"…забота о здоровье ребенка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества".
В.А.Сухомлинский.
В каждом человеке имеется особенный творческий потенциал, и стремление реализовать его заложено в каждом из нас. Занятия творчеством привносят положительные эмоции в нашу жизнь, создают позитивный настрой.
Дети, испытывающие трудности в обучении, в достижении творческих результатов, нуждаются в особенной помощи со стороны преподавателя, в его внимании, в создании условий для пробуждения и реализации их творческой активности и превращении её в потребность, что в свою очередь ведет к большей эффективности процесса обучения в целом, так как предмет изобразительного искусства является одним из ведущих для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
В условиях современной жизни, исходя из уровня научно-технического прогресса и развития современной культуры, одной из главных задач школы является формирование гармоничной личности. В связи общими задачами воспитания, школьный курс изобразительного искусства ставит своей целью: готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных видах деятельности и отвечает современным требованиям, направленным на воспитание конкурентно-способной личности.
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет важнейшее значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Одной из ключевых проблем в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является развитие познавательной активности учащихся.
Разнообразие материалов и техники будят творческую инициативу, развивают фантазию и воображение учащихся. Чем богаче и разнообразнее способы и формы изобразительной деятельности, тем в большей степени достигается результат развития творческих способностей – в этом основной принцип. Также для работы с особенными детьми в условиях нашей школы и подобных необходимо создание особенно тёплой, мягкой, дружелюбной атмосферы.
Для того чтобы детям было легче добиться желаемого результата возможно использование вспомогательных средств таких как трафареты, шаблоны, предварительные заготовки. При выполнении же довольно сложных и нестандартных работ с использованием различных материалов, учащиеся начинают с большим увлечением заниматься рисованием, стремятся выполнять свои работы на более высоком уровне, творчески подходить к выполнению задачи. В результате повышается мотивация учащихся, качество знаний, развивается познавательный интерес к искусству, учащиеся становятся более активными. Такой подход в преподавании актуален и в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специфическими приёмами, имеющими коррекционную-развивающую направленность, которые также позволяют учащимся достичь более высоких творческих результатов могут быть:
- Опорные изображения или описания в соответствии с темой и целями урока, трафареты, шаблоны, предварительные заготовки;
- Инструкции, памятки по выполнению задания;
- Игровые, ролевые формы проведения урока;
- Физкультминутки, упражнения с использованием Су-Джок массажёров, разминки для зрения;
- Дополнительные задания, направленные на развитие мелкой моторики, воображения, глазомера;
- Индивидуальный подход с учетом особенностей учащихся;
- Применение элементов техники арт-терапии;
- Использование на уроках музыкальных и литературных произведений.
Задача педагога – разбудить в ребёнке может быть дремлющую потребность в творчестве, поощряя его, видя хотя бы малейшие ростки творческой активности, роста.
В качестве практических наработок с применением разнообразных материалов и техник хотелось бы предложить следующее:
1.Техника симметричного многослойного прорезания
Особенностью этой техники является то, что в любом случае бумагу для дальнейшего прорезания сгибают от двух и более раз в зависимости от замысла композиции. В качестве примера такой деятельности может быть – технология изготовления всем известной снежинки. Результаты этих работ с одной стороны запланированы, однако здесь всегда присутствует элемент непредсказуемости. При этом работы получаются красочными, особенно декоративными и неповторимыми. В случае выполнения коллективной работы результатом творческой работы может быть декоративное панно, которое может украсить класс, школу в дни праздника.
2.Техника монотипии
Это разновидность графической техники в которой краски наносятся от руки на основу - бумагу, пластик, природные материалы и другие. Сверху накладывается лист бумаги и прижимается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один. Отсюда и название – монотипия. Монотипию могут освоить дети младшего возраста. Пусть рисуют гуашью цветы, бабочек и "печатают" их изображения. Первоклассникам доставит удовольствие сам процесс работы. И в то же время они играючи приобщатся к "таинству" работы с красками, водой, бумагой - основными орудиями труда художника-графика. Когда работа подсохнет ее можно дописать техникой письма по сухому.
3. Техника гравюры на картоне
Гравюра на картоне – особая графическая техника. На основу из картона по эскизу работы наклеиваются изображения из бумаги, картона или ткани в зеркальном отображении. Ткань позволяет добиться в готовом оттиске необычных эффектов. Следующим этапом работы становится обработка и подготовка доски к печати. И здесь многое зависит от качества самого картона – мягкий он или плотный, рыхлый, или имеющий какую либо фактуру, краска на поверхность ляжет по-разному. От толщины красочного слоя будет зависеть эффект, получаемый в готовом изображении при печати. Процедура печати осуществляется вручную при помощи резинового валика. Преимуществами гравюры на картоне являются легкость и простота исполнения, что делает ее незаменимой для учебного процесса младшей и средней школы, относительным недостаткам можно назвать невозможность выполнить сложный рисунок и получение малого числа копий.
4. Технологии Оригами
Это искусство складывания из бумаги, без ножниц и клея. "Ори" в переводе с японского "складывать", "ками" - "бумага". Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.
5. Задания на дорисовывание имеющегося изображения имеют в большей степени развивающую направленность, способствуют развитию глазомера, зрительной памяти, графических навыков, мелкой мускулатуры кистей рук, концентрации внимания, придают уверенность в своих возможностях.
Эти разнообразные техники как и многие другие применяемые на уроках изобразительного искусства развивают пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях.
Искусство формирует, совершенствует имеющуюся в каждом человеке универсальную способность к творчеству, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере социальной деятельности – в науке, политике, в быту, труде.
Уроки изобразительного искусства вносят в свою лепту в общее дело в формирование души человека его духовности и нравственности.