Методическая разработка внеурочного мероприятия «Героизм трудового фронта»

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Патриотическое воспитание, Конкурс «Путь к Великой Победе»

Классы: 5, 6, 7

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг., трудовой фронт


Аннотация

Внеурочное мероприятие посвящено теме трудового подвига народа во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Многие дети на вопрос про родственников – участников войны часто отвечают, что в их семье таких нет, потому что никто не воевал, не понимая, что, как правило, если родственники не участвовали в сражениях, то они трудились в тылу. Работа на заводах, в колхозах, в научных институтах и т.п. не воспринимается как участие в войне и вклад в победу. Задача мероприятия показать роль трудового тыла в Победе над врагом и важность каждой семьи в этом.

Методическое обоснование темы

Цель занятия: формирование знаний о роли трудового тыла в победе в ВОВ, о родственниках – участниках ВОВ, трудящихся в тылу.

Цель и основной результат образования по ФГОС - развитие личности, обучающейся на основе усвоения УУД, познания и освоения мира.

Задачи занятия:

  • Обучающие: получить представление о трудовом тыле как важной составляющей вклада в победу. Сформировать у учеников представление об участниках войны как о людях, которые не только воевали на полях сражений, но и трудились в тылу. Мотивирование обучающихся изучить историю своей семьи.
  • Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к теме Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, воспитание патриотизма, гордости за свою Родину и своих предков.
  • Развивающие: продолжить развитие учебных умений: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи (развитие логического мышления), умение обобщать, осуществлять самоконтроль и самоанализ деятельности, проводить мини-исследования. С помощью продуктивных заданий, дискуссии, опроса, частично- поисковой беседы, проблемного исследования, которые способствуют активизации учения, научить творчески мыслить.

В ходе занятия продолжать формировать 4 блока УУД: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.

Оборудование, средства обучения: презентация.

Тип занятия: усвоение новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: комбинированное занятие.

Методы:

  • Словесно-наглядные, эвристические (частично-поисковые).
  • Индивидуальная работа и работа в парах.
  • Методы технологии критического мышления.
  • Метод проблемного исследования, в т.ч. мини-исследования.
  • Методы и образовательные технологии, помогающие усвоить УУДы.

Образовательные технологии:

  • технология проблемного диалога;
  • проектная деятельность;
  • использование ИКТ-технологии;
  • технология ситуативного обучения;
  • творческие задания;
  • участие в исследовании, мини-проекте;
  • подведение итогов урока;
  • самооценка события, происшествия.

Этапы занятия:

  • 1 этап. Организационный момент.
  • 2 этап. Постановка задачи. Беседа по вопросам.
  • 3 этап. Общие сведения о ВОВ 1941-1945 годов.
  • 4 этап. Башкирия принимает эвакуированные предприятия.
  • 5 этап. Военные госпитали в Уфе.
  • 6 этап. Наука в Башкирии в годы ВОВ.
  • 7 этап. Обобщение.
  • 8 этап. Задание для индивидуальной работы
  • 9 этап. Рефлексия.

Методические рекомендации по проведению занятия

Презентация

Часто при обсуждении темы ВОВ 1941-1945 годов детям предлагаются проекты о родственниках - участниках боевых действий. У детей складывается мнение, что для победы важны только военные, что гордиться можно только родственниками-участниками сражений. Целесообразно акцентировать внимание детей на роль трудящихся во время Великой Отечественной воны 1941-1945 годов, чтобы подвести их к выводу о том, что в каждой семье были люди, внесшие свой вклад в победу, несмотря на то что трудились в тылу, что всем детям есть кем гордиться, что в каждой семье есть участник войны – или тот, кто сражался на войне, или тот, кто работал в тылу на благо Родины, также приближая день победы. Особо стоит обратить внимание на роль Башкортостана в победе в ВОВ. Некоторым обучающимся, объединив в пары, заранее необходимо предложить индивидуальные мини-проекты, их работы необходимо проверить до занятия, объединить в общую презентацию. Тему следует планировать на два занятия: первое – вводное, усвоение новых знаний, на котором даются общие сведения и выступают обучающиеся по заданным темам, второе – проверка индивидуальных заданий – мини-проектов о родственниках – тружениках тыла.

План-конспект занятия

1. Организационный момент

Приветствие обучающихся, организация на работу.

2. Постановка задачи. Беседа по вопросам

В этом году нашему городу было присвоено звание - город трудовой доблести. Кто знает, за что Уфа получила такое высокое звание?

Можно ли внести вклад в Победу, не участвуя в боевых действиях?

Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого есть родственники-участники ВОВ?

