Аннотация
Описан метод введения антропоморфных героев в условия задач, позволяющий облегчить представление условий задач и ввести задачи в актуальную для учащегося сферу деятельности.
Введение
Быть с молодежью в одном ритме и идти в одну ногу порой сложно. Сейчас смена поколений занимает значительно меньший срок, чем раннее. Но меня поражают и вдохновляют те люди, которые живут своим предметом и каждый раз вдыхают в него всё новые краски жизни.
Я сама не боюсь использовать различные методики, взаимодействующие с различными органами восприятия. В классе можно найти множество активностей. Например, при изучении темы делимости, мы можем похлопать на каждое число, которое делится на три. Или послушать озвучку числа пи, при изучении иррациональных чисел. Какие-то наработки смогли перейти в сложившуюся онлайн сферу обучения. Какие-то наработки только начали появляться. Например онлайн-квесты. Но при работе с учениками пятых и шестых классов, наверное, неизменным останется сказка. Сказка, в которой есть герой, близкий к ребятам. Ученики данного возраста еще полны энергии для сказочных путешествий. А если это путешествие еще и современное, то проходит оно на ура! Пример такой сказки включен в приложение, а метод ее составления рассмотрен ниже.
Актуальность
Каждый ученик обладает своей мотивацией к обучению в школе. Одним из способов ее повышения можно назвать актуальность задаваемых в школе вопросов, сочетаемость их с кругом интереса учащегося и возможность саморазвития.
Методика
Методику составления сказок-путешествий или квестов можно разделить на несколько этапов:
- Идейный
- Выделение учебных задач
- Сбор и уточнение информации
- Формулировка заданий
- Оценка возможных ошибочных решений
- Сборка и отладка.
Мной составлена сказка-путешествие смельчаков к планете Марс. На её примере разберём указанные выше этапы.
1. Идейный. Учитывая события, столь ярко освящаемые в прессе, можно выбрать довольно много сюжетов. Меня привлёк запуск спутников и планирующий полёт к Марсу. Таким образом была выбрана единая тематика всех задач, их канва.
Немаловажным является выбор персонажей. И здесь вновь приходят на помощь окружающие объекты. Хоть, зимняя олимпиада в Сочи прошла довольно давно, в 2014 году, её символы ещё нередко встречаются среди детских игрушек.
Благодаря антропоморфизму главных участников путешествия, по совместительству символов зимней олимпиады в Сочи, достигается не только более эмоциональное вовлечение и пробуждение желания помочь решить поставленную задачу, но и усиливается, веря в себя. У учеников происходит сопоставление себя с олимпийскими героями, в которых уже заключены такие положительные черты характера, как стойкость, целеполагание, небезразличие и весёлость. На практике я уже убеждалась не раз, что привлечение героев помогают ученикам включить воображение*, которое так порой необходимо при решении задач, чтобы представить, а не лишь прочитать в слух условие задачи.
___________________
* «Он стал поэтом — для математика у него не хватало фантазии.» — Давид Гильберт об одном из своих учеников.
2. Выделение учебных задач. При составлении задач, я ориентировалась на необходимую проверку знаний учеников пятых классов в ноябре. Составленная мной работа проверяет следующие навыки и темы:
1 задание. Работа с многозначными числами. Нахождение времени пути по известному расстоянию и скорости. Перевод единиц измерения времени.
2 задание. Работа с многозначными числами. Нахождение величины скорости по известному расстоянию и времени. Перевод единиц измерения скорости.
3 задание. Совместная работа. Перевод величин измерения массы. Оценка результата.
4 задание. Пространственная ориентация объекта. Зеркальная симметрия.
5 задание. Азы криптографии и выполнения алгоритма.
6 задание. Чтение условия, внимательность и переключаемость. Устный счёт.
7 задание. Шкала.
8 задание. Диаграмма.
9 задание. Единичный отрезок (измерение периметра).
10 задание. Устный счёт. Перевод единиц измерения массы.
3. Сбор и уточнение информации. При составлении даже самых простых задач, не стоит пренебрегать их реалистичностью. Точно также, как мы просим своих учеников оценивать свои ответы (например, просим понимать, что в задаче не должен быть ответ в полтора землекопа), необходимо оценивать и данные при составлении своих задач. Придётся потратить не мало времени на поиск необходимой информации. Опишу лишь несколько примеров из своей сказки. Имя злой героини, Мара**, было выбрано после поиска отрицательных персонажей. Одной бабой Ягой современных ребят уже не напугаешь, приходится обращаться ко всему пантеону славянских Богинь. Что в свою очередь возбуждает у некоторых учащихся дополнительный интерес к данной теме. Другим ярким примером качественного подбора необходимой информации я бы назвала восьмое задание, в котором дана диаграмма образца почвы, схожего с марсианской почвой. Хотя, конечно к сожалению, сложность полученной информации довольна велика. Но при этом задание составлено так, чтобы избежать необходимости учащихся разбираться в качественном понимании используемых ингредиентов. Пытливые ученики, после пройденного путешествия и возвращения домой, подмечают разницу между почвой на Земле и почвой Марса, и задаются вопросом о причинах такого различия.
___________________
** Мара - славянская богиня, олицетворяет смерть и зиму. Одно из современных восприятий можно найти здесь.
4. Формулировка заданий. Конечно же, в целом, очень сложно представить как героям сказки придется решать математическую задачку. Поэтому, конечно же, текс самой задачки будет выделяться по своему стилю из общего повествования. Однако стоит выделить задания другим шрифтом, чтобы избежать излишней информации в самих заданиях. Необходимо весь полёт фантазии оформить в более стандартном виде, с соблюдением математической строгости. Зато, можно создать связь между идущими друг за другом задачами, тем самым тренируя навыки внимательности и понимания текста.
5. Оценка возможных ошибочных решений. Для меня данный этап является самым интригующим. Сказка-путешествие или квест предполагают развитие сюжета в зависимости от действий участников. И здесь немаловажно сделать так, чтобы сюжет не казался слишком тривиальным. Даже при создании заданий в виде тестов можно подобрать ответы так, чтобы они не были сразу очевидными. А для этого необходимо понимать, какие ошибки могут допустить учащиеся и включить в перечень предлагаемых ответов именно те, которые могут показаться правильными. Например, в первом и во втором заданиях приведенной ниже сказке, учащийся мог допустить ошибку в переводе единиц, поэтому в предлагаемых ответах и появляются соответствующие варианты. При этом, большим плюсом будет исполнение разветвление сказки при неправильном ответе. Когда участник даёт, выбирает, неверный ответ, то сказка перемещает его на страницу, где есть разъяснения и даёт шанс решить задание ещё раз. Как показывают некоторые исследование наличие такого шанса достаточно важно. Именно, по этой причине во многих играх, есть «жизни», позволяющие допускать ошибки.
6. Сборка и отладка. Заключительный этап предполагает приведение имеющейся информации к цельному виду и корректность его оформления. Так, например, стоит указать источники используемых данных, дать ссылки на них. Порой сами учащиеся или их родители, заинтересовавшись и проявляя своё критическое мышление, стараются подробнее разобраться. Ссылки им в этом помогут и добавят значимости вашей работе. Возможно создание оглавления, для более удобной навигации, и перечня проверяемых навыков, для понимания того, какие навыки уже хорошо отработаны или какие навыки стоит ещё укрепить.
В дополнение отмечу, что как и положено сказке, приведённая ниже работа содержит и поучительный момент. А особо интересным последствием проведения уроков в виде путешествия является всплеск творческой деятельности у учеников, которые старательно придумывают своих героев и свои сказки.