3, 1, 5, 2, 4, 6. (слайд 7).

Учитель: А сейчас вы поработаете экспертами-экологами и выберете наиболее приемлемый, по вашему мнению, вариант решения из трех возможных, обосновав свое мнение.

Задание 2. «Экологический решебник». (слайд 8).

Выдается командам по вариантам.

Вариант 1: (слайд 9).

Фермеры Туниса встревожены появлением огромных популяций пешей саранчи. Стаи её медленно передвигаются, поедая всю растительность до самой земли. Через неделю саранча поднимется на крыло, и большие серые тучи её, преодолевая десятки и сотни километров, опустятся на фермерские поля. Когда такая стая садится на поле, слышен хруст, как во времена сильного града. После взлета стаи глазам фермера предстанет печальная картина разорённого поля, где среди голой земли торчат отдельные стебли без листьев.

Для спасения урожая возможны три варианта решения:

  1. Использование ядохимикатов (500 долларов).
  2. Выращивание богомолов, поедающих саранчу (100 долларов).
  3. Наём рабочих с хлопушками и лопатами (100 долларов).

Какое решение вы считаете наиболее экономически выгодным?

Ответ: наиболее эффективно использование ядохимикатов, т.к. выращивать богомолов уже поздно – саранча скоро поднимется на крыло и уничтожит весь урожай фермеров. Механические методы борьбы слишком трудоемки. (слайд 10).
Вариант 2: (слайд 11).

Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности капустной белянки. Возможны три решения этой проблемы, требующие от фермеров соответствующих расходов:

  1. Использование ядохимикатов (1000 долларов).
  2. Приобретение белянкового наездника (500 долларов).
  3. Механическое уничтожение кладок на листьях капусты (250 долларов).

Какое направление вы предложите как эксперты?

Ответ: наиболее эффективный метод – использование наездника: быстро снижается численность, и продукция остается экологически чистой. Ручной труд эффективен, но слишком трудоемок. (слайд 12).

Учитель: Теперь немного поиграем! В течение двух минут попытайтесь составить как можно больше слов из слова БИОЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ. (слайд 13).

Учитываться будут только имена существительные, за каждое верно составленное слово команда получает один балл.
Учитель: Отдохнули? А теперь небольшая химическая викторина. Викторина будет по плечу тем, кто дружен и с географией, историей. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.

«Из истории металлов» (слайд 14).

  1. Вспомните, какой из металлов в глубокой древности называли «небесной медью» и почему?
  2. Вспомните за возможно более короткое время, в каких географических названиях встречается слово «медь»?
  3. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковыми, а вот посуда – разная, в то время она изготавливалась из металлов. (Если участники испытывают затруднения, можно дать наводящий вопрос: Из какого чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда?)
  4. Что означает выражение: «Металл, принесенный в жертву рыжему дьяволу»?
  5. Если бы существовал приз «за активность», то атомам какого из металлов вы бы его присудили? Ответ обоснуйте.

Ответы: (слайд 15).

  1. Железо. Первое найденное человеком железо было метеоритным, т.е. небесного происхождения, а обрабатывали его так же, как и медь.
  2. Медногорск – город на южном Урале, о. Медный – один из командорских, о. Кипр – от лат. КУПРУМ.
  3. Из серебра, обладающего бактерицидными свойствами.
  4. Железо и его сплавы – стали, ржавеют. Коррозия или ржавление и называется «рыжий дьявол», т.к. от этого процесса значительные потери.
  5. Цезию, если не считать франция, которого практически нет в природе. Если рассматривать просто активный элемент, то лидером среди таковых считается цезий. Известно, что в таблице Менделеева такой параметр, как активность, имеет свойство увеличиваться по направлению справа налево и сверху вниз. В находящихся в правой группе элементах на внешнем слое располагается 1 электрон, от которого атом избавляется довольно просто. Если бы электронов присутствовало 2 (как у веществ из второй группы), то отделение электронов занимало бы еще больше времени (и так дальше). Однако и в первой группе элементы являются по своей активности совершенно не одинаковыми. Чем в более нижней строчке располагается вещество, тем на более далеком расстоянии от ядра вращается электрон, а, следовательно, оторваться от ядра ему проще. Данным приведенным условиям полностью соответствует такой металл, как цезий. Именно поэтому его и можно отнести к наиболее активным.

