Печатается по решению кафедры естественно научных дисциплин МБОУ «Политехнический лицей» г. Мирный.
1. Пояснения к демонстрационному варианту КИМ ОГЭ
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2021 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2021 г. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2021 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена, размещённом на сайте: www.fipi.ru.
Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре экзаменационной работы, количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведённые критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в демонстрационный вариант экзаменационной работы, позволят составить представление о требованиях к выполнению этих заданий.
Эти сведения дают будущим участникам экзамена возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике в 2021 году.
2. Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ
Каждый вариант КИМ состоит из двух частей и включает в себя 15 заданий. Количество заданий, проверяющих каждый из предметных результатов, зависит от его вклада в реализацию требований ФГОС и объёмного наполнения материалов в курсе информатики основной школы.
Часть 1 содержит 10 заданий с кратким ответом.
В КИМ предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: – задания на вычисление определённой величины; – задания на установление правильной последовательности, представленной в виде строки символов по определённому алгоритму.
Ответы на задания части 1 даются соответствующей записью в виде натурального числа или последовательности символов (букв или цифр), записанных без пробелов и других разделителей.
Часть 2 содержит 5 заданий, для выполнения которых необходим компьютер. Задания этой части направлены на проверку практических навыков использования информационных технологий. В этой части 2 задания с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом в виде файла
3. Решение демонстрационного варианта 2021 года
Инструкция по выполнению работы
Работа состоит из двух частей, включающих в себя 15 заданий. Часть 1 содержит 10 заданий с кратким ответом; часть 2 содержит 5 заданий, которые необходимо выполнить на компьютере.
На выполнение работы по информатике отводится 2 часа 30 минут (150 минут). Вы можете самостоятельно определять время, которое отводите на выполнение заданий, но рекомендуемое время на выполнение заданий части 1 – 30 минут, на выполнение заданий части 2 – 2 часа (120 минут).
Ответы к заданиям 1–12 записываются в виде числа, слова, последовательности букв или цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Результатом выполнения каждого из заданий 13-15 является отдельный файл. Формат файла, его имя и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланке ответов № 1 был записан под правильным номером.
Часть 1
Задание 1
Уровень сложности: базовый.
Макс.балл за задание: 1 балл.
Примерное время выполнения: 3 минуты.
В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Ученик написал текст (в нём нет лишних пробелов):
«Ёж, лев, слон, олень, тюлень, носорог, крокодил, аллигатор – дикие животные».
Ученик вычеркнул из списка название одного из животных. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы – два пробела не должны идти подряд.
При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 16 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название животного.
Решение
Поскольку один символ кодируется двумя байтами, из текста удалили 8 символов. Заметим, что лишние запятая и пробел занимают четыре байта. Значит, название животного, которое удалили из списка, должно состоять из шести букв, поскольку (16 − 4) : 2 = 6 символов. Из всего списка только одно название животного состоит из 6 букв — тюлень.
Ответ: тюлень.
Задание 2
Уровень сложности: базовый.
Макс.балл за задание: 1 балл.
Примерное время выполнения: 4 минуты.
От разведчика было получено следующее сообщение. 001001110110100
В этом сообщении зашифрован пароль – последовательность русских букв. В пароле использовались только буквы А, Б, К, Л, О, С; каждая буква кодировалась двоичным словом по следующей таблице.
А |
Б |
К |
Л |
О |
С |
01 |
100 |
101 |
111 |
00 |
110 |
Расшифруйте сообщение. Запишите в ответе пароль.
Решение
00 100 111 01 101 00
О Б Л А К О
Ответ: облако.
Задание 3
Уровень сложности: базовый.
Макс. балл за задание: 1 балл.
Примерное время выполнения: 3 минуты.
Найдите наименьшее число x, для которого истинно высказывание: (x > 16) И НЕ (x нечётное)?
Решение
Логическое «И» истинно тогда, когда истинны оба высказывания. Запишем выражение в виде
(x > 16) И (x чётное).
Значит, наименьшее число, для которого высказывание будет истинным ‑ 18.
