Коллекция молодёжной одежды "Витражи"

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Руководство учебным проектом


Авторы:
Богдановская  Полина,
Партоева Мехрубон,
Илюкевич Мария,
Мацкив Виктория,
Никифорова Нина
,
11 класс

Научный руководитель:
Белоконная Е.Н.,
учитель технологии

Данная работа представляет собой художественную, конструкторскую и технологическую разработку коллекции молодёжной одежды под названием «Витражи». Витражи - хрупкое цветное чудо! Проникающий сквозь них свет чудесным образом преломляется и начинает играть цветными бликами, делая окружающее пространство волшебным и поднимая людям настроение! Но витраж - это цветное стекло, а можно ли создать нечто подобное из ткани? Так родилась идея  - создать коллекцию одежды,  главным мотивом которой стал бы принт в виде витражного окна. Возможно ли такое? Это и предстоит выяснить авторам коллекции. Так родилась идея для новой коллекции, главным декором которой станет принт в виде витража.

Авторы работы исследуют историю появления витражей, здания, в которых впервые появились витражные картины, их формы, рисунок и виды. Придумывают возможность воплотить подобную красоту в ткани. Изучают техники, в которых можно нанести подобный декор на детали одежды, подбирают соответствующие ткани и рисунки, чтобы на вещах коллекции засияли настоящие витражи.

Работая над творческим проектом, авторы зарисовывают эскизы моделей, ищут художественное решение проблемы, выбирают конструкторские и технологические методы обработки и декорирования изделий, изготавливают изделия коллекции, а также придумывают презентацию своей коллекции.

Для достижения поставленной цели, а именно – создание яркой  коллекции молодёжной одежды с яркими принтами в виде витражных окон, авторы подбирают подходящую технику для   декорирования одежды, подбирают ткани, подходящие по волокнистому составу и рисунку. А также творчески переработав полученную информацию зарисовывают для каждой модели неповторимый, подходящий только ей рисунок витража.

Со своей задачей автора справились блестяще, они добились поставленной цели: изготовили интересную коллекцию швейных изделий "Витражи".

Презентация

Подготовительно-исследовательский этап

1. Введение 

Здравствуйте, мы представляем среднюю общеобразовательную школу № 4 Курчатовского района, наш школьный театр мод и  новую коллекцию «Витражи». Витражи - хрупкое цветное чудо! Проникающий сквозь них свет чудесным образом преломляется и начинает играть цветными бликами, делая окружающее пространство волшебным и поднимая людям настроение! Но витраж - это цветное стекло, а можно ли создать нечто подобное из ткани? Так родилась идея  - создать коллекцию одежды,  главным мотивом которой стал бы принт в виде витражного окна. Возможно ли такое? Это и предстоит нам выяснить.

Цель работы – создание коллекции молодёжной одежды, главным декором которой станет принт в виде витража. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

  1. Исследовательская - изучить историю появления витражей, каких видов и форм они бывают. А затем понять, возможно ли воплотить подобное в ткани. Выбрать технику, в которой можно нанести подобный декор на детали одежды, подобрать соответствующие ткани и рисунки, чтобы на вещах нашей коллекции засияли настоящие витражи.
  2. Художественная – изучив и творчески переработав полученную информацию, нам необходимо придумать и зарисовать эскизы наших моделей, а также подобрать рисунки витражных окон для каждой модели.
  3. Конструкторская – построить выкройки по индивидуальным меркам или подобрать подходящие выкройки из журналов мод. Смоделировать полученные выкройки согласно зарисованным эскизам.
  4. Технологическая – выбрать или придумать технологические методы обработки наших изделий, изготовить изделия коллекции и декорировать их, используя выбранную технику. Оценить себестоимость изделий коллекции.
  5. Презентация коллекции – подобрать музыкальное сопровождение и поставить дефиле.

2. Создание коллекции молодёжной одежды

2.1. Немного из истории появления витражей

Витраж — это произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения оконного проёма, в каком-либо архитектурном сооружении. С давних пор витражи использовались в храмах, соборах и мечетях. В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня, из которых составляли орнамент. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скрепленных свинцовыми перемычками, являлись особенность готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых "розах". Витpaжи мы чаще всего встречаем в мечетях, церквях и соборах. Разноцветные кусочки стекла играют на свету разными красками. Мастера создавали невероятные по сложности и исполнению образы. Не так важно, какие чувства они вызывают — религиозные или эстетические, разглядывать эти замысловатые узоры можно бесконечно.

