Цель:
- Сформировать у учащихся понятие хороших поступков, добрых дел.
- Давать правильную характеристику героя на основе его намерений и поступков.
Задачи урока:
- развивать навыки правильного и осознанного чтения;
- формировать умение составлять характеристику героя;
- воспитывать нравственные качества ребенка: честность, чувство ответственности за свои поступки и доброе отношение к людям.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- совершенствование навыка чтения;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;
- деление текста на смысловые части;
Метапредметные:
- умение формулировать цель деятельности;
- умение строить логическую цепь рассуждения;
- формирование умения нахождения способа решения проблем творческого и поискового характера;
Личностные:
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения;
- осмысливание собственного поведения и поведения окружающих;
- развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Инструментарий: учебник: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Литературное чтение 1 класс, II часть.
Карточки с заданиями разного цвета, портрет В.А.Осеевой, цветные иллюстрации, менеджмент, карточки с номерами столов, книжная выставка В.Осеевой, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.
Ожидаемый результат:
- положительное отношение к уроку литературного чтения;
- способность откликаться на добрые чувства .
- основы моральной самооценки.
- умения оценивать поведение героев произведения
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент
Цель: Организовать направленное внимание на начало урока.
Мы приветствуем гостей -
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
- Похлопайте в ладоши те, кто пришёл в школу с хорошим настроением.
- Пожмите руку соседу, если вы добрый человек и готовы помочь товарищам.
- Помашите рукой те ребята, кто хочет поскорее начать урок и узнать что-то новое.
- Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет внимательным и старательным.
- Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро всем улыбчивым лицам.
Добрая улыбка – половина начатого дела. (Слайд 2)
И мы начинаем нашу работу.
2. Актуализация
Цель: Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
Звучит песенка.
Входит ПИШИЧИТАЙ. (Слайд 3)
Подготовленный ученик выступает в роли ПИШИЧИТАЯ и поёт:
- Узнать меня не трудно.
Я в книжках так и знай.
Живёт на книжной полке.
Твой друг Пишичитай.
Ты под руку со мною,
Войдешь в волшебный край.
Весь мир тебе откроет
Твой друг Пишичитай. - Здравствуйте, ребята.
Я рад встрече с вами. Когда вы только ещё учились читать по Азбуке, вам встречались рассказы этого писателя.
- А сегодня я принёс для вас подарок-новое произведение.
Я дарю ещё одну книгу в вашу классную библиотеку.
Вручает учителю книгу.
- А сейчас мне пора. Меня ждут ешё ребята.
3. Проблемная ситуация
Цель: Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, учить определять тему и жанр прослушанного произведения.
Учитель: Спасибо за подарок. Ребята, а ведь Пишичитай прав. Самый лучший подарок – это книга.
«Кто много читает - тот много знает».
- Ребята, а какое стихотворение мы учили про книгу?
Ученик:
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..
- Ребята, а вы хотите узнать, что это за книга?
Учитель читает: Рассказ.
Вспомните: Что такое рассказ? (Ответы)
Возьмите на столе карточку.
- Что это за картинка? (Ответы).
4. Изучение нового материала
Цель: Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
Учитель: - А вы догадались, о чём сегодня будем вести наш разговор?
(Ответы детей) Я считаю, что наш разговор пойдёт о поступках.
Я думаю, что мы будем говорить о том, что нужно делать добрые дела.
Учитель: - Вы правильно определили проблему нашего урока. Молодцы.
- А решить её поможет подаренная книга.
Учитель: – Как вы думаете, какую цель вы поставите для себя на уроке?
Ученики: Научиться хорошо читать, выяснить для чего читаем мы этот рассказ. Портрет В.А.Осеевой. (Слайд 5)
А что мы знаем об этой писательнице? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Учитель: А я хочу добавить, что в одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:
"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нем не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. Итак, как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать". (Слайд 6)
Учитель: - Рассмотрите, ребята, предположите, о чём может говориться в этом рассказе?
Ученики: - Мальчик о чём-то думает, мечтает.
- А Девочка хочет с ним поговорить, спросить что-то. А собачка ждёт или охраняет мальчика.
- По названию рассказа можно предположить, что должно быть что-то хорошее.
Учитель: А сейчас проверим наши предположения.
Читает ученик
Учитель: - Что хорошего в рассказе? (Я думаю, что мысли, желания Юры хорошие.)
Учитель: - Что вам не понравилось? (Я хочу сказать, что поступки Юры мне не понравились.)
Учитель: - Ему удалось сделать хорошее? (Нет.)
Учитель: - А почему Юрику не удалось сделать хорошего дела? (А он только представлял всё себе, мечтал. На самом деле он не ничего делал.)
Учитель: - В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)
Учитель: - О ком думает Юра на самом деле? (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)
5. Закрепление нового материала
Цель: Развивать навык чтения; привлекать внимание детей к тексту, авторскому слову.
Чтение по ролям.
Учитель: - Как будем читать за автора?
- Как нужно читать мысли Юры?
- А слова Юры, обращенные к сестре, няне, собаке?
- С какой интонацией надо читать слова сестры, няни, Трезорки?
- А слова мамы?
- Выберите те качества, которые соответствуют характеру Юры:
Слайд 8
Смелый.
Заботливый.
Умный.
Думающий о себе.
Добрый.
Грубый.
- А как бы вы поступили на его месте?
А сейчас возьмите карточки жёлтого цвета и выполните тест. (Слайд 9)
1. Почему Юре захотелось сделать хорошее?
а) надоело сидеть дома;
б) Хороший денек. Солнце светит.
в) Мама сказала.
2. Сестренка звала Юру
а) играть;
б) обедать;
в) гулять.
3. Няня попросила Юру
а) убрать в комнате;
б) убрать посуду;
в) убрать игрушки.
4. О чем Трезорка думал и просил Юру?
а) попить;
б) поесть;
в) поспать.
5. Что хорошее в рассказе
а) хорошие мысли;
б) поступки мальчика.
(Слайд 10)
Учитель: - Какую пословицу вы отнесёте к поступку мальчика?
6. Рефлексия
Цель: систематизировать полученные знания и сравнивать собственные успехи с достижениями одноклассников.
(Слайд 11) Дети ставят свои фишки на острова.
Итог урока
Учитель: - Какой остров вы выберете для себя?
– Какие хорошие поступки вы можете сделать? (1. Помочь маме вымыть посуду, полить цветы, пропылесосить в комнате. 2. Помочь другу почисть снег. 3. Сходить в магазин за молоком.)
Учитель: - Ребята, в любом произведении обязательно есть вывод. - Чему научило вас это произведение? (1. Делать добрые дела. 2. Помогать, когда тебя о чём-то просят.)
Учитель: - Как вы себя чувствуйте, когда рядом с вами добрый человек? (Хорошо, радостно, уютно, тепло.)
Учитель: - А при какой погоде вы чувствуете себя хорошо, радостно? (Когда светит солнце.)
Учитель: - Вот и доброту мы можем сравнивать с солнцем, а его лучами являются добрые поступки.
Спасибо за урок.