Изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся занимающихся волейболом

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Ключевые слова: волейбол


Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день приоритетным направлением в развитии личности является концепция формирования здорового образа жизни, т.к. только здоровая физически и психически личность способна эффективно существовать в современном мире. Спорт как один из видов деятельности выступает мощным средством социального становления личности, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы.

В подготовке волейболистов основной акцент приходится на развитие физических качеств, тогда как личностная сфера остаётся без внимания целенаправленного действия специалистов, чаще всего личностные характеристики мало учитываются в психологическом сопровождении, основной упор делается на изучение влияния нервной системы, темперамента, актуального психического состояния.

Анализ литературы свидетельствует о том, что в настоящее время изучены физические качества и физическая подготовка волейболистов (Б.Д.Крета, О.П.Топышев, Ю.И.Чернов и др.); техника и техническая подготовка (Л.Р.Айрапетянц, Б.А.Ашмарин и др.); вопросы индивидуальной, групповой и командной тактики. Однако индивидуально-психологические особенности личности волейболистов самостоятельно не исследовались.

В связи с вышесказанным встает необходимость изучения индивидуально-психологических особенностей личности обучающихся – волейболистов.

Объект исследования: индивидуально-психологические особенности личности. Предмет исследования: индивидуально-психологические особенности обучающихся – волейболистов.

Цель исследования: изучить индивидуально-психологические особенности обучающихся – волейболистов. Исходя из поставленной цели, в работе выделены следующие задачи:

  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  2. Разработать план экспериментального исследования индивидуально-психологических особенностей спортсменов;
  3. Сформировать экспериментальную выборку;
  4. Подобрать методы и методики, адекватные цели исследования;
  5. Провести исследование, обработать результаты, интерпретировать полученные данные, сделать выводы об индивидуально-психологических особенностях обучающихся – волейболистов.

Гипотеза исследования: соревновательная результативность волейболистов зависит от индивидуально-психологических особенностей, таких как темперамент, акцентуация, тревожность, потребность в достижении успеха.

Методологическую основу исследования составили: труды отечественных и зарубежных учёных в области психологии личности спортсменов, психологические концепции акцентуаций характера, принцип единства сознания и деятельности.

Поставленные задачи решались с использованием теоретических методов – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

В исследовании использованы методики направленные на выявление типов темперамента, акцентуаций личности, самооценки уровня тревожности.

Исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей № 3» города Братска Иркутской области.

Выборку испытуемых составили учащиеся 9-11 классов, занимающиеся командными видами спорта (волейболом), количество 20 человек.

В настоящем исследовании поставлена цель - изучить индивидуально-психологические особенности личности обучающихся – волейболистов, влияющие на спортивные достижения.

Изучение типа темперамента как показателя силы процессов возбуждения, активности, подвижности нервных процессов и темпа реакций спортсменов – волейболистов проводилось с помощью теста Г.Айзенка. Тест Айзенка показал, что преобладающим типом темперамента среди обучающихся, занимающихся волейболом, является сангвиник. Характерные черты сангвиников - выраженная экстраверсия (общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность, но малая настойчивость и высокая социальная приспособляемость) и эмоциональная стабильность или устойчивость. В группе испытуемых отсутствует такой тип темперамента, как меланхолик. Обладая выраженной интроверсией и низким уровнем эмоциональной устойчивости, меланхолики, как правило, избегают активных видов деятельности.

Исследование акцентуаций характера важно для индивидуализации процесса подготовки спортсменов, повышения успешности в спортивной деятельности, а также для улучшения социальной адаптации спортсмена. С целью изучения акцентуации личности в группе испытуемых использовалась методика Г.Шмишека. У данной выборки испытуемых преобладает циклотимический тип. Данный тип характеризуется частыми сменами настроения, волнообразная смена поведения от возбуждения до депрессии. В период возбуждения им присущи все признаки гипертимической акцентуации, в период депрессии — дистимической. Поведение становится непредсказуемым, противоречивым, приподнятое настроение сменяется раздражительностью и агрессивностью. Изменения настроения часто происходят без видимых причин, иногда все зависит от обстановки, от внешних событий. В силу частой смены настроения у циклотимических личностей наблюдается слабый уровень работоспособности, поэтому им противопоказаны повышенные нагрузки. Данная акцентуация более характерна игрокам защиты, и менее выражена у нападающих.

Тревожность спортсмена является немаловажной характеристикой личности. Для спортсменов важно иметь низкий уровень тревожности в процессе спортивной деятельности. С целью изучения уровня тревожности использовалась методика диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга - Ханина. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания педагога, так как высокая тревожность предполагает склонность обучающихся к появлению навязчивых мыслей о неудаче в предстоящих соревнованиях.

С целью изучения потребности в достижении успеха использовался тест Ю.М.Орлова. Уровень результативности оценивался во время тренировок и соревновательной деятельности. Для этого учитывают количество забитых мячей с подачи, атаки и блока в итоге очки суммируются. Это стандартная методика определения результативности. Необходимо отметить, что чем ниже уровень тревожности у волейболиста, тем выше результативность его деятельности. Было выявлено, что среди респондентов высок процент акцентуированных личностей, причем респонденты с высокой выраженностью экзальтированности, циклотимности и гипертимности продемонстрировали высокие показатели уровня потребности в достижении успеха. В пользу тесной взаимосвязи этих показателей говорит и тот факт, что у респондентов с низкими показателями уровня потребности в достижении ярко выраженных акцентуаций не выявлено.

В ходе исследования были решены поставленные задачи и выяснилось, что:

  • большинство обучающихся, занимающихся волейболом, обладают высоким и повышенным уровнем потребности в достижении результатов и низким и умеренным показателем тревожности, что способствует достижению высоких результатов в спортивной деятельности;
  • установлены статистически значимые взаимосвязи между уровнем тревожности и уровнем потребности в достижении;
  • выявить закономерность взаимосвязи между типом темперамента и акцентуацией характера в рамках данного исследования не удалось;
  • установлена статистически значимая взаимосвязь между уровнем потребности в достижении и эмоциональной устойчивостью;
  • установлены статистически значимые взаимосвязи между типом акцентуации характера и потребностью в достижении успеха. Таким образом, можно говорить, тип акцентуации характера спортсмена оказывает влияние на потребность в достижении успеха.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в работе психолога по формированию личностных качеств обучающихся – волейболистов, необходимых для командных взаимодействий, позволяет оптимизировать уровень тревожности членов команды и их эмоциональные и психические состояния во время тренировок и соревнований, а также для разработки рекомендаций тренерам по отбору обучающихся в спортивные команды.

Литература

  1. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера./ Предисл. Н.В.Кузьминой, А.Ц.Пуни, А.В.Тарасова. – М.: Физкультура и спорт, 2011. – 375с.
  2. Киселев Ю. Я. Оценка эмоционального возбуждения в реальных условиях спортивной деятельности // Стресс и тревога в спорте. — М., 2010.