Важная задача стоит перед каждым выпускником в 9 или 11 классе: хорошо сдать экзамены, в том числе по русскому языку, литературе. Подготовка к этому начинается задолго до выпуска из школы.
Многообразные и увлекательные словесные игры должны найти место при изучении словесности, потому что это не просто развлечение, а достаточно эффективный способ постижения сложных языковых явлений. Игры развивают ум и творческие способности учащихся так как учат выбирать из различных вариантов наилучший. Игры, как и другие формы работы, с которыми встречаются учащиеся в учебном процессе, развивают активность, самостоятельность, повышают самооценку.
Игру можно использовать при решении практически любой проблемы, нужно только внести в него элемент соревновательности. Если сложный теоретический вопрос решается через диалог представителями различных точек зрения, если нужно быстрее, лучше, интереснее выполнить задание, - это уже игра. Она часто оказывается продуктивнее других форм работы.
Результаты игры оценивает жюри, оно может меняться в разных играх, а ребята могут поучиться оценивать работу других.
Можно использовать следующие игры, направленные на выявление богатства слова или свойств художественных произведений.
Ребусы.
В ребусах слова изображены рисунками, буквами и знаками. Можно представить чуть ли не любое высказывание: пословицу, загадку, цитату из произведений, афоризм. Можно организовать эстафету: команды у доски разгадывают свой ребус – кто быстрее?
Анаграммы
Анаграммы – слова, состоящие из одних и тех же букв, но в разном порядке. Можно не просто назвать слово, а превратить в загадку. Например: «Богатая дама может превратиться в подневольное существо, если переставить буквы в слове». (Барыня – рабыня)
Третий лишний
Чтобы найти третьего лишнего надо рассмотреть, к примеру, стилистическую окраску синонимов.
Вымысел, россказни, выдумка: лишнее – россказни, так как принадлежит к разговорному стилю, а вымысел и выдумка – к общелитературной лексике.
Эта игра может использоваться при изучении различных языковых явлений. Можно составить целый ряд таких троек. В одних лишними окажутся неологизмы, в других – устаревшие или заимствованные слова.
Викторина (знание художественного произведения)
Вопросы могут быть составлены следующим образом:
1. Кто такая Авдотья Самсоновна (Дуня – «Станционный смотритель»)
В какой повести герой должен был открыть своей любимой страшную тайну? («Метель»)
2. Чьи это портреты?
А) Стройная, бледная и семнадцатилетняя девица. (Марья Гавриловна, «Метель»)
Б) Он увидел красавицу, какой еще не видывал отроду: черноглазую и белую, как утренний снег, озаренный утренним румянцем солнца. (Полячка, «Тарас Бульба»)
3. Чьи это слова?
Плохо дому без ушей, а горнице без очей. (Феврония, «Повесть о Петре и Февронии»)
Как нет мужика – мужик везде есть, стоит только поискать его! (Генерал, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
4. Кто автор этих строк? Какие изобразительные средства языка использованы в отрывках?
И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.
Н.А.Заболотский, эпитеты, метафора.Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ф.И.Тютчев, олицетворения.
Итак, игра на уроках русского языка и литературы - не цель, а средство развития способностей, творчества учащихся.