Вопрос к тем, кто не поднимал руки: скажите, а что делали ваши прабабушки и прадедушки во время ВОВ? (как правило, дети говорят, что у них нет родственников-участников ВОВ, на уточняющий вопрос отвечают, что их родственники работали на заводе, в колхозе, занимались какими-либо разработками в учреждениях).

А как вы думаете, смогла бы наша страна победить только, участвуя в боях? Без поддержки тыла?

Можно ли сказать, что для победы важны действия всей страны: и людей, сражающихся на полях боя, и людей, работающих в тылу?

Это мы с вами сегодня и попробуем выяснить.

Выступление подготовленных учеников (предварительная индивидуальная работа)

  • Общие сведения о ВОВ.
  • Башкирия принимает эвакуированные предприятия.
  • Военные госпитали.
  • Наука в Башкирии в годы ВОВ.

3. Обобщение

Как можно оценить вклад Башкирии в победу в ВОВ?

Можно ли сказать, что люди-трудящиеся в тылу - участники войны?

Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого есть родственники – участники ВОВ?

4. Задание

Подготовить выступление о свих родственниках – тружениках тыла.

5. Рефлексия

Закончите фразы:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Я понял, что…
  • Меня удивило…
  • Занятие дало мне для жизни…
  • Мне захотелось…

Материал к уроку

Общие сведения о ВОВ

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война Советского Союза с фашистской Германией.

Фашистское движение в Германии возглавлял Адольф Гитлер.

22 июня 1941 года фашистская Германия приняла решение напасть на Советский Союз. Весь народ вступил в схватку с противником. На борьбу с противником встали взрослые, старики, женщины, и даже дети. Сотни тысяч мальчишек и девчонок шли в военкоматы, добавляли себе год – два, и уходили сражаться за Родину. Многие из них заслуженно получили ордена и медали, четырём посмертно было присвоено звание Герой Советского Союза.

Их имена: Лёня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова.

22 июня 1941 года германская армия продвигалась по трём главным направлениям: северном (на Ленинград), центральном (на Москву), южном (на Украину и Кавказ). Один из первых ударов был нанесен по Брестской крепости. Защитники крепости сражались почти месяц. Всё это время гитлеровцы были обязаны держать в своём тылу, в районе Брестской крепости, крупные воинские силы.

«Всё для фронта, всё для победы» – данный лозунг группировал наших людей. Мужчины записывались добровольцами и отправлялись на фронт. Женщины и дети трудились вместо ушедших мужчин.

В начале сентября 1941 года началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня.

Запасы продовольствия быстро таяли, а пополнения не поступало. В декабре 1941 года блокадники получали 300 граммов хлеба в день. В жилищах не было тепла, водопровод не работал. Но город жил и боролся.

В конце октября 1941 года фашисты подошли к Москве. В сражении под Москвой вражеская армия впервые потерпела крупное поражение. Советский народ поверил в грядущую победу. Солдаты дивизии генерала Ивана Васильевича Панфилова 17 дней сдерживали натиск фашистских танков. В декабре 1941 года враг был отброшен от Москвы. Однако враг ещё не был разгромлен. Летом 1942 года они подошли к городу Сталинграду. Более 200 дней шли бои за Сталинград.
Окончательный перелом произошёл в июле – августе 1943 года в ходе битвы в районе города Курска. Там под деревней Прохоровка советские солдаты вели ожесточённые бои с танковыми дивизиями фашистов. Поражение в Курской битве подорвало боевой дух немецких захватчиков, после чего они окончательно потеряли веру в победу.

В 1944 году немецко-фашистские захватчики были изгнаны с территории нашей Родины. Но необходимо было окончательно разгромить фашистскую Германию.

Вместе с союзниками, Англией и США, Красная Армия освободила от оккупантов многие страны Европы.

В августе 1944 года советские войска достигли государственной границы СССР, подошли к рубежам Германии, Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии. Продолжая разгром противника, они начали освобождать страны Восточной Европы.

В апреле 1945 года начался штурм столицы Германии, Берлина. 2 мая Берлин был взят. Над зданием немецкого парламента, рейхстагом, наши воины установили красный флаг.

В ночь с 8 на 9 мая немецкое командование подписало акт о прекращении военных действий и сдаче на милость победителя.

За освобождение европейских стран отдали жизнь многие тысячи советских воинов.

9 мая 1945 года о Победе сообщили все радиостанции Советского Союза.

Это был праздник со слезами на глазах, ведь за долгих 4 года война унесла десятки миллионов жизней.

