Паспорт дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Направленность ДООП |
художественно-эстетическая |
Возраст обучающихся |
4-6 лет |
Срок реализации ДООП |
7 месяцев |
Год разработки ДООП |
2018 |
Цель ДООП |
Формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции. Раскрытие внутреннего потенциала ребенка |
Задачи ДООП |
Обучающие: |
Новизна ДООП |
Предусматривает учет возрастных особенностей и возможности детей с различными нарушениями. |
Формы занятий (групповая, подгрупповая, индивидуальная) |
групповая |
Количество детей в группе |
10-18 |
Режим занятий (кол-во занятий в неделю) |
2 занятия |
Ожидаемые результаты |
Личностные результаты: - развита способность эмоционально переживать, откликаться на музыку различного характера. Способность с помощью голоса и эмоций передавать образ музыки |
Концепция программы
Направленность программы: художественно-эстетическая.
Актуальность программы
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка. Пение - один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Программа вокального кружка разработана на основе программы «Камертон» Э.П.Костиной и программы «Ладушки» авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева, по системе В.Емельянова. Программа рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста 3-5 лет, строится на основе современных подходов к обучению дошкольников, направленных на формирование основ музыкальной культуры детей, наполнена авторскими разработками по данной теме. Занятия в вокальном кружке «Веселые нотки» проводятся с октября по апрель. Основная форма работы с детьми - занятия длительностью до 20 минут, которые проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством детей 15 человек.
Цели программы:
- Формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции. Раскрытие внутреннего потенциала ребенка
Задачи художественно-эстетического развития дошкольников:
Развитие музыкальности:
- развитие способности чувствовать настроение и характер музыки;
- развитие чувства ритма;
- развитие музыкальной памяти.
Развитие исполнительских качеств и умений:
- развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
- развитие чистоты интонирования, правильного певческого дыхания.
- развитие четкой дикции, артикуляции.
- развитие умения правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в пении:
- развитие творческого воображения и фантазии;
- развитие способности к импровизации;
- развитие артистизма;
Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие умения выражать эмоции в пении;
- развитие восприятия, внимания, памяти;
- развития и коррекция речи;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание таких качеств, как внимание, целеустремлённость, собранность, работоспособность, коллективизм;
- воспитание умения сопереживать другому;
- воспитание умения вести себя в группе во время пения;
- воспитание чувства такта.
Укрепление здоровья детей:
- Укрепления иммунитетаза счет логоритмических упражнений, артикуляционной и дыхательной гимнастики.
Отличительные особенности программы: Программа разработана с учетом ограниченных возможностей здоровья воспитанников, в основе которой заложен ряд основных коррекционно-развивающих принципов.
Принцип систематичности: Многократные систематические повторения позволяют каждому ребенку прочно усвоить материал в удобном для него темпе.
Принцип постепенного усложнения: Постепенный переход к более сложному уровню, на базе хорошо усвоенных умений и навыков, позволяет организовать «атмосферу успеха» для ребенка, утверждение его веры в себя.
Принцип эмоциональности: Проводимые занятия, музыкальный, игровой материал стимулируют положительные эмоции, создают благоприятный эмоциональный фон.
Принцип доступности и индивидуализации: Предусматривает учет возрастных особенностей и возможности детей с различными нарушениями.
Главный принцип – это приобщение к активному пению всех детей – не только способных и одаренных в музыкальном и эмоциональном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помощь. Обрести чувство уверенности в своих силах, развить эмоциональность возможно путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребёнка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что пение для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что способствует развитию речи и памяти в первую очередь.
Работа по данной программе формирует у дошкольников навыки исполнения песен разнообразного характера. Программа разработана с учётом принципов: систематичности, психологической комфортности, учёта возрастных особенностей, деятельностного подхода к развитию детей и ориентирована на развитие личности ребёнка.
Возрастные особенности слуха и голоса детей 3-5 лет:
На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 3-5 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Дети могут петь в диапазоне ре-си . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать. Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:
- песни хором в унисон
- хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
- тембровыми подгруппами
- при включении в хор солистов
- пение под фонограмму
- пение по нотам
Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу. Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:
- игровой характер занятий и упражнений,
- активная концертная деятельность детей,
- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях,
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально-дидактические игры, пособия),
- звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр, микрофон, СD-диски – чистые и с записями музыкального материала),
- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Организационно-педагогические основы обучения
Возраст детей, участвующих в программе.
- 3-5 лет – средняя группа.
- Группа сформирована с учетом возможностей детей ОВЗ.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 7 месяцев с 1 октября по 30 апреля.
Формы и режим занятий:
- Формы проведения: групповые.
- Продолжительность занятий – 20 минут, 2 раза в неделю
- Наполняемость – 10-18 детей
Примерная структура занятия
1. Коммуникативная игра-приветствие.
2. Артикуляционная гимнастика по системе В.Емельянова.
3. Интонационно-фонетические упражнения
4. Дыхательная гимнастика
5. Упражнения для подготовки голоса к пению с использованием скороговорок, чистоговорок.
6. Упражнения для распевания
7 . Разучивание новых песен.
8. Музыкальные игры с пением.
Программа включает подразделы:
- восприятие музыки;
- развитие музыкального слуха и голоса;
- песенное творчество;
- певческая установка;
- певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции).
Содержание разделов программы
1. Вводная часть
- Приветствие.
- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания). Музыкальная граммота.
2. Основная часть
Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
3. Заключительная часть
Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением. Песенное творчество. Музыкальные, пальчиковые игры.
Методические приемы:
1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
- знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
- работа над вокальными и хоровыми навыками;
- проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).
2. Приемы работы над отдельным произведением:
- пение песни с полузакрытым ртом;
- пение песни на определенный слог;
- проговаривание согласных в конце слова;
- произношение слов шепотом в ритме песни;
- выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
- настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
- остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
- анализ направления мелодии;
- использование элементов дирижирования;
- пение без сопровождения;
- зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
- выразительный показ (рекомендуется a*capella );
- образные упражнения;
- оценка качества исполнение песни