Просветительская деятельность РПЦ в Минусинском уезде в 1861–1917 гг. до сих пор не являлась предметом специального исторического исследования. Отдельные аспекты истории РПЦ и ее деятельности в Минусинском уезде изучались в контексте работ по истории заселения, освоения и других сторон его исторического развития.
Интерес к истории РПЦ в Сибири, в частности в Минусинском уезде, появился у исследователей еще в XIX в. Можно выделить следующие этапы в изучении и рассмотрении данной проблематики:
1) Дореволюционный период (1861–1917 гг.), для которого было характерно отсутствие специальных трудов по истории РПЦ в Сибири.
2) Советский период (1917–1991 гг.). Главным было изучение социально-экономических тем, а история церкви оставалась на втором плане. Специальные работы по истории РПЦ в этот период все же выходили, но для них было характерен классовый и односторонний подход, тенденциозность, оценки с атеистических позиций.
3) Постсоветский период (1991 – до настоящего времени). Характерными чертами данного этапа является усиление интереса к изучению деятельности РПЦ. Также общей тенденцией последних лет является то, что обозначился позитивный, переходящий в идеализирующий подход к оценке роли РПЦ в истории народов Сибири.
В отечественной историографии XIX в. имелись лишь разрозненные сведения о создании и деятельности РПЦ, которые содержались в работах по истории Сибири (П.А.Словцова, В.К.Андриевича, Н.М.Ядринцева, С.С.Шашкова, П.П.Буцинского, П.М.Головачева и других).1 В работах официального направления (А.П.Степанов, В.К.Андриевич, П.Н.Буцинский) роль РПЦ освещается как исторически предопределенная и просветительская. Они считали, что исторической миссией русских в Сибири является христианизация язычников. Эти исследования относятся к более раннему периоду изучения.
Важное место в изучении деятельности РПЦ в Сибири, в частности в Минусинском уезде, занимают работы церковных историографов. Они связаны с формированием и деятельностью РПЦ в Сибири. Например, «История российской иерархии», написанная Е.Волховитиновым и иеромонахом А.Орнатским.2 Работа может использоваться как справочное пособие.
Важно отметить и вклад представителей сибирского духовенства, которые занимались рассмотрением истории православия и миссионерства (протоиерей А.Сулоцкий, священники А.Евтихиев, Н.Путилов, Н.Орфеев, В.Захаров, А.Лихачев, Б.Головин и другие).3 Авторы работ использовали документы консисторий, а также данные исследования позволяют изучить ментальность сибирского духовенства.
В работах светских авторов второй половины XIX – начала XX вв., посвященных истории Хакасско-Минусинского края содержатся сведения по отдельным вопросам церкви. Эти работы носят описательный характер, они изложены преимущественно в публицистическом ключе. Ряд работ характеризуют демографо-социальные условия, в которых действовала РПЦ в крае.
В 1863 г. в Хакасско-Минусинском крае работал академик В.В.Радлов, который описывал быт, культуру, верования «абаканских татар».4 Также значительный вклад в изучение деятельности РПЦ в Сибири внесли деятели областнического направления (Н.Н.Козьмин, И.И. Серебренников, П.М.Головачев)5 и революционно-демократического направлений.6 Они отмечали негативное влияние РПЦ на жизнь коренного населения и сибирского общества в целом. Работы авторов областнического направления отличаются широтой постановки вопросов просвещения, географии, фольклора, этнографии Сибири. Проблему просветительской деятельности РПЦ в Минусинском уезде в 1861–1917 гг. эти работы не рассматривали.
Значительную роль в изучении истории сибирского региона сыграли отделы Императорского географического общества и краеведческие музеи, в частности, музей имени Н.М.Мартьянова в Минусинске. Участие в их деятельности осуществляла интеллигенция и политические ссыльные.
Марксистская историография рассматривала сибирский регион в контексте общего развития капитализма в России. Работы В.А.Ватина содержат сведения о процессе складывания постоянного населения в Хакасско-Минусинском крае, его географическом размещении, административно-территориальном делении, открытии церковных приходов и истории церковного строительства.7
Таким образом, в отечественной историографии дореволюционного периода, не появилось специальной работы по проблеме изучения просветительской деятельности РПЦ в Сибири, в частности в Минусинском уезде. Для этого периода было характерно то, что имелись лишь разрозненные сведения о создании и деятельности РПЦ, которые содержались в работах по истории Сибири.