24 июня 1945 года, в Москве на Красной площади состоялся Парад Победы – исторический парад в ознаменование победы СССР над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.

После объявления команды «Парад, смирно!» по площади прокатился гул аплодисментов. Парад длился 2 часа под проливным дождём.

Каждый год 9 мая весь народ отмечает великий праздник – День Победы.

Башкирия принимает эвакуированные предприятия

Башкирская АССР сыграла важную роль в укреплении военно-промышленной мощи страны. В республике добывалась нефть, на заводах выпускались снаряды, собирались авиамоторы, на полях растили хлеб, в госпиталях лечились раненые.

К началу войны в БАССР был создан серьёзный экономический потенциал. Но именно в военные годы регион превратился в мощный индустриальный центр, стал одним из промышленных форпостов на востоке страны. Благодаря напряженной, слаженной работе за короткий срок удалось перевести промышленность на военные рельсы.

В БАССР было размещено 172 промышленных предприятия из 667, перебазировавшихся на Урал. Они размещались в основном в индустриальных центрах республики: Уфе, Стерлитамаке, Белорецке.

Общий объем производства машиностроения вырос за 1941-1944 гг. в 7,6 раза, доля этой отрасли в крупной промышленности возросла с 25,2% до 60%. Быстро наращивала темпы производства электротехническая промышленность, которой до войны не было. Она, объединившая 7 эвакуированных заводов, выпускала в основном военную продукцию: электрооборудование для танков и самолетов, приборы для военных кораблей, электроакустическую аппаратуру, аккумуляторные батареи; только один из этих заводов выпускал 20 типов аппаратуры связи. С пяти до двадцати предприятий в военное время увеличилась местная промышленность. Вступили в строй осевой, механический, фаянсовый, мыловаренный заводы, фабрика ширпотреба.

Десятками эшелонов из прифронтовой полосы прибывали в Башкортостан специалисты и их семьи. К началу 1942 года Башкирия приняла около 280 тысяч эвакуированных. За годы войны население Уфы выросло с 260 до 380 тысяч человек. В столице республики разместились союзные органы власти – наркомат связи, нефтяной промышленности, государственные архивы. В сжатые сроки развертывались новые предприятия. С июня 1941-го до конца 1943 года были запущены 360 заводов, фабрик и цехов, которые стали базой крупных промышленных центров.

В годы Великой Отечественной войны стратегическое значение приобрела разработка Ишимбайского месторождения нефти, особенно после прорыва немецких частей к каспийским промыслам. Нефтедобыча и нефтепереработка республики сыграли исключительно важную роль в снабжении фронта и тыла горюче-смазочными материалами. Каждый третий танк и самолёт на фронте заправлялись горючим, произведенным в Башкирии. Из недр республики было добыто более 5 миллионов тонн нефти, а ее переработка увеличилась в 1,5 раза.

Предприятия освоили выпуск сотен видов новой продукции военного назначения – авиабомб, мин, реактивных снарядов для «Катюш», аппаратуры фронтовой связи, аэросаней, обмундирования, оборудования для танков, боевых судов.

Стерлитамакский станкостроительный завод выпускал станки для оборонной промышленности. На базе эвакуированных заводов в Уфе было создано авиационное моторостроение. Каждый третий советский боевой самолёт в годы войны летал с уфимским двигателем. В те годы получили развитие новые отрасли промышленности.

Были созданы химические предприятия, освоен выпуск соляной кислоты и хлора. Заработал завод натурального каучука. Уфимский завод резинотехнических изделий начал выпуск аэростатов, десантных лодок, понтонов и водолазных костюмов. Вошли в строй кабельный и лакокрасочный заводы, предприятие по выпуску кальцинированной соды, хлопчатобумажный комбинат. Электротехническая отрасль объединила семь эвакуированных заводов. Развивалась легкая и пищевая промышленность. Открылись Уфимский витаминный и Карламанский сахарный заводы.

Из Башкирии непрерывным потоком шли на фронт эшелоны с военной техникой и снаряжением. В целом промышленность республики дала продукции к концу войны более чем в 2,5 раза по сравнению с 1940-м годом. Высокий патриотизм людей проявился в движении за создание Фонда обороны страны. Трудящиеся республики внесли в Фонд обороны около 250 млн. рублей. На собранные средства были построены четыре авиаэскадрильи, четыре танковые колонны и четыре бронепоезда – «Александр Невский», «Полководец Суворов», «Салават Юлаев» и «Уфа».

