Программа дополнительного образования по развитию вокальных навыков дошкольников «Веселые нотки»

Разделы: Работа с дошкольниками, Дополнительное образование

Класс: д/с


Паспорт дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Направленность ДООП

художественно-эстетическая

Возраст обучающихся

4-6 лет

Срок реализации ДООП

7 месяцев

Год разработки ДООП

2018

Цель ДООП

Формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции. Раскрытие внутреннего потенциала ребенка

Задачи ДООП

Обучающие:
развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса, развитие чистоты интонирования, правильного певческого дыхания, развитие четкой дикции, артикуляции. развитие умения правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения
Развивающие:
Развивать умение слушать музыку и передавать в пении её образное содержание. Развивать творческое воображение и фантазию. Развивать внимание, память, эмоциональность речи.
Воспитательные:
Воспитывать внимание, целеустремлённость, собранность, работоспособность, коллективизм; умение сопереживать другому;

Новизна ДООП

Предусматривает учет возрастных особенностей и возможности детей с различными нарушениями.
Главный принцип – это приобщение к активному пению всех детей – не только способных и одаренных в музыкальном и эмоциональном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помощь. Обрести чувство уверенности в своих силах, развить эмоциональность возможно путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребёнка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что пение для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что способствует развитию речи и памяти в первую очередь.

Формы занятий (групповая, подгрупповая, индивидуальная)

групповая

Количество детей в группе

10-18

Режим занятий (кол-во занятий в неделю)

2 занятия

Ожидаемые результаты

Личностные результаты: - развита способность эмоционально переживать, откликаться на музыку различного характера. Способность с помощью голоса и эмоций передавать образ музыки
Образовательные результаты: - Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-си октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения
Выпускник научится: Петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не отставая и не опережая друг друга.

Концепция программы

Направленность программы: художественно-эстетическая.

Актуальность программы

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка. Пение - один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Программа вокального кружка разработана на основе программы «Камертон» Э.П.Костиной и программы «Ладушки» авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева, по системе В.Емельянова. Программа рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста 3-5 лет, строится на основе современных подходов к обучению дошкольников, направленных на формирование основ музыкальной культуры детей, наполнена авторскими разработками по данной теме. Занятия в вокальном кружке «Веселые нотки» проводятся с октября по апрель. Основная форма работы с детьми - занятия длительностью до 20 минут, которые проводятся два раза в неделю с оптимальным количеством детей 15 человек.

Цели программы:

  • Формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоционально-выразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного звукообразования, четкости дикции. Раскрытие внутреннего потенциала ребенка

Задачи художественно-эстетического развития дошкольников:

Развитие музыкальности:

  • развитие способности чувствовать настроение и характер музыки;
  • развитие чувства ритма;
  • развитие музыкальной памяти.

Развитие исполнительских качеств и умений:

  • развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
  • развитие чистоты интонирования, правильного певческого дыхания.
  • развитие четкой дикции, артикуляции.
  • развитие умения правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения

Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в пении:

  • развитие творческого воображения и фантазии;
  • развитие способности к импровизации;
  • развитие артистизма;

Развитие и тренировка психических процессов:

  • развитие умения выражать эмоции в пении;
  • развитие восприятия, внимания, памяти;
  • развития и коррекция речи;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;

Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

  • воспитание таких качеств, как внимание, целеустремлённость, собранность, работоспособность, коллективизм;
  • воспитание умения сопереживать другому;
  • воспитание умения вести себя в группе во время пения;
  • воспитание чувства такта.

Укрепление здоровья детей:

  • Укрепления иммунитетаза счет логоритмических упражнений, артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Отличительные особенности программы: Программа разработана с учетом ограниченных возможностей здоровья воспитанников, в основе которой заложен ряд основных коррекционно-развивающих принципов.

Принцип систематичности: Многократные систематические повторения позволяют каждому ребенку прочно усвоить материал в удобном для него темпе.

Принцип постепенного усложнения: Постепенный переход к более сложному уровню, на базе хорошо усвоенных умений и навыков, позволяет организовать «атмосферу успеха» для ребенка, утверждение его веры в себя.

Принцип эмоциональности: Проводимые занятия, музыкальный, игровой материал стимулируют положительные эмоции, создают благоприятный эмоциональный фон.

Принцип доступности и индивидуализации: Предусматривает учет возрастных особенностей и возможности детей с различными нарушениями.

Главный принцип – это приобщение к активному пению всех детей – не только способных и одаренных в музыкальном и эмоциональном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помощь. Обрести чувство уверенности в своих силах, развить эмоциональность возможно путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребёнка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что пение для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что способствует развитию речи и памяти в первую очередь.

Работа по данной программе формирует у дошкольников навыки исполнения песен разнообразного характера. Программа разработана с учётом принципов: систематичности, психологической комфортности, учёта возрастных особенностей, деятельностного подхода к развитию детей и ориентирована на развитие личности ребёнка.

Возрастные особенности слуха и голоса детей 3-5 лет:

На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 3-5 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Дети могут петь в диапазоне ре-си . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки {ми) фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать. Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни хором в унисон
  • хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
  • тембровыми подгруппами
  • при включении в хор солистов
  • пение под фонограмму
  • пение по нотам

Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу. Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

  • игровой характер занятий и упражнений,
  • активная концертная деятельность детей,
  • доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях,
  • атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально-дидактические игры, пособия),
  • звуковоспроизводящая аппаратура (музыкальный центр, микрофон, СD-диски – чистые и с записями музыкального материала),
  • сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.

Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.

Организационно-педагогические основы обучения

Возраст детей, участвующих в программе.

  • 3-5 лет – средняя группа.
  • Группа сформирована с учетом возможностей детей ОВЗ.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 7 месяцев с 1 октября по 30 апреля.

Формы и режим занятий:

  • Формы проведения: групповые.
  • Продолжительность занятий – 20 минут, 2 раза в неделю
  • Наполняемость – 10-18 детей

Примерная структура занятия

1. Коммуникативная игра-приветствие.
2. Артикуляционная гимнастика по системе В.Емельянова.
3. Интонационно-фонетические упражнения
4. Дыхательная гимнастика
5. Упражнения для подготовки голоса к пению с использованием скороговорок, чистоговорок.
6. Упражнения для распевания
7 . Разучивание новых песен.
8. Музыкальные игры с пением.

Программа включает подразделы:

  • восприятие музыки;
  • развитие музыкального слуха и голоса;
  • песенное творчество;
  • певческая установка;
  • певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции).

Содержание разделов программы

1. Вводная часть

- Приветствие.

- Упражнения, направленные на подготовку голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений (артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения, скороговорки, чистоговорки, упражнения для распевания). Музыкальная граммота.

2. Основная часть

Работа над песней. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

3. Заключительная часть

Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением. Песенное творчество. Музыкальные, пальчиковые игры.

Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
  • работа над вокальными и хоровыми навыками;
  • проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).

2. Приемы работы над отдельным произведением:

  • пение песни с полузакрытым ртом;
  • пение песни на определенный слог;
  • проговаривание согласных в конце слова;
  • произношение слов шепотом в ритме песни;
  • выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
  • настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
  • остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
  • анализ направления мелодии;
  • использование элементов дирижирования;
  • пение без сопровождения;
  • зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

  • выразительный показ (рекомендуется a*capella );
  • образные упражнения;
  • оценка качества исполнение песни

См. продолжение программы