В 20-е гг. XX века советские исследователи изучали хакасско-Минусинский край и деятельность в нем РПЦ в контексте изучения истории освоения Сибири. Тогда еще оценка деятельности церковных организаций не носила ярко выраженный классовый характер. В это время еще развивались идеи, намеченные историографией XIX века.
В 1930-е гг. история православной церкви стала рассматриваться с позиций упрощенного марксизма. Работы этого времени отмечали зависимость церковной политики от государства, а также активное использование насильственных методов.
Идейно-теоретические установки нашли отражение в первой советской работе по истории церкви Н.Н.Никольского.8 В ней духовенство характеризовалось как проводник феодально-крепостнических порядков, политический агент самодержавия и враг просвещения. Также подчеркивалась зависимость церковной политики от государства. В историографии 1930–1940-х гг. был поставлен вопрос об эволюции и роли РПЦ на протяжении российской истории. До 1960-х гг. практически не было работ, которые бы рассматривали историю РПЦ в сибирском регионе.
В работах К.М.Патачакова, В.Г.Карцова, Л.П.Потапова9, которые вышли в 1950–1970-х гг., рассматривались отдельные аспекты деятельности РПЦ в Хакасско-Минусинском крае. Хотя вопрос о роли церкви в истории региона так и не был поставлен. Данными исследователями не изучался рассматриваемый в диссертации период.
В 1970-е г. в отечественной историографии стала активнее изучаться история РПЦ, расширилась проблематика ее исследования. В работах Л.М.Дамешека получило освещение некоторых аспектов христианизации коренных народов Сибири в XIX–XX вв.10
Интерес к церковной проблематике возрос в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси и «ренессансом» православия. Своеобразным завершением советского периода историографии стал выход в свет коллективного труда «Русское православие: вехи истории»11, в авторский коллектив которого под общим руководством А.И.Клибанова вошли такие советские специалисты как Я.Н.Щапов, А.Н.Сахаров, Б.Г.Литвак и др. В работе по ряду проблем сохранились прежние идейные установки и осуждающие оценки, но все же эта работа обобщила опыт, накопленный советскими исследователями.
Таким образом, в историографии советского периода, главный акцент делался на изучение социально-экономических тем, а история церкви оставалась на втором плане. Также постоктябрьская историография, также как дореволюционная, но в обратном порядке, прошла путь от отрицания положительной роли церкви до идеализации просветительской роли церкви. Только ведомственная клерикальная историография оставалась и остается на прежних позициях.
В постсоветский период общей тенденцией является то, что обозначился более позитивный подход к оценке роли РПЦ в истории народов Сибири. Существенный вклад в изучение истории церкви в Восточной Сибири внесли ученые Иркутского государственного университета, где вышли в разные годы ряд работ под редакцией профессоров А.В.Дулова и А.П.Санникова «Православная церковь в Восточной Сибири в XVII–начале ХХ вв.»12 В монографии А.В.Дулова, вышедшей в 2000 г., представлена история православия от момента его проникновения на Русь и до современного времени. Автор рассматривает и дает оценку каждого периода истории православной церкви в России. Отдельная глава его работы посвящена истории церкви в Сибири. В указанных монографиях отражен современный исторический взгляд на православие и деятельность церкви в России. Эта работа носит общий характер, и позволяет проследить процессы развития православной церкви в стране от начала принятия Русью христианства и до современного периода истории. Выделяются такие минусы данного исследования, как недостаточность анализа государственного законодательства в отношении церкви. Вопросы формирования духовного сословия в России здесь упоминаются лишь в общих чертах и подробно не проанализированы.
В этнографических работах профессора В.Я.Бутанаевым особое внимание уделено традиционным верованиям хакасов.13 Также он рассмотрел влияние православия на хакасское население.14
В 2004 г. вышла работа А.Н.Гладышевского «К истории христианства в Хакасии».15 Автор вводит в научный оборот некоторые архивные материалы, представляет публикации светских и церковных изданий конца XIX–XX в. Автор охарактеризовал систему верований, основанную на шаманских практиках, мировоззренческую систему хакасов, подчеркивая, что до 60-х гг. XIX вв. у них не было школ. Также автор характеризует миссионерскую деятельность РПЦ, которая, по его мнению, способствовала повышению грамотности местного населения. Он отмечал, что важнейшей составляющей процесса христианизации было открытие церковно-приходских школ.