Учитель: А теперь викторина биологическая. (слайд 16).

«Экологические аспекты в биологии»

  1. Стеклянный сом – рыба, предпочитающая жить на небольших глубинах при достаточно сильном солнечном освещении. Объясните, почему этих рыб не пугает большое количество хищников, обитающих здесь же.
  2. Рыба гольян – настоящий каннибал. Взрослые особи иногда пожирают свое потомство. В чем биологический смысл этого явления?
  3. В Польше некоторое время усиленно уничтожали выдру как вредителя рыбоводства. Однако выяснилось, что уничтожение этого зверя вызвало вспышку заболеваний и массовую гибель рыбы. Как это объяснить?
  4. Задержанный охотинспектором браконьер утверждал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя убивать, значит и браконьера преследовать не надо, ведь говорят же, что браконьер – это хищник» убедительны ли доводы браконьера? Как бы вы провели с ним дискуссию?
  5. В Казахстане проводилось истребление сусликов путём разбрасывания отравленной приманки. Однако помимо сусликов гибли лисицы, корсаки, белые хори, которые сами приманку не съедали. Объясните причину гибели хищников.

Ответы: (слайд 17).

  1. Для стеклянного сома яркий солнечный свет – защита, на его фоне прозрачное тело рыбки незаметно для хищников.
  2. Это срабатывает механизм регуляции численности популяции.
  3. Выдра питается в первую очередь больной рыбой и поддерживает этим нормальное состояние популяции.
  4. Волки – санитары: проще всего им поймать наименее осторожных, ослабленных или просто больных животных. Так они ведут отбор на наиболее приспособленных животных, улучшая популяцию. А браконьеры убивают самых красивых и сильных животных, лишая их возможности оставить потомство и тем самым передать эти признаки потомству.
  5. Хищники питались отравленными сусликами, что и стало причиной их гибели. Это явление называется кумуляцией токсинов в цепях питания.

Задание 3. (слайд 18).

Учитель: Посмотрите на картинки презентации, вы видите название болезней человека, напрямую связанных с нарушением экологической обстановки вокруг нас.

  1. Гастрит – инфекционное заболевание желудочно-кишечного тракта.
  2. Аскаридоз – болезнь грязных рук. Аскариды – паразитические черви, живущие в тонком кишечнике человека.

Задание 4. «Что за буквами спрятано?» (слайд 19).

Знаете ли вы полную расшифровку аббревиатур, так или иначе связанных с охраной среды и здоровья человека? МСОП, СПИД, ВОЗ, ПДК, МАБ, ВООП, ВФОП, АЭС.

(слайд 20).

Ответ: МСОП – Международный союз охраны природы и природных ресурсов. СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита. ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения. ПДК – предельно допустимая концентрация (вредных веществ). МАБ – международная программа ЮНЕСКО «Человек и биосфера». ВООП – Всероссийское общество охраны природы. ВФОП – Всемирный фонд охраны природы. АЭС – атомная электростанция.

Учитель: Итак, друзья, вы неплохо потрудились и продемонстрировали основательное знание предметов. Я, надеюсь, вы для себя сделали вывод, что природа у нас одна на всех и поэтому мы должны беречь ее! За первое место победившая команда получает пятерки, за второе место – четверки.

См. продолжение описания проекта

Список литературы и интернет-ресурсов

  1. ekologicheskie-problemy…oblasti/
  2. ШколаЭкология…-proekt-tvoy-sled-na…
  3. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-nedelya-ekologii-2372766.html
  4. urok.1sept.ruстатьи/514382/
  5. http://pinimc.org.ru
  6. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова «Химия 11 класс» М: «Дрофа», 2001 г.
  7. А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник «Биология 9 класс. Введение в общую биологию и экологию» М: «Дрофа», 2014г.
  8. Д.К.Беляев, Г.М.Дымшиц «Биология. Общая биология» М: «Просвещение», 2011 г.
  9. Р.В.Бузинов, Л.Ю.Васильев, Н.С.Копытова и др. «Состояние и охрана окружающей среды Архангельской области в 2008 году». «ИПП «Правда Севера», 2009 г.
  10. Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Архангельской области «Красная книга Архангельской области (редкие и охраняемые виды растений и животных)». Под редакцией В.А.Андреева, Архангельск, 1995 г.