Исследовательская работа на тему "Художник из Ленинграда. Путь к мечте"

Разделы: Начальная школа, Патриотическое воспитание, Конкурс «Путь к Великой Победе»

Класс: 4

Ключевые слова: блокада Ленинграда, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Выполнил:
Базько О.А.
ученик 4 класса

Руководитель:
Ляпилина Т.В.

ВВЕДЕНИЕ

Мой дедушка часто мне рассказывал про войну, военачальников, городах-героях. Он делился своими воспоминаниями о детстве в военное время. Дедушка объяснял, что такое артиллерия, кто такие партизаны, про знаменитый танк Т-34. Из его рассказов я узнал страшное слово «блокада». 900 голодных дней длилась блокада Ленинграда. Рассказал, как люди боролись с врагами за свою Родину, за свою свободу. Несмотря на трудности и голод, люди надеялись и верили в победу, поддерживали и заботились друг о друге. Благодаря этому выжили и стали Великими людьми в непобедимой стране.

Тема работы: «Разные судьбы».

Цель работы: на основе исторического материала и рассказов свидетелей событий описать жизнь известного человека в период войны и его путь к своей мечте.

Объект исследования: свидетель Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: рассказы моего дедушки.

Задачи:

  • Изучить историю Великой Отечественной войны;
  • Прослушать воспоминая свидетеля о военном детстве;
  • Узнать, о проделанном пути к успеху;
  • Выяснить, что знают сверстники о войне;
  • Сделать выводы.

Методы: изучение интернет-ресурсов, практическая работа (интервью), опрос одноклассников.

Вид проекта:

  • по содержанию: практико-ориентированный
  • по комплектности: межпредметный
  • по количеству участников: индивидуальный
  • по продолжительности: кратковременный

Глава 1. Исторические сведения о блокадном Ленинграде

8 сентября 1941 года Ленинград был взят в блокадное кольцо. К началу блокады в Ленинграде не было достаточного количества запасов еды и топлива. Единственным путём сообщения с городом было Ладожское озеро. Именно через Ладогу пролегала Дорога жизни – магистраль, по которой доставлялись грузы с продовольствием. По озеру было сложно провезти необходимое количество еды для всего населения города. В первую блокадную зиму в городе начался голод, появились проблемы с отоплением и транспортом. Зимой 1941 года умерли сотни тысяч Ленинградцев.

Несмотря на ужасный голод, суровые холода, постоянные обстрелы, школы продолжали работать.

Начало учебного года в 1941 году было перенесено на октябрь. Первый учебный день начался школьными линейками. Занятия проходили в экстремальной обстановке и постоянно прерывались воем сирены. Ученики вместе с учителями спускались в бомбоубежище и продолжали уроки там. С наступлением холодов учиться стало очень тяжело. Все дети сидели в пальто, рукавицах. У счастливцев на ногах были валенки. Чернилами писать не было возможности. Они застывали от холода. Дети писали карандашами на обрывках газет.

От недоедания память у детей слабела. К весне численность учеников снизилась почти в три раза. Кого-то эвакуировали, кто-то перестал ходить, многие погибли. Но, несмотря на чудовищные условия блокады, дети, которые посещали школу, занимались даже усерднее, чем в мирное время. Исчезли шпаргалки, никто не подсказывал. И вопросы дисциплины больше не тревожили учителей. В школе стало непривычно тихо.

Огромную роль в поднятии духа и настроения жителей блокадного Ленинграда оказывали работники культуры. Не переставали работать театры. Ежедневно у подъезда вывешивали написанную от руки афишу. Представления начинались в 3 или 4 часа дня, чтобы успеть до комендантского часа. Их прерывали воздушные тревоги и артобстрелы. Своего бомбоубежища в театре не было, зрители укрывались в соседнем здании. После вынужденного перерыва спектакль продолжался. На одном из спектаклей за кулисами умер от истощения артист хора, были и другие случаи голодной смерти, в театре за период блокады погибли 64 артиста. Но ни разу ни один спектакль не отменили.

