Межпредметная игра "Колесо истории"

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 8


Пояснительная записка

Цель игры: реализация межпредметных и интерактивных подходов в образовательной деятельности.

Задачи:

  • активизация познавательной деятельности обучающихся средствами разных предметов,
  • развитие коммуникативных навыков,
  • развитие творческих способностей обучающихся.

Порядок проведения игры:

I. Вводная часть (сценка по мотивам произведения Д.И.Фонвизина «Недоросль»).

II. Инструктаж команд, выдача маршрутных листов.

III. Работа станций:

1. «Архитектурные шедевры» (Историческая станция);

2. «Пойди Туда, не знаю Куда» (Географическая станция);

3. «Верю, не верю» (Техническая станция);

4-5. «Посольская изба» (Лингвистическая станция).

IV. Работа подстанций.

1. «Императорское лото»;

2. «Поле чудес»;

3. «Город Мастеров».

V. Подведение итогов.

Аудитория: учащиеся 8-х классов.

Правила игры

Команды обучающихся (до 6 человек) должны продвинуться как можно выше по табели о рангах и получить наивысшую награду в России 18 века – Орден Святого апостола Андрея Первозванного. Для продвижения по табели рангов нужно заработать баллы на станциях: 1 ранг - 3 балла. Команды, получившие 8 рангов (24 балла), будут причислены к потомственному дворянству.

Команды должны пройти 5 обязательных станций:

1. «Архитектурные шедевры» (Историческая станция);

2. «Пойди Туда, не знаю Куда» (Географическая станция);

3. «Верю, не верю» (Техническая станция);

4-5. «Посольская изба» (Лингвистическая станция: русский и английский языки).

Время пребывания на каждой станции – 10 минут. Максимальное количество баллов на каждой станции – 6 баллов.

Таким образом, максимальное количество баллов, которое команда может заработать на станциях – 30 балла.

Если команда не набрала 30 балла, а желает получить Высшую награду и ранг, то она может воспользоваться правом заработать дополнительные баллы на подстанциях:

А) «Императорское лото»;

Б) «Поле чудес»;

В) «Город Мастеров».

Максимальное количество баллов на каждой подстанции – 3 балла.

Ход игры «Колесо истории»

Начало игры

Голос за сценой. В начале 18 века в Россию был послан английский публицист Джон Смит с целью описания нравов государства Российского. Джон Смит остановился в доме госпожи Простаковой из рода Скотининых и посетил урок дворянского отпрыска Митрофанушки.

Сценка из пьесы Д.Фонвизина «Недоросль»: «Урок Митрофанушки» (действие 3, явление VIII). Действующие лица: Простакова, Митрофан, Стародум.

Идёт сценка, она заканчивается словами Стародума «О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь».

Джон Смит. О, мой Бог!!! Ужасная страна! Невежество процветает. Ни науки, ни просвещения! Дикие нравы, грубый народ!!!

Стародум. Джон Смит, позвольте с Вами не согласиться. В России в 18 веке было совершено огромное количество научных и географических открытий, освоены новые земли, открыт Университет, заложен Российский флот.

В 1722 году Пётр I издал Указ «О табели о рангах». Этот документ должен был поддержать тех молодых людей, даже из низших сословий, «кто желает служить, и вознаградить их, а не нахалов и тунеядцев», как Митрофанушка Простаков.

Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня Вы имеете возможность окунуться в эпоху 18 века.

Ваша задача – продвинуться как можно выше по табели о рангах и получить наивысшую награду в России 18 века – Орден Святого апостола Андрея Первозванного. В России было всего 14 рангов. Для продвижения по табели рангов Вам нужно заработать баллы на станциях. 1 ранг - 3 балла. Получившие 8 рангов (24 балла) – будут причислены к потомственному дворянству.

Вы должны пройти 5 обязательных станций:

1. «Архитектурные шедевры» (Историческая станция);
2. «Пойди Туда, не знаю Куда» (Географическая станция);
3. «Верю, не верю» (Техническая станция);
4-5. «Посольская изба» (Лингвистическая станция: русский и английский языки).