В 2005 г. вышла работа В.Н.Асочаковой «Русская православная церковь в истории ХМК в XVIII – первой четверти XIX вв.». В данной работе рассматриваются процесс формирования низовой структуры Русской православной церкви в Сибири XVIII–первой четверти XIX века на примере Хакасско-Минусинского края, основные направления ее деятельности, культурно-историческая, политико-идеологическая роль в регионе.16 А также в 2008 г. опубликована монография, в которой впервые комплексно изучены процессы христианизации коренного населения в дореволюционный период.17
В диссертации18 В.Н.Асочакова приходит к следующим выводам. За три с лишним столетия модели христианизации варьировались, на что повлияли такие факторы, как аборигенная политика центральных светских и духовных властей, а также административная практика. В.Н.Асочакова находит особенности в процессе христианизации хакасов. Здесь имел место, по мнению автора, классический для зоны с традиционным скотоводческим хозяйством вариант христианизации без деформирующих факторов (приграничное положение, развитая горнозаводская промышленность как на Алтае и др.) В Хакасско-Минусинском крае была реализована в чистом виде казенная модель христианизации коренного населения с известной гармонией светского и духовного начал. Был завершен процесс этнической консолидации хакасского народа, к чему, по мнению автора, привела политика христианизации. Хакасский этнос не был расколот на крещенных и язычников. Кроме того, русская колонизация и православизация установила этносоциальные, культурные контакты хакасского и русского населения, способствовала усложнению социально-экономической, политико-культурной жизни коренного этноса.
В 2006 г. появилось исследование Артемовой И.В. «Религиозно-нравственные особенности духовной жизни русского населения региона (на материалах Хакасии).19 Автором проанализированы основные подходы к пониманию духовной жизни общества, существующие в философии, социологии и других гуманитарных науках, а также определены принципы типологизации населения по конфессиональному признаку, осмыслены общие тенденции и перспективы духовной жизни русского населения Хакасии.
В 2007 г. вышла работа Софронова В.Ю., в которой рассматривается миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в Западной Сибири в конце XVII – начале XX веков.20 В 2012 г. у исследовательницы А.А.Терсковой вышла работа «Русская православная церковь и ее деятельность в Енисейской губернии (1861 – февраль 1917 г.)21 Она пишет, что РПЦ в рассматриваемый период оставалась в экономической и политической зависимости от государства. Имела место жесткая государственная регламентация церковной жизни и ее доходов, малочисленность церковных причтов и многочисленностью приходов. Реформы второй половины XIX в. способствовали тому, что священники в сельских приходах стали учителями, миссионерами, попечителями, пропагандистами трезвого образа жизни. К благотворительной и просветительской работе были привлечены и монастырские обители. Церковная внебогослужебная деятельность, масштабы которой возросли в пореформенный период, производилась за счет средств населения, что сдерживало ее рост в регионе. Не способствовали также расширению церковной деятельности в епархии идеологическая изолированность духовенства, неготовность его к общественной деятельности. Данная работа заслуживает внимания и ее выводы являются ценными для изучения деятельности РПЦ в Минусинском уезде.
Таким образом, с 90-х годов XX века интерес к церковной проблематике возрос, что было связано с празднованием 1000-летия крещения Руси и возрождением православия. Стали появляться исследования, отражающие различные стороны деятельности РПЦ, такие как просветительская, миссионерская деятельность и др. Но специальных работ, касающихся рассмотрения просветительской и нравственно-этической деятельности РПЦ в Минусинском уезде в 1861–1917 гг. так и не появилось.
Литература
1. Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. СПб., 1886. Кн. 1,2; Андриевич В.К. Исторический очерк Сибири по данным, представляемым полным собранием законов. Т.2. Иркутск, 1886; Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. СПб., 1882; Шашков С.С. Сибирские инородцы в XIX столетии. // Дело. 1867. №8. С. 265-306; №10. С. 1-27; Буцинский П.П. Заселение Сибири и быт ее первых насельников. Харьков, 1889; Головачев П. М. Сибирь в Екатерининской комиссии. Этюд по истории Сибири XVIII в. М., 1889.
2. Орнатский А. История Российской церкви. М., 1815. Ч. 1-6.