«Витраж – это стеклянная перегородка между моим сердцем и сердцевиной мироздания», – сказал когда-то Марк Шагал об этом необычном виде искусства. Сегодня отношение к нему более приземленное, но завораживающую красоту витражей никто не оспаривает. Мы собрали несколько интересных фактов из истории витражных стекол.

Человек изобрел стекло пять тысяч лет назад. С течением времени люди научились создавать цветные стекла, что и положило начало новому виду декоративного искусства – витражу. Витраж представляет собой картину из цветного стекла. Стекло, пропуская через себя солнечные лучи, блики ночных огней, способно изменять внутреннее пространство помещения за счет игры тонов, их переливов. Этой возможности нет у традиционного стекла.

-  История витража тесно связана с историей развития архитектуры, сменой эстетических предпочтений и появлением новых стилей. Витражи, отражая настроение каждой эпохи, совершенствовали свою композицию, орнаментальные мотивы. Кроме того, изменялись способы обработки стекла. В скором времени витражи стали считать настоящим произведением искусства.

-  Витражи своим появлением и дальнейшим развитием во многом обязаны христианству. Изначально это была мозаика из небольших цветных пластинок. Она вставлялась в стеклянные или деревянные оконные рамы. Затем из цветных стекол стали создавать различные узоры, растительные и геометрические мотивы. Вставлялись такие композиции в оправу из свинца. Это эпоха X–XI веков. Окна Софийского собора в Константинополе были выполнены в технике витража. Мозаика из цветных стеклышек была обнаружена в Древнем Риме времен империи в первых христианских храмах. Постепенно витражи стали проникать в другие страны Европы. Они украшали, главным образом, окна соборов и монастырей.

-  Древние мастера использовали технику окраски стекла с помощью обжига, начиная с IX века. В процессе обжига краска, наложенная на стекло, спекается с ним, и два вещества становятся единым целым. Это так называемый живописный способ создания витража. Кроме того, существует мозаичный способ создания витража.

Первые витражи были рассчитаны на восприятие издали. Несколько густых штрихов объединялись тонкими линиями. Тщательно прорисовывались акценты: линии на ладони, волосы, борода, морщины. Детали создавали при помощи кисти и выскабливания фона. Края одежды, корону на витраже часто украшали кусочками цветного стекла. Вблизи сложно было различить очертания на полотне, зато издали перед глазами возникала гармоничная композиция.

- Витражи оказывают сильное влияние на человека, поскольку атмосфера в помещении, в котором они установлены, радикально меняется. Струящийся свет, отражаясь через цветные кусочки стекла, делает интерьер одухотворенным и возвышенным. Недаром основным местом применения витражей стали храмы.

- С развитием живописи шло вперед и витражное искусство. Появление новых красок позволяло создавать полотна витражей, отличающиеся высоким художественным уровнем. Стала возможной передача тонких цветовых нюансов. Архитекторы и живописцы по стеклу стали сотрудничать между собой, чтобы витражи удачно сочетались с интерьером. В Средние века витражное полотно состояло из множества кусочков цветного стекла. Витражи были размерами от 6 до 18 метров в длину. Чтобы обеспечить их прочность, такие окна делили на панели, фиксируемые металлическими решетками.

- У всех витражей был один недостаток – им не хватало объема. Эту проблему решил в XIX веке американский художник и дизайнер Луи Комфорт Тиффани. Он заменил свинцовые рамы для стекла металлическими пластинками, которые спаивают между собой оловом. Так мастера получили возможность создавать витражи из мельчайших кусочков стекла, придавая им сложные объемные формы.

- В наши дни витражи широко используются при создании неповторимых интерьеров. Витраж может украсить окна, стеклянные панели в дверях, корпусную мебель.

Нас во всём этом исследовании интересовали формы витражей, их внешний вид и возможность перенести рисунок витражного окна на ткань. Нам понравились стрельчатые формы готических витражей и более широкие и заостренные к верху витражи, созданные в мечетях, именно такие рисунки мы попытаемся воплотить в нашей коллекции. (см. приложение А, приложение Б).

2.2. Выбор техники декорирования изделий коллекции

После того, как мы определились с рисунком принта для нашей коллекции, нам необходимо было подобрать технику, в которой мы сможем декорировать изделия нашей коллекции. Мы выбрали несколько наиболее подходящих техник: рисование по ткани, печать по ткани, настрочная аппликация и прорезная аппликация.