Время пребывания на каждой станции – 10 минут. Максимальное количество баллов на каждой станции – 6 баллов.

Таким образом, максимальное количество баллов, которое Вы можете заработать на станциях – 30 балла. Если Вы не набрали 30 балла, а желаете получить Высшую награду и ранг, то она может воспользоваться правом заработать дополнительные баллы на подстанциях:
А) «Императорское лото»; Б) «Поле чудес»; В) «Город Мастеров».

Максимальное количество баллов на каждой подстанции – 3 балла.

Вам следует проявить усердие, смекалку и упорство. На станциях Вас ждут архивариусы. Капитаны, получите путевые грамоты, в которых прописан Ваш маршрут. А Вы, Джон Смит, имеете возможность воочию наблюдать за продвижением и развитием русской молодёжи. Встретимся в конце нашего путешествия. Может быть, впечатления о нашем государстве в 18 веке у Вас изменится.

Станция «Архитектурные шедевры»

адание: Перед вами названия и характеристики архитектурных стилей 18 века в России, а также изображения архитектурных памятников 18 века. Вам необходимо установить соответствия между памятниками и стилями архитектуры, используя приведённые характеристики каждого архитектурного стиля. За каждое правильное соответствие вы можете заработать 0,5 б.

Характерные черты петровского барокко

- Чёткость линий, простота, рациональность и в то же время праздничность;
- симметрия планов и уравновешенность;
- многоцветная архитектура (оштукатуренные стены окрашивали в красные, зеленые, синие тона, на которых четко выделяются белые архитектурные детали);
- окна прямоугольной или арочной формы, с плоскими наличниками и характерными расширениями по углам – «ушами»;
- сдержанное использование декоративных элементов; - плоскость фасадов зданий.

Характерные черты елизаветинского барокко

- Поразительное многообразие декоративных элементов;
- контрастные цветовые сочетания во внешней отделке;
-применение пилястр и трехчетвертных колонн;
- зрелищность и обилие декоративных деталей во внутреннем убранстве;
- возвращение к некоторым традициям древнерусского зодчества;
- использование барельефов и рельефов.

Характерные черты классицизма

- Четкость композиции, строгость, симметричность композиции;
- торжественность зданий;
- ориентация на лучшие достижения античной культуры (греческую ордерную систему, строгую симметрию, чёткую соразмерность частей и их подчиненность общему замыслу);
- господство простых и ясных форм, спокойная гармония пропорций;
- предпочтение отдается прямым линиям;
- простота и благородство отделки;
- практичность и целесообразность.

Архитектурные стили XVIII в.

Петровское барокко

Елизаветинское барокко

Классицизм

Станция «Пойди Туда, не знаю Куда»

Учащимся выдаются листы с описанием путешествий В.Я. Чичагова и Витуса Беринга.

Задание.

1. Внимательно прочитайте и запомните текст. Время работы – 5 минут. Тексты верните архивариусу.

2. Используя полученную из текста информацию, поместите карточки в таблицу, объединив их по смыслу. Подпишите первую колонку таблицы.

 

Витус Беринг

Василий Чичагов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст 1. Описание путешествия. Чичагов Василий Яковлевич

Первая высокоширотная экспедиция.

Происходил из дворянского рода Чичаговых. Учился первоначально в Школе навигацких наук, после чего получил дополнительное образование в Великобритании на королевском флоте. Обучение завершил в 1742 году, после чего с 16-ти лет поступил на службу в российский флот.

В 1764 году был назначен помощником главного командира Архангельского порта. Находясь на этой должности, дважды — в 1765 и 1766 годах — отправлялся в «секретные экспедиции». Экспедиция была организована в 1764 году с заданием: «учинить поиск морского проходу Северным океаном в Камчатку». Назначенные в экспедицию суда назвали по фамилиям их командиров — «Чичагов», «Бабаев» и «Панов». В то время такой чести не удостаивался ни один капитан, ни в нашем, ни в иностранных флотах.

