Открытый урок по литературному чтению в 1-м классе на тему "В.А.Осеева «Хорошее»"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: литературное чтение, В.А.Осеева, В.А.Осеева «Хорошее»


Цель:

  • Сформировать у учащихся понятие хороших поступков, добрых дел.
  • Давать правильную характеристику героя на основе его намерений и поступков.

Задачи урока:

  • развивать навыки правильного и осознанного чтения;
  • формировать умение составлять характеристику героя;
  • воспитывать нравственные качества ребенка: честность, чувство ответственности за свои поступки и доброе отношение к людям.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

  • совершенствование навыка чтения;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;
  • деление текста на смысловые части;

Метапредметные:

  • умение формулировать цель деятельности;
  • умение строить логическую цепь рассуждения;
  • формирование умения нахождения способа решения проблем творческого и поискового характера;

Личностные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения;
  • осмысливание собственного поведения и поведения окружающих;
  • развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Инструментарий: учебник: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Литературное чтение 1 класс, II часть.

Карточки с заданиями разного цвета, портрет В.А.Осеевой, цветные иллюстрации, менеджмент, карточки с номерами столов, книжная выставка В.Осеевой, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.

Ожидаемый результат:

  • положительное отношение к уроку литературного чтения;
  • способность откликаться на добрые чувства .
  • основы моральной самооценки.
  • умения оценивать поведение героев произведения

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент

Цель: Организовать направленное внимание на начало урока.

Мы приветствуем гостей -
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.

- Похлопайте в ладоши те, кто пришёл в школу с хорошим настроением.

- Пожмите руку соседу, если вы добрый человек и готовы помочь товарищам.

- Помашите рукой те ребята, кто хочет поскорее начать урок и узнать что-то новое.

- Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет внимательным и старательным.

- Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро всем улыбчивым лицам.

Добрая улыбка – половина начатого дела. (Слайд 2)

И мы начинаем нашу работу.

2. Актуализация

Цель: Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Звучит песенка.

Входит ПИШИЧИТАЙ. (Слайд 3)

Подготовленный ученик выступает в роли ПИШИЧИТАЯ и поёт:

- Узнать меня не трудно.
Я в книжках так и знай.
Живёт на книжной полке.
Твой друг Пишичитай.
Ты под руку со мною,
Войдешь в волшебный край.
Весь мир тебе откроет
Твой друг Пишичитай. - Здравствуйте, ребята.

Я рад встрече с вами. Когда вы только ещё учились читать по Азбуке, вам встречались рассказы этого писателя.

- А сегодня я принёс для вас подарок-новое произведение.

Я дарю ещё одну книгу в вашу классную библиотеку.

Вручает учителю книгу.

- А сейчас мне пора. Меня ждут ешё ребята.

3. Проблемная ситуация

Цель: Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, учить определять тему и жанр прослушанного произведения.

Учитель: Спасибо за подарок. Ребята, а ведь Пишичитай прав. Самый лучший подарок – это книга.

«Кто много читает - тот много знает».

- Ребята, а какое стихотворение мы учили про книгу?

Ученик:

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..

- Ребята, а вы хотите узнать, что это за книга?

Учитель читает: Рассказ.

Вспомните: Что такое рассказ? (Ответы)

Возьмите на столе карточку.

- Что это за картинка? (Ответы).

4. Изучение нового материала

Цель: Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Учитель: - А вы догадались, о чём сегодня будем вести наш разговор?

(Ответы детей) Я считаю, что наш разговор пойдёт о поступках.

Я думаю, что мы будем говорить о том, что нужно делать добрые дела.

Учитель: - Вы правильно определили проблему нашего урока. Молодцы.

- А решить её поможет подаренная книга.

Учитель: – Как вы думаете, какую цель вы поставите для себя на уроке?

Ученики: Научиться хорошо читать, выяснить для чего читаем мы этот рассказ. Портрет В.А.Осеевой. (Слайд 5)

А что мы знаем об этой писательнице? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Учитель: А я хочу добавить, что в одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:

"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

– Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. Итак, как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать". (Слайд 6)

Учитель: - Рассмотрите, ребята, предположите, о чём может говориться в этом рассказе?

Ученики: - Мальчик о чём-то думает, мечтает.

- А Девочка хочет с ним поговорить, спросить что-то. А собачка ждёт или охраняет мальчика.

- По названию рассказа можно предположить, что должно быть что-то хорошее.

Учитель: А сейчас проверим наши предположения.

Читает ученик

Учитель: - Что хорошего в рассказе? (Я думаю, что мысли, желания Юры хорошие.)

Учитель: - Что вам не понравилось? (Я хочу сказать, что поступки Юры мне не понравились.)

Учитель: - Ему удалось сделать хорошее? (Нет.)

Учитель: - А почему Юрику не удалось сделать хорошего дела? (А он только представлял всё себе, мечтал. На самом деле он не ничего делал.)

Учитель: - В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)

Учитель: - О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

5. Закрепление нового материала

Цель: Развивать навык чтения; привлекать внимание детей к тексту, авторскому слову.

Чтение по ролям.

Учитель: - Как будем читать за автора?

- Как нужно читать мысли Юры?

- А слова Юры, обращенные к сестре, няне, собаке?

- С какой интонацией надо читать слова сестры, няни, Трезорки?

- А слова мамы?

- Выберите те качества, которые соответствуют характеру Юры:

Слайд 8

Смелый.
Заботливый.
Умный.
Думающий о себе.
Добрый.
Грубый.

- А как бы вы поступили на его месте?

А сейчас возьмите карточки жёлтого цвета и выполните тест. (Слайд 9)

1. Почему Юре захотелось сделать хорошее?
а) надоело сидеть дома;
б) Хороший денек. Солнце светит.
в) Мама сказала.

2. Сестренка звала Юру
а) играть;
б) обедать;
в) гулять.

3. Няня попросила Юру
а) убрать в комнате;
б) убрать посуду;
в) убрать игрушки.

4. О чем Трезорка думал и просил Юру?
а) попить;
б) поесть;
в) поспать.

5. Что хорошее в рассказе
а) хорошие мысли;
б) поступки мальчика.

(Слайд 10)

Учитель: - Какую пословицу вы отнесёте к поступку мальчика?

6. Рефлексия

Цель: систематизировать полученные знания и сравнивать собственные успехи с достижениями одноклассников.

(Слайд 11) Дети ставят свои фишки на острова.

Итог урока

Учитель: - Какой остров вы выберете для себя?

– Какие хорошие поступки вы можете сделать? (1. Помочь маме вымыть посуду, полить цветы, пропылесосить в комнате. 2. Помочь другу почисть снег. 3. Сходить в магазин за молоком.)

Учитель: - Ребята, в любом произведении обязательно есть вывод. - Чему научило вас это произведение? (1. Делать добрые дела. 2. Помогать, когда тебя о чём-то просят.)

Учитель: - Как вы себя чувствуйте, когда рядом с вами добрый человек? (Хорошо, радостно, уютно, тепло.)

Учитель: - А при какой погоде вы чувствуете себя хорошо, радостно? (Когда светит солнце.)

Учитель: - Вот и доброту мы можем сравнивать с солнцем, а его лучами являются добрые поступки.

Спасибо за урок.