Введение/strong><
Актуальность данной темы определяется тем, что проблемы ценностей всегда выступали на первое место в переходные периоды общественного развития. Именно такое время переживает наше общество, с его нестабильностью и резкими социальными сдвигами.
Ценности разнообразны и многолики – материальные и духовные, личные, групповые и общественные, классовые, этнические, религиозные и многие другие. А общечеловеческие ценности – это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные нормы, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох. К ним относятся такие ценности как свобода, справедливость, мудрость, торжество, добро, правда, любовь, красота. И среди такого рода ценностей исходная, центральная и важнейшая – жизнь человека.
А.В.Кувакин о ценностях писал так: «Область ценностей – это вся область человеческого существования. Но центральной среди них является ценность человеческой жизни. Жизнь – стержневая, базовая ценность человека».
Но ценности не постоянны. По мере того как изменяется мир, изменяются и ценности. В зависимости от жизненных ситуаций, одни – на определённый период, могут становиться главными, а другие отодвигаются на задний план. Не редко то, что вчера представлялось главным (важным) сегодня оказывается ненужным. С особой силой это чувствуется в периоды революционной ломки общественных отношений, при переходе из одной возрастной группы в другую, в различных событиях трагического характера, в периоды революций, войн и других социальных потрясений.
Основная часть
Именно такой период мы сейчас и переживаем. И если до военных действий, которые ведутся в нашей республике, на первое место ставилась свобода подрастающего поколения от родительской опеки, любовь, материальные блага, наличие крутого гаджета, то сейчас самое главное для всех – жизнь, мир, благополучие наших родных, близких, друзей, семья, в которой есть мама, папа, младшие сестрички и братики. Мы как-то сразу все повзрослели и посмотрели на всё с другой стороны. Мы научились брать на себя ответственность и дорожить каждым днём жизни.
Жизнь очень хрупка, но мы этого часто не осознаём и поэтому не ценим её. Ценность жизни особенно остро ощущается в период войн, поэтому главным условием жизни является мир, мир без ночных обстрелов, пожаров и жертв. Война – это тяжёлая, грязная, мужская работа. Она предполагает убийство, потому что враг - по ту сторону окопа и, если ты не убьёшь его, то он убьёт тебя. Но когда неоправданно гибнет мирное население – старики, женщины, дети – это уже военное преступление.
В Луганске, столице нашей Республики, нашими дедами и отцами увековечена память героев гражданской и Великой Отечественной войны – создана Аллея Героев. И как страшная действительность нашего времени – создаётся Аллея Ангелов, увековечивающая память о детях, погибших при обстрелах уже в 2014–2020 гг.
Нам нужен мир, как основное условие для жизни, труда, творчества.
Да, мы изменились, произошла переоценка ценностей, но мы не потерялись в этой жизни и во многом благодаря тому, что рядом с нами наши самые близкие люди. Для нас, по-прежнему, важны: любовь и творчество, добро и справедливость, правда. Только чувствовать мы стали острее. Мы стали любопытнее и хотим знать историческую правду, выяснить причины происходящих сегодня событий. И своё любопытство мы удовлетворяем на занятиях истории, социологии, философии, литературы, где нас учат познавать окружающий нас мир и процессы, в нём происходящие. Где отвечают на все наши «почему» и постепенно, от занятия к занятию, формируют наше мировоззрение, учат любить Родину и быть готовыми её защищать.
Веками носителем духовных ценностей славянских народов была и остаётся православная церковь. И у нас изменилось отношение к ней. Если раньше мы украдкой усмехались и слушали в пол – уха библийные заповеди священника, то сегодня, не будучи ещё вчера верующими, мы знаем молитвы и понимаем по – новому христианские заповеди: «не убий», «возлюби ближнего своего, как себя самого».
Основой материального богатства человека является труд. Навыки к труду воспитываются у детей с раннего возраста, но в подростковом возрасте усиливается рост сознания, что неизбежно приводит к углублению возникающих отношений к труду и учению. Пренебрежительное отношение к труду, нежелание учиться – не редкость сегодня среди молодёжи. Поэтому труд должен стать потребностью каждого молодого человека. Выполняя практические, курсовые, лабораторные работы, работая в учебных мастерских, готовясь к семинарским занятиям, будущие специалисты получают навыки к труду, учатся работать в коллективе, сотрудничать с другими людьми, уважать их интересы, нести ответственность за свой участок работы, выполнять работу качественно, а значит, формируются в молодых специалистов.
Мы хотим достигнуть успеха, заработать денег, чтобы тратить их не только на еду, но и на развлечения, путешествия, чтобы посмотреть мир, обогатиться духовно, состояться профессионально, самореализоваться, чтобы трудиться на благо своей Республики и быть ею востребованным.
Таким образом, изучая данную тему, я поняла, что то, что интересовало раньше под влиянием событий и обстоятельств, может превратиться в пустоту, которая мгновенно заполняется новыми впечатлениями, людьми, историями. Что система ценностей современной молодёжи представляет собою микс, состоящий из традиционных ценностей и продиктованных сегодняшним днём. Главная из которых – жизнь.
И в этой связи мне кажутся уместными слова великого учёного, путешественника Лопе де Вега: «Природу трудно изменить. Но жизнь изменчива, как море. Сегодня – радость, завтра – горе. И то и дело рвётся нить…»
Литература
1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания. Педагогика, 1995. №4 с. 29.
2. Варга С. Лопе де Вега / перевод с фр.: Юлия Розенберг. — М.: Молодая гвардия, 2008. — 392 с. — (Жизнь замечательных людей, выпуск 1349).
3. Камбарова К.У. Общечеловеческие ценности: понятие и сущность / — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — с. 1810-1812.
4. Кувакин В.А., В.Розанов: «Моя душа сплетена из грязи, нежности и грусти» // Вестник МГУ. Серия «Философия». — 1989. — № 2.