Рисование или роспись по ткани акриловыми красками (холодный и горячий батик) позволяет создавать неповторимые и эксклюзивные вещи из обычных повседневных предметов гардероба. Рисовать по ткани можно напрямую - кисточками или используя трафарет, напылять рисунок на ткань.

Печать по ткани - это довольно сложный процесс, требующий наличия определённого оборудования. Сначала на промежуточный носитель печатается картинка на цветном принтере (струйном, лазерном, или с помощью шелкографии). Затем с использованием термопресса при высокой температуре, под давлением изображение переводится на ткань. Подобная технология оптимально подходит для мини-типографий, дизайн-студий, печатных салонов, но в домашних условиях трудно выполнима.

Аппликация по ткани - это процесс украшения изделия или его деталей нашитыми или наклеенными на нее лоскутками ткани. В этой технике можно создавать удивительные по красоте картины и композиции, нашивать лоскутки ткани можно как в ручную, так и на швейной машинке.

Прорезная аппликация (обратная) - это техника, которая создает узор из тканей, подложенных под основную, в которой делаются прорези. Детали аппликации подкладываются одна под другую, после чего в верхних слоях делаются фигурные прорези, открывая нижние ткани.

Если первые две техники требуют определённых умений и оборудования, то аппликация, как техника для декора наших изделий вполне нам подходит. Из двух видов аппликации мы выбрали прорезную, так как именно она позволит создать эффект объема витражного окна. (см. приложение В).

2.3. Подбор материалов

Для своей коллекции мы подобрали две контрастные ткани: костюмный габардин-стрейч темно синего цвета и для внутреннего слоя, имитирующего витражное стекла, цветную бязь с цветочным печатным рисунком. Такой рисунок дает эффект калейдоскопа из кусочков цветного стекла, как в настоящем витраже. Сочетание этих двух тканей получилось одновременно ярким и в тоже время очень благородным. Единственная трудность состоит в том, что ткани имеют разную растяжимость: габардин тянется, а бязь - нет, это может создать определённые трудности при использовании техники прорезной аппликации (см. приложение З).

2.4. Эскизный этап. Обоснование выбора моделей

Определившись с видом декора и материалом, мы приступили к реализации художественной задачи – зарисовка эскизов, и поскольку у нас коллекция молодёжной одежды, мы постарались воплотить все модные тенденции, все виды одежды, которые понравились бы молодёжной аудитории.

Модель 1. Платье приталенного силуэта, со слегка спущенной линией плеча и У-образным вырезом горловины, длиной выше колена. Витражный рисунок расположен в верхней части платья и повторяет линию горловины, еще два рисунка в виде витражных окон расположены по бокам на переде и спинке. Застёжка-молния расположена с среднем шве спинки.

Модель 2. Костюм, состоящий из жакета прямого силуэта, длинными рукавами, с У-образным вырезом горловины и застёжкой на кнопки и классическими шортами. В жакете мы использовали рисунок витража, похожий на витражи в мусульманских мечетях, он расположен на спинке и переде жакета.

Модель 3. Костюм, состоящий из классических брюк с завышенной линией талии и застёжкой в среднем шве п/п  и приталенного короткого жакета с рельефными швами и длинными рукавами. Жакет имеет округлую форму горловины, для его декора мы использовали рисунок купольного витража, который расположен в верхней части переда и спинки и напоминает округлую кокетку. Подобные элементы украшают и низ рукавов.

Модель 4. Костюм, состоящий из юбки-годе четырёхклинке и блузки приталенного силуэта с втачными рукавами 3/4. В этом костюме использовался рисунок небольшого готического витража, который располагается на каждом клине юбки и на спине блузки.

Модель 5. Платье приталенного силуэта, с округлой горловиной, длинными втачными рукавами, длиной до колена и застёжкой на молнию в среднем шве спинки. В этом наряде мы использовали рисунок купольного витража, который расположен на переде платья (см. приложение Г).

Конструкторский этап

2.5. Конструкторский этап. Техническое моделирование

После выполнения эскизов моделей, мы приступили к изготовлению выкроек. Для некоторых изделий мы подобрали выкройки из журналов « burda» и смоделировали их под наши эскизы (платье М 1 и М 5, жакеты М 2 и М 3, блузка М 4). Для юбки М 5 был построен клин юбки четрёхклинки по индивидуальным меркам, а затем на его основе смоделирована юбка-годе. Выкройки для шорт М 2 и брюк М 3 мы построили по индивидуальным меркам, используя программу dShape.

