Система подготовки юных легкоатлетов с применением игровых средств

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Ключевые слова: легкая атлетика


Актуальность

Принятие ФГОС ОО нацеливает нас на эффективное сочетание традиционного и инновационного содержания и опыта деятельности преподавателя и тренера. Классический опыт Советской и Российской школ легкой атлетики, который позволял готовить спортсменов высочайшего класса, и был залогом здоровья нации, всегда будет фундаментом и основой деятельности тренеров-преподавателей РФ по всем дисциплинам. При этом ФГОС ОО ставит во главу угла духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся и сохранение их здоровья, создание условий социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию учащихся и построение учебно-тренировочного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей детей, который формирует уважение к другим людям, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов, осознание правил здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Достижение поставленных целей осуществляется в рамках игрового метода тренировок, который широко применяется на ранних этапах подготовки спортсменов и позволяет на высоком эмоциональном фоне быстро переключаться на разные режимы работы мышц, а также вовлекать в работу различные группы мышц, что позволяет достичь комплексного эффекта.

Достижение высоких спортивных результатов в легкой атлетике во многом обусловлено оптимальным уровнем скоростно-силовой подготовленности, поэтому рациональное построение соотношения специальной физической подготовки (СФП) и общей физической подготовки (ОФП) как на уровне годичного цикла, так и на его отдельных этапах во многом определяется эффективностью всего учебно-тренировочного процесса. Важное значение имеет также рациональное планирование СФП и ОФП в системе многолетней подготовки спортсмена - от этапа начальной спортивной специализации до этапа высшего спортивного мастерства.

Игровой метод представляет собой большую ценность в воспитательной работе с детьми и молодежью. Среди большого разнообразия игр широко распространены у детей и подростков подвижные игры. Характерной чертой игрового метода является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, метаний, ловли мяча и др.) Игровой метод является одним из важных средств в формировании у детей и подростков высоких нравственных и физических качеств. Несмотря на то, что особенно большое место игры занимают в физическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста, также они необходимы и в среднем школьном возрасте, так как они благоприятствуют комплексному совершенствованию двигательных навыков, нормальному физическому развитию.

Практическая значимость: выбор наиболее эффективных методов и средств развития скоростно-силовых способностей у юных бегунов на этапе начальной подготовки позволит более рационально планировать тренировочный процесс.

1. Особенности детско-юношеского спорта

Современному этапу развития детско-юношеского спорта присущ ряд особенностей, которые оказывают существенное влияние на организацию подготовки спортсменов и ставят перед тренерами и спортсменами новые, очень сложные задачи и требования, заставляющие искать соответствующие формы организации тренировочного процесса: исключительно высокая напряженность соревновательной борьбы, связанная с возрастающей плотностью спортивных достижений участников соревнований, неизмеримо повысило требования к качеству, стабильности и надежности технического и тактического мастерства, морально-волевой подготовленности и психологической устойчивости спортсменов. Существенно возросли объемы тренировочной нагрузки, что остро поставило проблему ее рационального размещения в рамках годичного цикла.

Ведущие специалисты в области юношеского спорта в своих исследованиях (Бекетов В.А., Валик Б.В., Верхошанский Ю.В.) сформулировали основные методологические положения, на основе которых должна строиться многолетняя спортивная тренировка:

  • Многолетняя спортивная подготовка - это единая педагогическая система, обеспечивающая преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп.
  • Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки всех возрастных групп.
  • Оптимальное соотношение различных сторон подготовки спортсмена в процессе многолетней тренировки.
  • Рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается объем средств специальной подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается объем общей подготовки.
  • Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, их постоянный рост на протяжении многолетней тренировки. Каждый период очередного годового цикла начинается и завершается на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующим периодом предыдущего годичного цикла.
  • Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками, юношами и девушками.

2. Анатомо-физиологические особенности детей в возрасте 10-13 лет

На этапе начальной спортивной специализации необходимо учитывать особенности индивидуального развития, так как в этом возрасте идет всеобщее развитие организма. Отличительной особенностью этого периода является перестройка эндокринного аппарата. Усиливается гормональная функция гипоталамуса, гипофиза, щитовидной железы, развивается адреналовая система надпочечников, усиливается функция островного аппарата поджелудочной железы (А.А. Маркесян, 2001). В этом возрасте наступает половое созревание. Развитие грудной клетки и нижних конечностей происходит особенно энергично. Длина, масса тела и окружность грудной клетки у мальчиков до 13 лет во всех возрастных группах значительно выше, чем у девочек. В этот период заканчивается развитие костного скелета, системы и органы достигают полного физического развития. Успешно развивается и укрепляется мышечная система (А.А.Маркесян, 1969), происходит заметное ускорение темпов роста длины тела.