2. Сулоцкий А. И. Святитель Филофей – митрополит Сибирский и Тобольский. Омск, 1876; Его же. Челобитная митрополита Сибирского и Тобольского Филофея Лещинского Петру Великому и ответ государя на нее. Омск, 1863; Путилов Н. Урянхай или сойоты. //Енисейские епархиальные ведомости. 1887. №7-8. С. 101-104; №11. С. 133-139. Захаров В. Историческая справка. К вопросу о народном образовании в Енисейской губернии.// Енисейские епархиальные ведомости. 1895. №9. С. 125-130; №10. С. 138-148; №11. С. 158-163; №12. С. 177-182; №13. С. 197-202. Орфеев Н. Занятия, жилища и пища инородцев Минусинского округа. // Енисейские епархиальные ведомости. 1887. №12. С. 149-153; его же. Местообитания умерших людей – подземное царство. Материалы для изучения инородческих вероучений. // Енисейские епархиальные ведомости. 1887. №15-16. С. 175-181; №17. С. 212-217. Лихачев А. Анашенская Спасская церковь. // Енисейские епархиальные ведомости. 1889. №2. С. 29-40; №3. С. 61-65. Головин Б. Село Изынжульское Ачинского округа. // Енисейские епархиальные ведомости. 1889. №18. С. 315-320. Евтихиев А. Историческое описание прихода и церкви села Бараитского. // Енисейские епархиальные ведомости. 1894. №5. С. 87-91; №5. С. 109-110.
4. Радлов В. В. Сибирские древности. СПб., 1896.
5. Козьмин Н.Н. Заселение русскими Сибири в Московскую эпоху //Сибирская школа. 1916. №8-10; Красноярск, 1917. Его же. Князь Иренак. Эпизод сибирской истории //Сибирские записки, 1916. №1. Головачев П.М. Сибирь. Природа. Люди. Жизнь. М., 1902. Серебренников И.И. Покорение и первоначальное заселение Иркутской губернии. Иркутск, 1914.
6. Аргунов А. Очерки сельского хозяйства Минусинского края. Казань, 1892.
7. Ватин В.А. Село Минусинское. Исторический очерк. Минусинск, 1914; Его же. Минусинский край в XVIII в. Этюд по истории Сибири. Минусинск, 1913.
8. Никольский Н.Н. История русской церкви. М-Л., 1930.
9. Патачаков К.М. Культура и быт хакасов (XVII-XIX вв.). Абакан, 1957. 104 с.
10. Дамешек Л.М. Социально-экономическое развитие Сибири в XIX-XX вв. Иркутск, 1976. С. 39-45.
11. Русское православие: вехи истории. М., 1989.
12. Дулов А.В., Санников А.П. Православная церковь в Восточной Сибири в XVII – начале XX вв. Ч. I, II. Иркутск, 2006.
13. Бутанаев В.Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф.Катанова, 2003. С. 15-23.
14. Он же. Этническая история хакасов XVII-XIX вв. /Материалы к серии «народы Советского Союза»: Хакасы. Вып. 1. М., 1990; Его же. Этническая культура хакасов. Абакан, 1998.
15. ладышевский А.Н. К истории христианства в Хакасии. Абакан, 2004. 136 с
16. Асочакова, В.Н. Русская православная церковь в истории ХМК в XVIII - первой четверти XIX вв. / Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2005. 204 с.
17. Она же. Христианизация хакасов в XVIII-1861 г. (до образования Енисейской епархии) /В.Н.Асочакова. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2008. 248 с.
18. Асочакова В.Н. Западносибирская модель христианизации: характер, механизм, особенности (на примере Хакасско-Минусинского края в XVII-XIX вв.): Спец. 07.00.02 – отечественная история: автореферат дис. на соиск. учен. степ. д. истор. н./ В.Н.Асочакова. Томск: Томский государственный университет, 2011. 42 с.
19. Артемова И.В. Религиозно-нравственные особенности духовной жизни русского населения региона.: Спец. 09. 00. 11 - социальная философия: автореферат дис. на соиск. учен. степ. к. филос. н. / И.В.Артемова. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2006. 22 с.
20. Софронов В.Ю. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в Западной Сибири в конце XVII - начале XX веков.: диссертация доктора исторических наук : 07.00.02 / Софронов В.Ю. Алт. гос. ун-т. Барнаул, 2007. 46 с
21. Терскова А.А. «Русская православная церковь и ее деятельность в Енисейской губернии (1861-февраль 1917 г.).: Спец. 07.00.02 – отечественная история: автореферат дис. на соиск. учен. степ. к. истор. н. / А.А.Терскова. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2012. 25 с.