Радиовещание в блокадном Ленинграде было круглосуточным. В городе действовало распоряжение, запрещающее отключать радиоприёмники в домах. Дикторы радио рассказывали о ситуации в городе. Когда прекращалось вещание передач, стук метронома все равно продолжал транслироваться в эфире. Его стук называли живым биением сердца Ленинграда. Это радио было пульсом жизни блокадного, умирающего от голода и холода города. Известный композитор Дмитрий Шостакович начал работать над своей симфонией «Ленинградская», которую завершил уже в эвакуации. Художники придумывали и рисовали боевые плакаты, газетные карикатуры, художественно оформленные призывы. Люди в Ленинграде продолжали мыслить и творить, а, значит, они продолжали жить.

Глава 2. Мой дедушка Коля

Много людей, родившихся и живших в блокадном Ленинграде, стали великими учеными, изобретателями, деятелями науки и культуры.

Я хочу рассказать о судьбе моего дедушки Николая и поделиться его воспоминаниями о войне и блокадном Ленинграде.

2.1 Военное детство

Большаков Николай Егорович родился в 1938 году. Родился он в селе Анциферово Новгородской области, рядом с Ленинградом. Жил около станции в крестьянской небогатой семье. Ему было 3 года, когда началась война и немецкие войска взяли в кольцо Ленинград и прилегающие к нему области. Станцию постоянно обстреливали фашисты, в 30 километрах от которой находился фронт, где шли бои.

Когда начиналась бомбёжка, нужно было как можно быстрее одеть детей и в лютую зиму бежать из дома в лес неподалёку. Дедушка Коля был самым младшим в семье. Теплой одежды для детей не хватало. Еды в доме было недостаточно, все в семье голодали. Дедушка серьезно заболел воспалением лёгких. В этих местах постоянно проходили войска, солдаты ночевали в домах у жителей, спали прямо на полу. Как вспоминает дедушка, между спящими солдатами невозможно было пройти. Утром опять солдаты уходили в бой. Когда дедушка заболел, у них в доме вместе с солдатами случайно оказался военный врач. Дедушкина мама обратилась к нему, чтобы он осмотрел ребёнка, потому что у него была очень высокая температура уже не один день, и она думала, что он не выживет. И вот, благодаря лекарству, которое принес врач, ребёнок пошёл на поправку. В те годы антибиотиков и многих других лекарств не было.

Жизнь была очень тяжёлая, не хватало еды, одежды, обуви. С весны до осени дети бегали босиком. Дедушка вспоминает, что они весной прыгали босиком по оттаявшим кочкам, а кругом ещё лежал снег. Дети собирали весенние съедобные растения. Это было их обязанностью, а летом они собирали ягоды, грибы. Это было их питанием, без которого они бы не выжили. Все домашние дела были тоже на детях – воды принести, дрова. Родители всё время работали с утра до ночи – восстанавливали разрушенные железнодорожные пути, которые бомбили немцы, расчищали заваленные дороги, помогали односельчанам восстанавливать поврежденные после бомбёжки дома, ухаживали за ранеными солдатами, которые находились в каждом доме.

Когда дедушка Николай пошёл в школу, не было тетрадей, дети писали на старых газетах. Зимой в школу дедушка ходил не всегда, потому, что не было обуви, а валенки были одни на двоих с сестрой.

Конечно, дети продолжали играть, собирали патроны и то, что находили после боёв. Часто это были неразорвавшиеся снаряды, поэтому некоторые дети сильно пострадали от них.

Дедушка с раннего детства любил рисовать. Но, ни бумаги, ни красок, ни карандашей не было. Он рисовал углём на белой русской дровяной печи.

2.2 Путь к мечте

После войны, когда ему исполнилось 12 лет, он стал жить в г.Волхове Ленинградской области. Там он стал ходить в художественную студию. Сначала его отец был категорически против его увлечения, так как считал, что он должен трудиться наравне со взрослыми, чтобы прокормить семью. Ему приходилось работать в поле, на покосах, чтобы прокормить единственную корову. В небольшие минуты отдыха он любил смотреть на бескрайние луга, поля, кристально чистые реки, наблюдал за изменениями цвета окружающей природы во время окончания лета, насыщенную, яркую красоту осенних пейзажей. Восхищаясь красотой своего края всё больше появлялось желание запечатлеть это на бумаге, стараясь передать свои ощущения от увиденного.