Этот период жизни девочек следует обозначить как период предпубертарный. Он является первым критическим периодом развития женского организма, когда неблагоприятное воздействие окружающей среды способно оказать отклоняющее влияние на становление женской репродуктивной системы и могут отрицательно сказаться на функции половой системы в будущем (А.А.Маркесяна Л.Б.Кофмана, 2002).

В период 11-12 лет мальчики растут довольно интенсивно и относительно равномерно. Одновременно с ростом тела увеличивается и мышечная ткань. Максимальный уровень подвижности в суставах достигается к 13 годам.

Процессы возбуждения все еще преобладают над процессами внутреннего охранительного торможения, что может приводить к быстрой утрате подвижности нервной системы и утомлению. Вместе с тем высокая реактивность и возбудимость, а также высокая пластичность нервной системы в детском возрасте способствует лучшему и более быстрому усвоению двигательных навыков. Движения детей в этом возрасте достаточно быстры, но не отличаются точностью. Легче переносят и усваивают дети движения, выполняемые в интенсивном движении. По данным Коробкова (2004), к 11 годам происходит формирование взаимодействия мышц антагонистов, что повышает координационные способности детей. Наиболее интенсивное развитие функции равновесия происходит в возрасте 10 лет и к 12 годам она не отличается от уровня взрослого (Попов В.Б., Суслов Ф.П., Германов Г.Н., 1999).

При возрастании интенсивности выполнения физических упражнений наблюдается не только появление резко выраженного усиления функции кардиореспираторной системы, но и развитие более выраженного утомления. Более быстрое развитие утомления у детей при повышающейся интенсивности мышечной работы может быть объяснено следующими возрастными особенностями их организма:

  • КПД организма детей ниже, чем у взрослых, что соответствует меньшей величине используемого кислорода из всей величины вентилируемого в легких воздуха.
  • Дети меньше, чем взрослые, способны к мышечной работе в анаэробных условиях обмена, требующей особенно большего напряжения системы дыхания и кровообращения.
  • У детей ограничены возможности мобилизации кислородо-транспортной системы организма во время физической нагрузки в следствии малой кислородной емкости крови.
  • Меньшее совершенствование регуляции углеводного обмена у детей, меньшая способность к мобилизации углеводного обмена, вызывает снижение сахара в крови, что не может не уменьшать работоспособность детского организма (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001).

3. Особенности тренировки на этапе начальной специализации

Разработанная специалистами периодизация многолетней тренировки легкоатлетов делит всю подготовку на этапы: предварительной подготовки (группы начальной подготовки ДЮСШ - 9-11 лет), начальной специализации (учебно-тренировочные группы - 12-15 лет), углубленной специализации (группы спортивного совершенствования - 16-18 лет), спортивного мастерства (группы высшего спортивного мастерства - 19 лет и старше).

Этап начальной специализации охватывает возраст с 11-12 до 15-16 лет. На этом этапе юные бегуны овладевают основами техники спринтерского бега и другими видами легкой атлетики, приобретают разностороннюю физическую подготовленность, используя в тренировке различные виды спорта, подвижные и спортивные игры. Исходя из этого, основные цели этапа начальной специализации заключается в следующем: обеспечить разностороннюю физическую подготовку, повысить общий уровень функциональных возможностей, создать богатый фонд разнообразных навыков, умений, сформировать начальные основы спортивного мастерства (Филин В.П., 1990). Спортивные занятия на данном этапе носят общеподготовительную направленность, которая приобретает все большую специализированность. Исходя из этого, приводится соотношение объемов средств ОФП и СФП в 12-15 лет: ОФП-40%, СФП-30 %, ТП-30 % . Основными задачами этапа являются: укрепление здоровья, разносторонняя физическая подготовка (РФП), овладение основными двигательными навыками спортивной ходьбы, гладкого и барьерного бега, всех метаний (преимущественно с места, за исключением метания мяча и копья), воспитание морально-волевых качеств, начальная теоретическая и общефизическая подготовка. (Л.Б.Кофман, 2000). Ранняя специализация, по данным многочисленных исследований, является бесперспективной, так как она способствует форсированию подготовки юного легкоатлета, что приводит к постепенному застою спортивных достижений, травмам (Ашмарин Б.А., Губа В.П., Юнусов А.М.).

