Урок русского языка "Склонения имён существительных"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: склонения имён существительных


Цели:

  • закрепить знания детей о зависимости склонения имён существительных от их рода и окончания;
  • совершенствовать умения определять склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах;
  • развивать навыки логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация;
  • развивать орфографическую зоркость и речь учащихся;
  • воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость.

Предметные задачи:

создать условия для развития у учащихся:

  • находить начальную форму имени существительного;
  • определять грамматические признаки имён существительных – род, число, падеж, склонение.

Метапредметные задачи:

создать условия для развития у учащихся:

  • интереса к познанию русского языка (личностные УУД);
  • коммуникативных навыков: договариваться, приходить к общему мнению (при работе в паре, в группе);
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок ( регулятивные УУД);
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать (познавательные УУД).

Оборудование:

  • компьютерная презентация;
  • учебник «Русский язык» для 3 кл. (авт. А.В.Полякова);
  • карточки со словарными словами;
  • карточки со словами для игры
  • карточки со словами для составления предложения.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, проблемный.

Методические приёмы: беседа, слово учителя, работа с книгой, синтез и анализ.

Ход урока

Организационный момент

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

Актуализация знаний

Слайд 2.

  • мякоть
  • ягода
  • аромат
  • арбуз
  • картофель
  • капуста
  • морковь

- Скажите, что объединяет данные слова?

(Это все имена существительные с безударными непроверяемыми гласными.)

- А ещё они относятся к теме «Растения».

Разделите данные слова на две группы.

- Какие группы вы выделили?

(Это двухсложные слова и трёхсложные:)

Слайд 3.

мякоть

ягода

арбуз

аромат

морковь

картофель

 

капуста

- По какому признаку можно ещё разбить на группы данные слова?

(Можно разбить на 3 группы по склонениям.)

- Вы догадались, какая тема будет у нас сегодня на уроке?

Слайд 4-5

(Мы будем определять склонение имён существительных.)

Работа по теме урока

- Как определить склонение существительных?

(Определить род и окончание существительных.)

- К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями в И.п. -а, -я (зима, земля, дядя)

- Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже (завод, уголь, воробей, озеро, море)

- К 3-му склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже и с мягким знаком на конце (лошадь, ночь, ель)

Карточками с цифрами покажите склонение каждого существительного.

- А теперь, повторив правила, давайте поиграем в игру «Найди лишнее слово».

/Учитель показывает набранные на компьютере слова/

Работа в группах /Слайд 6/

дядя

отряд

рожь

яблоня

чай

конь

луг

море

мышь

лужайка

степь

ель

Каждой группе нужно найти лишнее слово в своём столбике и доказать, почему оно лишнее.

(В первом столбике лишнее слово луг, так как оно мужского рода, 2-го склонения, а все остальные слова относятся к 1-му склонению.

- Во втором столбике лишним является слово степь, так как оно 3-го склонения, а остальные слова 2-го склонения.

- В третьем столбике лишнее слово конь, так как оно мужского рода с нулевым окончанием 2-го склонения, а остальные слова женского рода 3-го склонения.)

Работа в паре

А теперь усложним задание. У вас на парте конверты, в которых находятся карточки со словами. Вам нужно составить предложение из этих слов.

/укрыл, ковром, снег, пушистым, землю, белым /Слайд 7/

(Можно составить такое предложение: Снег укрыл землю белым пушистым ковром. /Слайд 8/)

- Запишите предложение и подчеркните все известные орфограммы.

/Дети объясняют./

- Укажите грамматическую основу предложения, части речи.

- Назовите имена существительные, определите склонение.

(Существительное снег именительного падежа, мужского рода, 2-го склонения.)

- А как определить склонение существительных , стоящих в косвенных падежах?

(Нужно эти существительные поставить в именительный падеж, а затем определить склонение. Землю - в именительном падеже – земля, женского рода с окончанием -я, 1-го склонения.

- Ковром - в именительном падеже – ковёр, существительное мужского рода с нулевым окончанием, 2-го склонения.)

Физкультминутка

Письмо по памяти /Слайд 9/

Ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом.
А.Блок

- Назовите метафоры. Объясните все известные орфограммы.

/Дети отвечают, хором учат наизусть./

- Напишите по памяти.

/Самопроверка и взаимопроверка/

- Назовите имена существительные и определите их склонение.

/Дети на карточках с цифрами показывают склонение и доказывают своё мнение/

Работа с учебником

- Откройте учебник на странице 19 (часть вторая) упражнение 298.

- Самостоятельно спишите, вставляя пропущенные буквы, два первых предложения. Подчеркните существительные в начальной форме/в именительном падеже/, определите склонение.

- Определите склонение существительного в косвенном падеже.

 В поле ст..ит б..рёза, трепещет на в..тру з..лёными л..сточками. Берёзовая роща в..сной звенит от птичьих песен.

Рефлексия

Домашнее задание.

  • Списать третье предложение из упр.298 на стр.19, вставляя пропущенные буквы.
  • Определить склонение существительных.

Итог урока

  • Как определить склонение имён существительных?
  • Как вы думаете, для чего нужно уметь определять их склонение?