После смерти отца, дедушка Коля поступил в художественное училище г.Иваново. Русский по происхождению, имея истинно русский характер, у него возник интерес к изучению истории свое любимой Родины. Он продолжал расширять свой кругозор. Во время творческих поездок по городам центральной России, к пейзажам добавились картины на тему красоты архитектуры русских храмов. После окончания художественного училища, которое он закончил с отличием, он приехал в Приморье, где продолжил учебу в институте Искусств г.Владивостока.

Восхищаясь разнообразием природы, культуры и традиций в различных уголках России он собирал материал для своих картин. Побывав на Курильских островах и Камчатке, на строящейся Байкало-Амурской магистрали, его впечатлил быт и труд рыбаков и строителей в суровых условиях севера. Он посвятил этому серию своих картин.

2.3 Заслуженный художник России

В течение своей жизни дедушка неоднократно участвовал во всесоюзных, республиканских, зональных, краевых и международных художественных выставках. Его некоторые картины находятся в художественном фонде Министерства культуры России, музеях и галереях нашей страны, в галереях Китая, Японии.

За высокое профессиональное мастерство, дедушке предложили принять участие в конкурсе на исполнение росписи центрального зала Владивостокского железнодорожного вокзала, который является излюбленным местом туристов со всего мира. И совместно с художником В.А.Санниковым стал автором росписи «Москва – Владивосток», где он расписывал ту часть потолка, которая по теме относится к Владивостоку. Сейчас здание железнодорожного вокзала носит статус историко-архитектурного памятника федерального значения и считается одним из узнаваемых символов г.Владивостока.

В 2008г. Администрацией Владивостока дедушка был награждён медалью «За вклад в развитие города». А в 2007г. он получил звание «Заслуженный художник России».

Глава 3. Опрос: «Что знают сверстники о Великой Отечественной войне»

Проведя анкетирование в своем классе, я остался доволен результатом. Абсолютно все знают начало и окончание войны, с кем была война, кто такие фашисты. Указали страны, вовлечённые в Великую Отечественную Войну. Немного огорчило, что немногие знают про блокаду Ленинграда. Некоторые слышали про неё поверхностно. На вопрос «Как сейчас называется г.Ленинград» немногие ответили правильно. Очень интересно ответили на вопрос: «Каких героев Великой Отечественной Войны вы знаете», назвав имена своих прабабушек и прадедушек. Значит, в их семьях чтут и помнят своих героев, гордятся ими и знают, какой ценой досталась им победа, и передаётся эта гордость из поколения в поколение. А ведь это действительно так. Ведь каждого человека, жившего в то время, можно считать героем. Пережить военное время – это Великий подвиг!

3.1 Результаты проделанной работы

22 июня 1945г. началась Великая Отечественная война. На нашу страну напали фашисты. 8 сентября этого же года враги взяли г.Ленинград в блокадное кольцо. Это значит, город со всех сторон был окружён противником. Связь жителей города с внешним миром прекратилась. Начался голод, отопление и подача воды в дома прекратилась. Зимой всё стало замерзать. За период блокады, которая длилась 900 дней, погибло более одного миллиона человек.

Оставшиеся в живых люди после страшной блокады стали сильнее духом, появились цели и надежды на мирную жизнь. Среди выживших детей после блокады, был мой дедушка. Детское желание рисовать переросло в большое желание изобразить красоту Русской земли, своей малой Новгородской Родины. Глубокая, искренняя любовь к России провела его по всем дальним уголкам страны.

Неизгладимый след детских военных лет не покидал его всю жизнь. Со временем он стал отображать эти страшные годы в своих картингах. Выжив в тяжёлые годы, пройдя трудный путь послевоенных лет, ему удалось сохранить свою цель и посчитать своим долгом оставить потомкам свои воспоминания на холсте о несломленной врагом России, о красоте Русской земли, о духовном мире и традициях русского народа.

Его труд и мастерство был признан не только людьми нашей страны, но и жителями других государств. За мастерство ему было присвоено звание заслуженного художника Российской федерации.

Список литературы

  1. Интернет-ресурсы: http//interesting-information
  2. Интернет-ресурсы: http//ria.ru
  3. Интернет-ресурсы: http//spbdnevnik.ru
  4. Интернет-ресурсы: www.filipoc.ru
  5. Интернет-ресурсы: www. Leningradpobeda.ru
  6. Новый энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.
  7. Беседа с Большаковым Николаем Егоровичем