Основными средствами подготовки на данном этапе являются легкоатлетические упражнения и упражнения из других видов спорта, комплексы круговой тренировки, спортивные игры, гимнастика, акробатика, соревнования преимущественно по программе многоборий и теоретическая подготовка. Кроме того, что на начальном этапе не следует применять в большом объеме бег в стандартных условиях с максимальной скоростью. Весьма эффективно также применение различных упражнений в изменяющихся ситуациях и формах, и в частности эстафетный бег (Е.Е.Аракелян, 2003). Из всего разнообразия средств специалисты предлагают использовать также упражнения с отягощением веса собственного тела, отжимание в упоре и подобные гимнастические упражнения на снарядах и без снарядов, прыжки с интенсивным отталкиванием и т.д. (В.П.Баранов, 1988; В.В.Кузин, 1998; В.Б.Попов, Ф.П.Суслов, Г.Н.Германов, 2000). Помимо этого используются средства спортивно-вспомогательной гимнастики и тяжелой атлетики. Это могут быть упражнения, связанные как с общими силовыми нагрузками (приседания с незначительным весом, парные упражнения и т.п.), так и относительно локальные мышечные группы (упражнения с отягощением для сгибателей и разгибателей предплечья, плеча, шеи, туловища, ног и т.д.). Все эти средства являются основой ОФП, но самыми эффективными, несомненно, являются игровые упражнения и различные игры по упрощенным правилам (футбол, баскетбол, регби и т.д.).

4. Скоростно-силовые качества - формы проявления и методика развития

В соответствии с режимами и характером мышечной деятельности силовые способности человека подразделяются на два вида: собственно-силовые, которые проявляются в условиях статического режима и медленных движений и скоростно-силовые, проявляющиеся при выполнении быстрых движений преодолевающего и уступающего характера или при быстром переключении от уступающей к преодолевающей работе.

Собственно-силовые способности человека могут проявляться при удержании в течение определенного времени предельных отягощений с максимальным напряжением мышц (статический характер работы) или при перемещении предметов большой массы. В последнем случае скорость практически не имеет значения, а прилагаемые усилия достигают максимальной величины (характер работы по спортивной терминологии медленный, динамический, "жимовой"). В соответствии с таким характером работы мышечная сила может быть статической и медленной динамической.

Скоростно-силовые качества проявляются в действиях, в которых наряду со значительный силой требуется и существенная скорость движения. При этом, чем выше внешнее отягощение, тем большее действие приобретает силовой характер, чем меньше отягощение, тем больше действие становится скоростным. Формы проявления скоростно-силовых способностей во многом зависят от характера напряжения мышц в том или ином движении, который выражается в различных движениях быстротой развития силового напряжения, его величины и длительности.

Важной разновидностью скоростно-силовых способностей является "взрывная сила" - способность проявлять большие величины силы в наименьшее время. Она имеет существенное значение при старте в спринтерском беге, в прыжках, метаниях.

Выделяется еще одно новое проявление силовых способностей, так называемая способность мышц накапливать и использовать энергию упругой деформации ("реактивная сила"). Она характеризуется проявлением мощного усилия сразу же после интенсивного механического растяжения мышц, т.е. при быстром переключении их от уступающей работы к преодолевающей в условиях максимума развивающейся в этот момент динамической нагрузки. Предварительное растягивание, вызывающее упругую деформацию мышц, обеспечивает накопление в них определенного потенциала напряжения (неметаболической энергии), который с началом сокращения мышц является существенной добавкой к силе их тяги, увеличивающей её рабочий эффект.

Скоростно-силовая подготовка включает разнообразные средства и приемы, направленные на развитие способности занимающегося преодолевать значительные внешние сопротивления при максимально быстрых движениях, а также при разгоне и торможении тела и его звеньев. Поэтому применяются разнообразные упражнения:

  • с преодолением веса собственного тела: быстрый бег, скачки, прыжки на двух ногах с места и с разбега (различного по длине и скорости), в глубину, высоту, на дальность и в различных их сочетаниях, а также силовые упражнения, упражнения на гимнастических снарядах;
  • с использованием воздействия внешней среды: бег и прыжки в гору и с горы, по ступенькам вверх и вниз, по различному грунту (газон, песок, отмель, опилки, тропинки в лесу, против ветра и по ветру в кроссовках и босиком);
  • с преодолением внешних сопротивлений в максимально быстрых движениях, в упражнениях с партнером, в упражнениях с отягощениями, в метаниях различных снарядов (набивные мячи, камни и ядра различного веса).

При выполнении специальных упражнений следует придерживаться методических правил:

  • понимать, какая двигательная задача решается в данном упражнении;
  • развивать двигательные ощущения, мышечную память и контроль за свободой движений;
  • следить за правильным рисунком, амплитудой, темпом и акцентами, а также угловыми значениями проявления максимальных мышечных усилий для избирательного и наиболее точного воздействия на определенные группы мышц в соответствии с рабочими фазами соревновательного упражнения;
  • видеть и чувствовать главное звено и оценивать эффект от упражнения;
  • повторное исполнение неточных движений чаще приносит только вред;
  • использовать рефлекторную силу и эластичность предварительно растянутых мышц, постоянно стимулировать рефлекс на растяжение, выполняя упражнения в ритме упругих покачиваний;
  • помнить, что число повторений в одном подходе должно быть до чувства легкого утомления, оптимально 25-30 в прыжковых упражнениях и
  • без отягощений, 10-15 в упражнениях с применением малых отягощений или усилий на тренажерах.
  • бег со старта в гору 6-10 беговых шагов с выбеганием на горизонтальную часть дорожки-тропинки;
  • бег через небольшой овраг (20-30 м) с активным сбеганием вниз и выбеганием вверх по инерции, а затем поворот и т.д. - 5-6 повторений в серии, отдых, всего 2-3 серии;
  • выход со старта с упором в колодки или стенку с выносом ноги, прыжки в длину из колодок; имитация бега со старта в ходьбе широкими шагами, сохраняя наклон и равновесие, то же в гору;
  • максимально быстрые движения руками, ногами (с опорой о стенку);
  • основные беговые упражнения: с высоким подниманием бедра с акцентом на подъем и на опускание, с захлестыванием голени - все с продвижением вперед, отталкиваясь стопой. В каждом упражнении полезно менять темп, степень продвижения вперед, заканчивать упражнение переходом в бег;
  • многоскоки с разбега 2-6 беговых шагов: шаги с ноги на ногу, скачки на одной, то же на наклонной дорожке, по ступенькам вверх и вниз. В этих упражнениях развивается упругость в связях частей тела и повышается мощность отталкивания. Это лучшее упражнение для укрепления задней поверхности тела и особенно поясничного отдела позвоночника.

Упражнения с отягощениями, скачки на одной ноге могут повредить не полностью сформировавшемуся организму ребенка. Следовательно, подбор средств и методов скоростно-силовой подготовки должен осуществляться в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями детей данного возраста.

5. Игровой метод в тренировке легкоатлетов

Значение игры как многообразного общественного явления выходит далеко за сферу физического воспитания. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра служила и служит удовлетворению различных потребностей - в самопознании и общении, в духовном и физическом развитии, в отдыхе и развлечении. Одна из главных функций игры - педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания.

Игровой метод в физическом воспитании характеризует отсутствие жесткой регламентации действий, условий их выполнения, широкие возможности для самостоятельного проявления творчества. Отсюда - импровизационный характер действий в игре (действия не по шаблону, а с самостоятельным выбором и конструированием целесообразных вариантов) и в связи с этим широкие возможности для проявления самостоятельности, инициативности, находчивости и других непосредственно связанных с ними личностных качеств. Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов. Это положительно сказывается на усвоении занимающимися отдельных спортивно-технических приемов и их сочетаний, создает предпосылки к более успешному овладению тактическими действиями, а также подтверждает, что занятия подвижными играми содействуют воспитанию воли, выдержки, дисциплинированности и других качеств, необходимых каждому для достижения успехов в спорте.

Правила — обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности и инициатива играющих в рамках правил игры.

Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. В играх могут встречаться короткие перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения; различные метания на дальность и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, требующие умения применять разнообразные движения, приобретенные в процессе специальной физической подготовки, и др. Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях.

Кроме того что в игре проявляется изобретательность и демонстрируются физические усилия, она служит делу подготовки детей к социальной жизни. Это способствует формированию умственных и нравственных понятий, создает потребность в правилах. И игры и жизнь нуждаются в движении, в планировании направления и в предвосхищении возможных действий соперника. Игры помогают учить этим приемам.

Игровая деятельность в физическом воспитании строится на комплексном материале различных двигательных действий (бег с маневрированием, передача мяча, ловля, броски с поражением предметной цели, преодоление естественных препятствий и т.д.). Вместе с тем для нее характерна высокая динамичность операций, связанных с непрерывным решением быстро и внезапно возникающих двигательных задач, что является важным фактором развития координационных и других двигательных способностей.

В большинстве игр воссоздаются межчеловеческие отношения, как сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки, так и соперничества, противоборства, когда сталкиваются противоположно направленные стремления, возникают и разрешаются игровые конфликты. В атмосфере таких психически напряженных отношений выявляется и формируется ряд этических качеств личности.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость (координационно-двигательные и связанные с ними способности), быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. В руках умелого специалиста он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Игры значительно повышают эмоциональность, моторную плотность, увеличивают интерес детей. А в процессе игр воспитывается смелость, настойчивость. Путь, пройденный выдающимися легкоатлетами, говорит о том, что для развития быстроты и ловкости следует широко применять спортивные и подвижные игры и в начальный период занятий спортом и в последующей тренировке. Использование игрового метода позволяет проводить тренировки эмоционально, дает возможность значительно повысить плотность занятий. Поэтому при применении игр спортсмены быстрее достигают высокого уровня всестороннего физического развития.

См. продолжение работы