Дважды — в 1765 и 1766 годах — экспедиция Чичагова выходила в океан. Но льды не позволили ей пройти далее 80 градусов 30 минут северной широты. Во время этих плаваний Чичагов свершил два великих океанографических открытия. Во-первых, он доказал, что центральная часть Арктики, с вершиной у Северного полюса покрыта сплошным, паковым льдом (в то время многие ученые считали, что в районе Северного полюса есть обширная область с чистой водой). Во-вторых, Чичагов определил, что в Северном Ледовитом океане ледяные массы постоянно дрейфуют с востока на запад. По результатам этой экспедиции за смелость и высокий профессионализм Чичагов стал именоваться «адмиралом Гренландского моря». Разумеется, эти плавания и не могли привести к успеху. Чичагову можно поставить в заслугу уже то, что он без потерь вернул свои суда к родным берегам и доказал, что поставленная задача невыполнима для деревянных парусников. Российское правительство больше не предпринимало таких экспедиций, тогда как моряки других стран гибли в бесплодных попытках пробиться к полюсу. Вышел в отставку в 1797 году. Умер 4 апреля 1809 года, был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Надпись на надгробном памятнике сочинила лично Екатерина II.

 Текст 2. Описание путешествия. Витус Беринг

Открытие морского пути от Камчатки до Аляски.

Ви́тус Ионассен Бе́ринг — мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор. По происхождению датчанин.

Вернувшись из первой Камчатской экспедиции, Беринг показал правительству России план новой экспедиции. Его назначили командующим Второй Камчатской экспедиции в 1733 году. Их задача – исследовать американские берега со стороны Камчатки. В 1734 году командующий экспедиции собрал всех участников в Тобольске. Сухопутные партии геодезистов изучали побережье океана. А сам исследователь отправился в Якутск, где провел 3 года, заготовляя продовольствие и снаряжение для своей команды, разделенной на 2 группы. Только в 1740 году Беринг отплывает из Охотска на судах «Св. Павел» и «Св. Пётр». Зиму его команда провела на востоке Камчатки, около Авачинской губы. Спустя 8 лет после того, как они покинули Петербург, их корабли вышли к берегам американского континента. В дальнейшем корабли потеряли друг друга и плавали автономно.  Витус Беринг 4 дня плавал вдоль западного побережья. После было взято курс на Азию. 10 августа мореплаватель решил идти на Камчатку. А спустя две с половиной недели у юго-запада Аляски были открыты пустынные и безлесные острова, которые капитан назвал «Островами Шумагина». Двигаясь в западном направлении, Беринг исследовал Алеутскую цепь. Здесь русские впервые повстречали местных жителей – алеутов. В ноябре командующий экспедицией заболев цингой, около месяца пролежав в постели и умер 6 декабря 1741 года. Беринга похоронили на безымянном острове, который в будущем обозначат на картах как Остров Беринга.

Карточки-задания

 

 

 

5. 75 с.ш., 25 в.д.

6. 56 с.ш., 173 в.д.

 

7. Тихий океан

8. Северный Ледовитый океан

 

9. Архангельск

10. Дания

 

Станция «Верю, не верю». Станция «Техническая»

Иван Кулибин - выдающийся русский механик, инженер и изобретатель, основоположник отечественной технологии производства оптического стекла, создатель новых мостовых конструкций.

«Кулибин» — так до сих пор называют талантливых мастеров-самоучек. И это не случайно. Вклад Ивана Петровича Кулибина в российскую и мировую науку столь значителен, что он по праву считается символом русского изобретательства. Он намного опередил свое время: создал механические устройства и предложил проекты, многие из которых были оценены лишь спустя много лет. Он оставил нам в наследие множество изобретений.

Задание. Мы предлагаем сыграть в игру «Верю – не верю». Модератор расскажет об изобретении или открытии, а вам предстоит после небольшого обсуждения сказать, верите ли вы, что автор этого изобретения Кулибин.