Ответ: 18.
Задание 4
Уровень сложности: базовый.
Макс. балл за задание: 1 балл.
Примерное время выполнения: 3 минуты.
Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и Е, проходящего через пункт С. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.
Решение
Построим схему соответствующую таблице.
Найдём все варианты маршрутов из A в E, проходящих через пункт С и выберем самый короткий.
А+В+С+D+E = 1+2+3+2 = 8
А+С+D+E = 4+3+2 = 9
Видно, что кратчайший путь между пунктами А и Е, проходящий через C достигается на маршруте АСDЕ, и он равен 8.
Ответ: 8.
Задание 5
Уровень сложности: базовый.
Макс.балл за задание: 1 балл.
Примерное время выполнения: 6 минут.
У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 1
2. умножь на b (b – неизвестное натуральное число; b ≥ 2).
Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 1, а выполняя вторую, умножает это число на b.
Программа для исполнителя Альфа – это последовательность номеров команд.
Известно, что программа 11211 переводит число 6 в число 82. Определите значение b.
Решение
Заметим, что после выполнения первых двух команд мы получаем число 8. Далее, составим и решим уравнение:
8 ∙ b + 2 = 82, |
b = 80 ꞉ 8, |
8 ∙ b = 82 - 2, |
b = 10. |
8 ∙ b = 80, |
|
Ответ: 10.
Задание 6
Уровень сложности:базовый.
Макс.балл за задание: 1 балл.
Примерное время выполнения: 4 минуты.
Запишите значение переменной s, полученное в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.
Алгоритмический язык | Паскаль |
Бейсик |
|
алг |
var s,t: integer; |
DIM s, t AS INTEGER |
|
С++ |
Python |
||
#include <iostream> |
s = int(input()) |
Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных вводились следующие пары чисел (s, t): (1, 2); (11, 2); (1, 12); (11, 12); (–11, –12); (–11, 12); (–12, 11); (10, 10); (10, 5). Сколько было запусков, при которых программа напечатала «YES»?
Решение
Выпишем текст программы на алгоритмическом языке и проанализируем его.
алг
нач
цел s, t
ввод s
ввод t
если s > 10 или t > 10
то вывод "YES"
иначе вывод "NO"
все
кон
Заметим, что программа напечатает «YES», если одна из введённых переменных s или t будет больше 10.
(s,t) |
(1, 2) |
(11,2) |
(1,12) |
(11,12) |
(-11,-12) |
(-11,12) |
(-12,11) |
(10,10) |
(10, 5) |
YES / |
NO |
YES |
YES |
YES |
NO |
YES |
YES |
NO |
NO |
Значит, было 5 запусков, при которых программа напечатала «YES». В качестве значений переменных s и t в этих случаях вводились следующие пары чисел:
(11, 2); (1, 12); (11, 12); (–11, 12); (–12, 11).
Ответ: 5.
Задание 7
Уровень сложности: базовый.
Макс. балл за задание: 1 балл.
Примерное время выполнения: 3 минуты.
Доступ к файлу rus.doc, находящемуся на сервере obr.org, осуществляется по протоколу https. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите в таблицу последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.
1) obr.
2) /
3) org
4) ://
5) doc
6) rus.
7) https
Решение
Адрес ресурса начинается с названия протокола, в данном случае – это https (цифра 7). Имя протокола должно отделяться от имени сервера двоеточием и двумя наклонными чертами (4). Имя сервера ‑ obr.org кодируется цифрами 1 и 3. После имени сервера следует наклонная черта (2), отделяющая его от имени файла rus.doc (6,5). Итак, полный путь к файлу: https:// obr.org/ rus.doc, соответствующая последовательность букв: 7413265.
Ответ: 7413265.
Задание 8
Уровень сложности:повышенный.
Макс. балл за задание: 1 балл.
Примерное время выполнения: 5 минут.
В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для обозначения логической операции «И» – символ «&».
В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.
Запрос |
Найдено страниц |
Рыбак | Рыбка |
780 |
Рыбак |
260 |
Рыбак & Рыбка |
50 |
Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Рыбка?
Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.
Решение
Представим таблицу в виде кругов Эйлера. Пусть Рыбак — круг 1, Рыбка — круг 3. Тогда задача — найти количество элементов N в областях 2 и 3: N2 + N3. По таблице известно:
N1 + N2 + N3 = 780(1),
N1 + N2 = 260 (2),
N2 = 50.
Подставим второе уравнение в первое и найдём N3 : N3 = 780 − 260 = 520. Таким образом, по запросу Рыбка будет найдено N2 + N3 = 50 + 520 = 570 тысяч страниц.
Ответ: 570.
Задание 9
Уровень сложности: повышенный.
Макс. балл за задание: 1 балл.
Примерное время выполнения: 4 минуты.
На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К, проходящих через город В?
Решение
Способ 1. Количество путей до города Х = количество путей добраться в любой из тех городов, из которых есть дорога в Х.
При этом если путь должен не проходить через какой-то город, нужно просто не учитывать этот город при подсчёте сумм. А если город, наоборот, обязательно должен лежать на пути, тогда для городов, в которые из нужного города идут дороги, в суммах нужно брать только этот город.
С помощью этого наблюдения посчитаем последовательно количество путей до каждого из городов:
А = 1
Б = А = 1
В = А + Б = 2
Г = В = 2 (А не учитываем, поскольку путь должен проходить через город В)
Д = В = 2 (Б не учитываем, поскольку путь должен проходить через город В)
Е = В + Д = 4
Ж = В + Г = 4
К = Д + Е + Ж = 2 + 4 + 4 = 10.
Ответ: 10.
Способ 2. Согласно условию задачи построим граф.
Пути из А в Г и из А в Д через Б не учитываются, так как не проходят через В. Как видно из графа количество путей из В в К равно 10.
Ответ: 10.
Задание 10
Уровень сложности: базовый.
Макс. балл за задание: 1 балл.
Примерное время выполнения: 3 минуты.
Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
2316, 328, 111102
Решение
Переведём все числа в десятичную систему счисления:
2316 = 2 ∙ 161 + 3 ∙ 160 = 2 ∙16 + 3 ∙ 1 = 32 + 3 = 3510.
328 = 3 ∙ 81 + 2 ∙ 80 = 3 ∙ 8 + 2 ∙ 1 = 24 + 2 = 2610.
111102 = 1 ∙ 240 + 1 ∙ 23 + 1 ∙ 22 + 1 ∙ 21 + 0 ∙ 20 = 1 ∙ 16 + 1 ∙ 8 + 1 ∙ 4 + 1 ∙ 2 + 0 ∙ 1 = 16 + 8 + 4 + 2 + 0 = 3010.
Из полученных чисел 35, 26, 30 наибольшее число 35.
Ответ: 35.
Часть 2
Список литературы
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2020 года по информатике. – М.: ФГБНУ «ФИПИ», 2019.
- Дьячкова О.В. ОГЭ. Информатика. Универсальный справочник. — М.: «Эксмо-пресс», 2017.
- Евич Л.Н., Кулабухов С.Ю. Информатика и ИКТ. 7-9 классы. Подготовка к ГИА в форме ОГЭ. — Ростов-на-Дону: Легион, 2017.
- Зорина Е.М., Зорин М.В. ОГЭ-2017. Информатика. Тематические тренировочные задания. 9 класс. — М.: Эксмо, 2017.
- Информатика. Подготовка к ОГЭ в 2017 году. Диагностические работы. — М.: «МЦНМО», 2017.
- Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по информатике. – М.: ФГБНУ «ФИПИ», 2019.
- Крылов С.С., Чуркина Т.Е. ОГЭ-2017. Информатика и ИКТ. 10 типовых экзаменационных вариантов. — М.: Национальное образование, 2017.
- Лещинер В.Р., Путимцева Ю.С. ОГЭ-2017. Информатика. Комплекс материалов для подготовки учащихся. — М.: Интеллект-центр, 2017.
- Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году основного государственного экзамена по информатике. – М.: ФГБНУ «ФИПИ», 2019.