На стройплощадках Уфимского моторостроительного завода разместилось оборудование заводов из Рыбинска, Москвы, Ленинграда. В кратчайшие сроки был освоен выпуск мощных моторов для боевых самолетов Як-3, Як-7, Як-9, бомбардировщика Пе-2. Эти стальные сердца крылатых боевых машин Отчизны надежно служили нашим героям-летчикам. Только за три года войны было выпущено 97 тысяч самолетных двигателей.

Уфимский паровозо-вагоноремонтный завод принял ряд заводов Украины и западных областей России. Кроме основной продукции коллектив наладил выпуск боеприпасов, в том числе и реактивных снарядов для легендарных «Катюш», сверх программы выпустил четыре бронепоезда, частично укомплектовав своими рабочими их команды. К середине 1942 года в республике действовало слаженное военное хозяйство, дающее фронту авиамоторы, боеприпасы, ряд узлов и агрегатов для производства вооружения, обмундирование, горючее и смазочные масла, оборудование для танков, приборы для военных судов, аппаратуру полевой связи, продовольствие.

Белорецкий металлургический комбинат (БМК) освоил производство прочных сортов стали для танковых и артиллерийских заводов. Расширилась разработка марганцевых и бокситовых руд, никеля, кобальта.

На предприятиях местной промышленности и промысловой кооперации изготовляли повозки, сани, лыжи, походные кухни, различные военные снаряжение. Нижне-Троицкая суконная фабриката выпускала ткани для военного обмундирования. Швейные и обувные фабрики изготовляли одежду и обувь для солдат.

Военные госпитали

Эвакогоспитали появляются в Уфе почти сразу после начала войны. Всего в республике в годы войны работали около 20 эвакогоспиталей. За это время лечение здесь прошли более 218 тысяч раненых, было сделано почти 67 тысяч операций – прооперирован был каждый третий. Случаи, как правило, были тяжелые – «легких» больных лечили недалеко от линии фронта.

Большинство эвакогоспиталей работали в зданиях городских школ. Врачам помогали простые горожане, неравнодушные жители и совсем юные ученики. С 1941 по 1946 год в здании гимназии №91 располагался госпиталь №3765, в нем размещалось 400 коек («койкомест»). Отвечал он за восстановление после ранений рук и ног, но на деле врачам чаще всего приходилось ампутировать конечности. По некоторым данным, из 3000 операций, которые здесь провели, 800 – были ампутациями. Позднее госпиталь получил еще более узкую специализацию – стал протезным.

Всеми вопросами, связанными с открытием госпиталей и налаживанием их работы занимался созданный с началом войны специальный госпитальный отдел Наркомздрава Башкирии. Военнослужащими в госпиталях являлись обычно начальник и военный комиссар, а все остальные сотрудники, включая врачей, медсестер и санитарок были вольнонаемными. Медицинских работников для госпиталей готовили Уфимский мединститут и эвакуированный в Уфу Первый Московский медицинский институт имени И.М.Сеченова, медицинские училища и постоянно действующие курсы медсестер.

«Уфа запомнилась мне своими добрыми, душевными людьми, – писал в уфимскую газету из Новосибирска фронтовик Матвей Савицкий. – Наш эшелон с ранеными ждали на вокзале сотни встречающих. Сразу после остановки в вагоне появились энергичные девушки в форме сандружинниц. Началась эвакуация вначале тяжелораненых, а затем и всех остальных. Я в госпитале оказался через сорок-пятьдесят минут после прибытия на станцию. Лечили нас не только лекарства, но доброта и сердечность. В гостях часто бывали школьники, рабочие с заводов и фабрик, артисты. У коек тяжелораненых круглосуточно дежурили девчата от подшефных организаций».

Наука в Башкирии в годы ВОВ

С первых дней Великой Отечественной войны советские ученые включились в решение насущных задач по эффективному использованию материальных и трудовых ресурсов страны, перестройке промышленности на военный лад, созданию новейшей боевой техники и вооружения. Они выиграли одно из труднейших сражений - сражение умов. Существенным вкладом в эту победу стали исследования, проведенные в годы войны в Башкирии учеными Академии наук СССР, Академии наук УССР и других научных учреждений совместно с научными работниками и специалистами республики.

Условия начала войны диктовали необходимость неотложной эвакуации в тыл научных учреждений из прифронтовых районов. Переезд АН УССР начался 3 июля; основным местом сосредоточения украинских институтов стала столица Башкирской АССР г.Уфа. Прежде всего пришлось реорганизовать структуру академии, что было связано со значительным уменьшением численности научных сотрудников и слабостью материально-технической базы. Президиум принял решение объединить родственные научные учреждения, что позволило сократить их количество с 31 до 15. В Уфе разместились Президиум АН УССР, библиотека и 11 институтов: горной механики, строительной механики, геологических наук, физики и математики, химии, физической химии, зообиологии, ботаники, биохимии, клинической физиологии и общественных наук.