Модель 1. Выкройку платья мы взяли из журнала "burda", в которую внесли следующие изменения: немного уменьшили глубину горловины и приталили по среднему срезу спинки.

Модель 2. Для жакета была использована выкройка из журнала "burda", которую мы изменили следующим образом: добавили припуск на застёжку и спрямили линию борта, удлинили перед и спинку до середины бедра и внесли изменения в форму горловины. Выкройку для шорт мы построили в программе dShape по индивидуальным меркам и смоделировали.

Модель 3. Для жакета была использована выкройка из журнала "burda", в которой мы смоделировали цельнокроеный бочок, разделив его на бочок спинки и бочок переда, для лучшего прилегания. Выкройку для брюк построили по индивидуальным меркам в программе dShape и смоделировали следующим образом: заузили п/п и з/п брюк по низу и подняли по линии талии, выполнив цельнокроеный пояс.

Модель 4 и 5. Для блузки и платья была использована одна выкройка из журнала "burda" платья приталенного силуэта с втачными рукавами. Моделирование блузки: были внесены изменения в форму горловины спинки, укорочены перед и спинка и рукава до длины 3/4. Платье: изменили форму горловины спинки и слегка укороти перед и спинку. Для юбки мы построили клин юбки по индивидуальным меркам и смоделировали юбку-годе.

На каждой детали мы нарисовали соответствующий рисунок витража. Принципы моделирования изделий нашей коллекции представлены в приложениях. (см. приложение Д, приложение Е, приложение Ж)

Технологический этап

2.6 Технология выполнения прорезной аппликации

Мы выкроили детали изделий нашей коллекции, используя подготовленные выкройки из основной ткани: габардина-стейч. Затем на выкройках аккуратно прорезали по нанесённым линиям рисунки витражей, получив тем самым шаблоны.  При помощи мела нанесли рисунок витража на лицевую сторону каждой детали. В классической прорезной аппликации все детали выкраиваются одинакового размера и складываются как слоёный пирог. Но в нашем случае сделать это было невозможно, так как ткань верха и ткань нижнего слоя имеют разную степень растяжимости: габардин тянется, а бязь нет, и если бы мы выкроили все детали одинаковыми по размеру, то не тянущийся нижний слой в дальнейшем сковывал бы движения в наших весьма прилегающих нарядах. Поэтому мы приняли решение подкраивать нижний слой ткани по размеру рисунка. Выкроенные таким образом детали обметывались на оверлоке и приметывались вручную к лицом к изнанке верхней делали. Затем по меловым линиям мы выстрочили рисунок мелким зигзагом и аккуратно прорезали верхний слой ткани. Отпарили каждую деталь, и вот чудо - на них появились настоящие витражи! (см. приложение З)

2.7. Технологическая последовательность изготовления изделий коллекции

Мы декорировали в технике прорезной аппликации каждую из деталей изделий нашей коллекции а затем приступили к пошиву. Мы разработали технологическую последовательность изготовления для каждого изделия и составили технологические карты.

Технологическая последовательность изготовления.

Модель 1. Заготовка спинки: обработка среднего среза и застёжки-молнии в нём. Заготовка переда: стачать нагрудные вытачки и заутюжить сгибами вниз. Пошив: перед и спинку соединить по плечевым срезам, горловину обработать подкройной обтачкой, низ коротких цельнокроеных рукавов подогнуть и застрочить. Платье соединить по боковым швам, совместив края рисунка витража. Низ обработать швом вподгибку.

Модель 2. Заготовка переда: стачать нагрудные вытачки и заутюжить их сгибами вниз. Заготовка рукавов: соединить локтевой и передний срезы рукавов, нижний срез подогнуть и застрочить. Заготовка подборта: подборта и обтачку горловины спинки проклеить серпянкой, стачать по плечевым швам и обметать по внутренним срезам. Пошив: детали переда и спинку соединить по плечевым швам, обработать горловину и края порта подбортами и обтачкой. Стачать боковые швы. Заготовленные рукава втачать в проймы.

Нижний срез изделия подогнуть и застрочить. По линии застёжки пришить кнопки. Шорты. Заготовка п/п: соединить половинки по среднему срезу и обработать застежку на потайную молнию. Заготовка з/п: стачать половинки по среднему срезу. Пошив: заготовленные половинки шорт соединить по боковым и шаговым швам, верхний срез обработать притачным поясом, нижние срезы подогнуть и застрочить.