За правильный ответ ваша команда получит 0,5 балла. Максимальное количество – 6 баллов. Время игры – до 10 минут.

  1. Вопрос: В 18 веке в Петербурге Екатерине II преподнесли часы-яйцо. Помимо часового механизма, они отличались секретом: ежечасно в них распахивалась дверца и миниатюрные человечки, искусно выточенные из золота и серебра, начинали танцевать под музыку. Верите ли вы, что эти часы императрице преподнес Кулибин? (Правда. Часы «с секретом», — самое «громкое» изобретение Ивана, хранящееся сейчас в Эрмитаже)
  2. Вопрос: Усовершенствование ткацкого станка стало толчком к промышленному перевороту. Верите ли, что это было сделано Кулибиным? (Нет. Это изобретение принадлежит англичанину Джону Кею. Он изобрел ткацкий челнок, который позволил изготавливать ткань широкого размера, повысив производительность труда).
  3. Вопрос: Верите ли вы, что Кулибин изобрел телефон? (Нет. Телефон обязан своим появлением, в первую очередь, немецкому ученому Филиппу Райсу. Он смог сконструировать устройство, позволяющее переносить голос человека на большие расстояния. Это событие произошло в 19 в.)
  4. Вопрос: Верите ли вы в то, что Кулибин сконструировал первый в России лифт? (Правда. Его подъёмный механизм запускался для императрицы с помощью одного либо двух человек. Это устройство стало любимым развлечением дворцовой челяди и высших сановников. Подъёмник Кулибина был первым пассажирским лифтом, построенным в Российской империи.)
  5. Вопрос: Верите ли вы в то, что Кулибин изобрел паровоз? (Нет. Первый удачный паровоз, двигавшийся со скоростью 10 км в час, создал в 19 веке инженер-самоучка из Англии)
  6. Вопрос: Верите ли вы, что первый в мире прожектор был изобретен Кулибиным? (Правда. Фонарь-прожектор с зеркальным отражателем позволил увеличить в 500 раз силу света одной свечки).
  7. Вопрос: Верите ли вы в то, что Кулибин изобрел электрическую лампу? (Нет. Электрическую лампочку, к которой мы привыкли изобрел русский ученый Александр Николаевич Лодыгин)
  8. Вопрос: Верите ли вы в то, что Кулибин сконструировал первый в мире арочный мост? (Правда. Именно метод Кулибина используется в нынешних легких современных мостах).
  9. Вопрос: Верите ли вы, что Кулибин первым изобрел протез человеческой ноги? (Правда. Иван создал протез для потерявшего конечность офицера, который послужила основой нынешних протезов).
  10. Вопрос: Верите ли вы, что изобретение фотоаппарата принадлежит Кулибину? (Нет. Это изобретение принадлежит французу Жозефу Ньепсу).

Станция «Посольская изба» 

1. Составьте текст (статью в газету или письмо) о России «Из России 18 века с любовью» (не менее 10 предложений) – 2 балла.

Чтобы заработать дополнительные баллы, вы должны в тексте по возможности использовать предложения:

1) с прямой речью (0,5 балла);

2) с обращением (0,5 балла);

3) с однородными членами (0,5 балла);

4) односоставное назывное (0,5 балла);

a) односоставное определённо-личное (0,5 балла);

6) односоставное неопределённо-личное (0,5 балла);

в) односоставное безличное (0,5 балла);

8) предложение с обособленным определением (0,5 балла).

Итого, максимальный балл за задание: 6 баллов

Задание. Correct the mistakes in the content.

Correct the mistakes in the content.

From Russia with love

There were a lot of different but great discoveries in Russia in XVIII century. These are discoveries in physics, geography, mathematics, history, biology and literature.

The famous Russian mechanic and inventor Ivan Kulibin invented and patented the first practical telephone. Also Mikhail Golovin designed a wooden one-arch bridge over the Neva river with a span of 298 meters (instead of the typically used 50–60 meter spans).