В Уфу также были эвакуированы рукописные фонды Н.Гоголя, Т.Шевченко, И.Франке, Л.Украинки, М.Коцюбинского, М.Горького, И.Тургенева, Р.Роллана и другие, а также старинные рукописи. Для потомков были сохранены такие шедевры, как Пересопницкое Евангелие - выдающийся памятник украинской письменности XVI в.

21 июля 1941 г. в Уфе состоялось первое заседание Президиума АН УССР, на котором были рассмотрены организационные вопросы. В качестве центральной украинскими учеными была выдвинута задача изучения производительных сил Башкирии, а также всего Урала с целью мобилизации природных ресурсов региона для усиления оборонной мощи страны. Решением Президиума АН УССР от 29 октября 1941 г. был создан Научно-технический комитет содействия обороне во главе с президентом академии А.А. Богомольцем. Комитет включал секции стратегического сырья, технических, физико-химических, медико-биологических и общественных наук.

В связи с перебазированием в Башкирию не только АН УССР, но и научных учреждений Москвы, Ленинграда и других городов возникла возможность объединения усилий ученых. Академии наук СССР было поручено координировать и руководить их деятельностью. Для оперативного решения сложнейших проблем создавались специальные комиссии, экспедиции, куда входили ученые, инженерно-технические работники, а также представители обкома партии и правительства республики.

Преодолевая большие трудности, к концу 1941 г. Академия наук УССР в основном наладила свою работу, установив плодотворные деловые связи с 323 предприятиями и организациями оборонного комплекса, в том числе с 48 наркоматами и другими руководящими органами республики, 107 предприятиями, 19 геолого-разведочными организациями, 39 научно-исследовательскими и 39 лечебными учреждениями.

Вузы башкирской столицы пополнились видными учеными, профессорами из Москвы, Ленинграда и Киева. Многие кафедры в уфимских институтах возглавили доктора наук и академики. Например, в эвакуации в Уфе жил и работал выдающийся языковед-филолог, академик Леонид Булаховский.

Только по неполным данным, в годы войны в уфимских институтах получили высшее образование более 1,5 тысячи человек. В то время для региона эта цифра была поистине рекордной.

Свой вклад в победу внесли и ученые-медики: в годы войны в Уфе освоили производство сыворотки против гангрены. С ее помощью в госпиталях Башкирии поставили на ноги десятки тысяч воинов.

В эти же годы ученые из института высоких давлений добились больших успехов в добыче и переработке нефтепродуктов. По максимуму были загружены мощности Уфимского нефтеперерабатывающего завода.

Вторая мировая Война была не только битвой армий, войной танков, соревнования моторов, огня и брони, но и битвой умов. От того, чья мысль оказывалась точнее и глубже, зависел исход сражений. К началу войны с СССР гитлеровская Германия обладала мощным военным потенциалом. Она превосходила нашу страну и по качеству, и по количеству единиц военной техники. После войны весь мир признал, что наши наука и техника были не просто на высоте требований, которые предъявило время, но и превзошли самые смелые ожидания. Годы войны стали временем высокого подъема творческой мысли ученых, смелых и оригинальных решений. Легендарные "тридцатьчетверки", "Катюши", штурмовики и истребители, автоматы и САУ – это интеллектуальные усилия физиков, химиков, технологов, математиков, геологов, металлургов. Каждый накормленный человек, каждый спасенный раненый - это титаническая работа медиков, селекционеров, биологов. В целом суммарный вклад науки равнялся Победе.

Список использованных источников и литературы

  1. Российская электронная школа.
    https://resh.edu.ru/subject/lesson/4014/conspect/284615/
  2. Прогулки по военной Уфе.
    https://www.bashinform.ru/longread/progulki-po-voennoi-ufe
  3. Карта Победы. Республика Башкортостан.
    http://pfo.gov.ru/pobeda75/bash/
  4. Эвакогоспиталь в Уфе № 3765. Посреди России.
    https://posredi.ru/blog10_06_gospitai_3765-html
  5. М.А.Ильгамов, М.А.Саитова. "Как путники у общего костра..."
    http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/VRAN/UFA.HTM
  6. Научный подвиг Победы. Государственная публичная научно-техническая библиотека.
    http://www.gpntb.ru/vystavki-v-gpntb-rossii/113-chitatelyam/6/7005-nauchnyj-podvig-pobedy.html