Модель 3. Жакет. Заготовка спинки: стачать средний срез и рельефные швы. Заготовка переда: соединить среднюю часть переда и бочок по рельефному шву. Заготовка рукавов: соединить локтевой и передний срезы рукавов, нижний срез подогнуть и застрочить. Заготовка подборта: подборта и обтачку горловины спинки проклеить серпянкой, стачать по плечевым швам и обметать по внутренним срезам. Пошив: детали переда и спинку соединить по плечевым швам, обработать горловину и края порта подбортами и обтачкой. Стачать боковые швы. Заготовленные рукава втачать в проймы.  Нижний срез изделия подогнуть и застрочить. По линии застёжки пришить кнопки. Брюки. Заготовка п/п: соединить половинки по среднему срезу и обработать застежку на потайную молнию. Заготовка з/п: стачать половинки по среднему срезу. Пошив: заготовленные половинки шорт соединить по боковым и шаговым швам, верхний срез обработать подкройной обтачкой, нижние срезы подогнуть и застрочить.

Модель 4. Блузка. Заготовка рукавов: соединить локтевой и передний срезы рукавов, нижний срез подогнуть и застрочить. Пошив: перед и спинку стачать по плечевым швам, горловину обработать подкройной обтачкой. Обработать боковые швы. Заготовленные рукава втачать в проймы. Низ изделия подогнуть и застрочить. Юбка. Половинки заднего клина соединить между собой, обработав застёжку потайной молнией. Все клинья стачать между собой. Верхний срез обработать притачным поясом, нижний срез подогнуть и застрочить.

Модель 5. Платье. Заготовка рукавов: соединить локтевой и передний срезы рукавов, нижний срез подогнуть и застрочить. Пошив: перед и спинку стачать по плечевым швам, горловину обработать подкройной обтачкой. Обработать боковые швы. Заготовленные рукава втачать в проймы. Низ изделия подогнуть и застрочить. Технологические принципы обработки смотри в приложениях (см. приложение И).

3. Заключение

В процессе работы над коллекцией, мы были дизайнерами, и художниками-модельерами, конструкторами, технологами и портными.

Мы выполнили все поставленные задачи: изучили историю появления витражей, выяснили каких видов и форм они бывают. Придумали как воплотить подобный принт в ткани. Подобрали технику, в которой можно нанести подобный декор на детали одежды, подобрали соответствующие ткани и рисунки, чтобы на вещах нашей коллекции засияли настоящие витражи.

Зарисовали эскизы моделей, придумали рисунок витража для каждого изделия. Сшили изделия нашей коллекции. Фотографии наших моделей представлены в приложениях. (см. приложение К)

Итак – мы достигли своей цели: получили оригинальную коллекцию молодёжной одежды "Витражи".

В процессе работы над коллекцией мы углубили свои знания в области материаловедения, конструирования и технологии изготовления одежды.

Кроме того, мы поработали и над презентацией нашей работы, подобрали музыкальное сопровождение и поставили дефиле.

Хочется также добавить, что в то время, когда мы работать над нашей коллекцией, пришло сообщение о страшном пожаре в соборе Парижской Богоматери и о том, что в этом огненном аду уцелели средневековые витраж и розетки. Именно этим несгораемым витражам мы посвящаем нашу коллекцию!

4. Список литературы

  1. Жданова Л.С. и др. «Одежда новая и обновленная». – Петрозаводск: Карелия, 1993.
  2. Синица Н.В, Табурчак О.В., Кожина О.А, под ред. Симоненко В.Д. «Технология. Обслуживающий труд: 7 класс» учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: «Вентана-Граф», 2008.
  3. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани (учебник для 7-9 классов общеобразовательных учреждений) М.: Просвещение, 2001.
  4. Юдина Е. «Шейте сами». М.: изд. центр «культ.-информ.-пресс», 1992.
  5. Журнал «burda» 2/2012, 5/2004, 6/2012.
  6. Журнал «Дуплет. Заочная школа рукоделия» 7/2013 – Изд. «Прессподиум».
  7. Интернет-ресурсы: http://hobby-rukodelie.ru/
    1. http://www.ddecor21.ru/classes-books.html
    2. http://mastera-rukodeliya.ru/
    3. http://burda style.ru
    4. http://textile space.ru