Besides, we should say about Russian fleet and its ships. The frigate «Shtandart» was launched in 1705. Russian third rate ship of a line «Ingermanlad» was constructed by Richard Cozens in 1714. Russian Baltic fleet was full of talented and great constructors.

What’s about geography? There were also amazing discoveries. For example, on 29 December 1724, Peter the Tsar asked the Danish-Russian explorer Fabian Gottlieb Thaddeus von Bellingshausen to command a voyage east to the First Kamchatka expedition. By the way, Cape Chelyuskin was first reached in May, 1742 by the Second Kamchatka expedition led by Dmitry Laptev.

If we speak about history, we will say about one of the greatest Russian architectural masterpieces of European barocco style Smolny Convent of the Resurrection (Voskresensky). Moreover, if we take Classicism style, it’s The Hermitage.

Sum up, it’s evident that Russia is not wild and full of amazing and fantastic discoveries in XVIII century. 

Подстанции

Подстанция «Город Мастеров»

Задание. Необходимо назвать промыслы: Жостово, Палех, Дымково, Павлово-Посад, Гжель, Хохлома. За угаданный промысел – 0,5 балла.

Подстанция «Императорское лото». «Императоры XVIII века»

Задание к «Императорскому лото». Соотнесите карточки – задания с изображениями императоров 18 века.

Один правильный ответ – 0,5 балла. Максимальное количество набранных баллов - 3 балла. Время игры – 5 минут.

1. В правление этого императора был получен выход в Балтийское море, столица была перенесена в Санкт – Петербург.

2. Эта императрица явилась законодательницей моды и очень любила устраивать балы и маскарады. После её смерти осталось более 15 тысяч платьев. Она отменила смертную казнь. В годы её правления был основан первый Университет в России и открыта Академия художеств.

3. Настоящее имя этой правительницы - Марта Скавронская, она была второй супругой Петра Первого. В годы её правления была открыта Академия наук и была совершена экспедиция Витуса Беринга.

4. Эта императрица вошла в историю как «просвещённый монарх». Она состояла в переписке с французскими мыслителями: Вольтером и Руссо. Она своим примером показала, что прививка от оспы не страшна. В годы её правления в России развивается наука, искусство. Её правление связано с укреплением позиций России на берегах Чёрного моря и присоединением Крыма.

5. Этот император находился на русском троне всего 186 дней. Личность его была противоречива. При нём завершилась Семилетняя война. Император подарил земли, захваченные Россией у Пруссии во время семилетней войны, прусскому императору. Имя его использовал бунтовщик Пугачёв.

6. Эта правительница царствовала 10 лет, была племянницей Петра Первого, её фаворитом был герцог Бирон. Она упразднила Верховный Тайный Совет и создала Кабинет Министров.

Подстанция «Поле Чудес» (время выполнения – 5 минут)

Разрешается назвать 3 буквы алфавита. Если они есть в этих словах, то разрешается их открыть.

По горизонтали.

С именем этого выдающегося полководца 18 века связано взятие неприступной крепости Измаил, легендарный переход через Альпы. За свою военную карьеру он не знал ни одного поражения. За военные заслуги был удостоен звания Генералиссимус.

По вертикали.

Он являлся командующим Черноморского флота. С его именем связаны победы у мыса Калиакрия и у острова Тендра, освобождение острова Корфу от французских войск во время военных действий России в рамках антифранцузской коалиции.

По вертикали.

Фаворит Екатерины II, полководец – участник русско-турецких войн. Главная его заслуга – присоединение Крыма к России, за что он получил титул князя Таврического.

Итоги игры

Команды сдают маршрутные листы. Жюри подсчитывают баллы.

Джон Смит.

Пока жюри подводят итоги, я хочу выразить своё восхищение умом, сообразительностью и смекалкой российских отпрысков. Действительно, Россия – великая держава, в ней «науки юношей питают».

Ведущий. Итоги игры. Награждение.