Рабочая модифицированная программа музыкального кружка по вокалу "Музыкальная шкатулка". 5–7-е классы

Разделы: Музыка

Классы: 5, 6, 7

Ключевые слова: музыкальный кружок


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая модифицированная программа по вокалу основана на программе для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, утвержденной Министерством образования, подготовленной отделом внеклассной и внешкольной работы Главного управления школ Министерства образования.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья учащихся.

Актуальность модифицированной программы связана с ростом числа учеников, пожелавших заниматься пением в нашей школе, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.

В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.

По всей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области хорового искусства.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
  • развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
  • освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии. О выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
  • воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
  • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.

Тематическое построениепрограммы позволит объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Творчески подходя к программе, нельзя разрушать ее тематическое построение, потому что последовательное развитие определенных тем – основа основ данной программы. Я считаю, что материал, отобранный для занятий, является педагогически целесообразным, так как специфика вокального пения обусловливает и особенности методической работы с певцом. Подчинение всего материала занятия его основной теме дает возможность педагогу достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами, то есть свободно маневрировать.

Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.

Программа рассчитана на 3 года обучения, на учащихся 5-7 классов.

Группа занимается 1 раз в неделю по 1 часу. Всего в году – 34 часа .Индивидуальный вокал-1 час 1 раз в неделю, что позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Состав участников в кружке не более 15 человек.

В этом возрасте проявляются творческие способности каждого учащегося. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы автор считает форму кружка. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.

Без знаний этих особенностей сложно выявить верные регистры детских голосов; трудно подобрать для выполнения материал в диапазоне, соответствующем возрастным особенностям; добиться легкого звуковедения, вести детей к вокальному мастерству. Голос ребенка формируется постепенно, в течение длительного периода. Голосовая мышца гортани человека формируется к 11 годам и продолжает развиваться до 20 лет.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими. Музыка, литература, живопись – мир искусства в трех видах – охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла.

При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое слова в сочетании, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках литературы – начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.

В программе наряду с умениями в певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля и хорового строя (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям. Особую группу составляют слуховые навыки, среди которых основополагающее значение имеют навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального и общехорового звучания.

Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, а также методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и т.д., а также совместную работу педагога, родителей и детей. Воспитание детей в семье, в коллективе будет осуществляться наиболее успешно, если между педагогом и родителями существует контакт.

Руководитель творческого объединения должен привлекать внимание родителей, используя при этом как коллективные, так и индивидуальные формы работы: родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, привлечение родителей к работе творческого объединения. Оказывать помощь родителям в воспитании детей, развивать у родителей положительное отношение к тому, чем занимается ребенок в свободное от занятий время, – одна из основных задач педагога дополнительного образования.

На собраниях родители должны знакомиться с планом учебно-воспитательной работы. Несомненную практическую помощь в работе с родителями приносит показ готовых творческих работ в конце каждого полугодия, участие коллектива в концертных программах школы, конкурсах и фестивалях. Только совместная работа, усилие педагога и родителей, творческая атмосфера в коллективе и истинная заинтересованность детей позволяют непроизвольно привлечь их к музыкальному исполнительству.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления образовательным процессом является тестирование детей, анализ результатов конкурсов, анкет для детей и родителей, викторины, выполнение творческих заданий, участие обучающихся в различных олимпиадах и конференциях, а также наблюдение педагога в ходе занятий, подготовки, проведения воспитанниками городских мероприятий и участия (выступления) в них.

Программа является самостоятельным курсом и может быть использована образовательным учреждением любого типа.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты.

Программа будет успешно реализована:

  • если будет выдан весь предусмотренный программой теоретический и практический материал;
  • будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся, мотивация их деятельности;
  • будет использован разнообразный методический материал по программе учебного курса;
  • будет создана библиотека специализированной вокально-хоровой литературы;
  • будут разработаны в кабинете технические средства, отвечающие условиям учебного процесса.

При реализации программы могут возникнуть не зависящие от педагога проблемы и количество часов на учебную программу может сократиться. В таком случае учебная программа все равно может быть реализована в полном объеме, так как предполагает участие обучающихся в подготовке и проведении мероприятий. В ходе подготовки к ним педагог имеет возможность ликвидировать дефицит учебных часов и выдать учебный материал в полном объеме.

В программе выделены следующие направления:

  • Вокально-хоровая работа.
  • Музыкально-теоретическая подготовка.
  • Теоретико-аналитическая работа.
  • Концертно-исполнительская деятельность.

В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного пения;
  • позитивная оценка своих музыкально-творческих способностей.

Регулятивные УУД:

  • умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;
  • осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
  • умение формулировать собственное мнение и позицию.
  • умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства.

Познавательные УУД:

  • умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства
  • умение устанавливать простые аналогии ( образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.
  • формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства.

Коммуникативные УУД:

  • наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
  • участие в музыкальной жизни (школы, села).
  • умение применять знания о музыке вне учебного процесса

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III – пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, творческой тетради, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Формы проведения занятий

Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.

Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей. Возможно проведение таких занятий на природе.

Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, фестивалей.

Каждое занятие строится по схеме:
1) настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
2) дыхательная гимнастика;
3) распевание;
4) пение вокализов;
5) работа над произведением;
6) анализ занятия;
6) задание на дом.
Все это постепенно и последовательно усложняется от занятия к занятию.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к вокально-хоровому искусству;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений, воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений;

- уметь петь мягким округлым, полетным звуком, используя мягкую атаку;

- владеть правильным певческим дыханием, постепенно распределяя дыхание на фразу;

- владеть навыком кантиленного пения, использовать приемы пения на стаккато и нон легато, сочетать эти приемы;

- слышать себя в процессе пения, контролировать и оценивать качество звука своего голоса, а также качество звучания всего хорового коллектива в целом;

- петь чисто и слаженно в унисон ;

- уметь петь каноны, простейшее двухголосие;

- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

- принимать активное участие в творческой жизни школы, участвовать в городских конкурсах.

Учебно-тематический план

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате обучения пению ребенок должен

знать/понимать:

  • соблюдать певческую установку;
  • понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
  • жанры вокальной музыки;

уметь:

  • правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
  • точно повторить заданный звук;
  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;
  • правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
  • петь чисто и слаженно в унисон;
  • петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
  • дать критическую оценку своему исполнению;
  • к концу года показать результат исполнения двухголосия без музыкального сопровождения;
  • принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива

Литература

1. Соболев А.С. «Музыкальное воспитание во вспомогательной школе», Москва «Просвещение», 1968 год.

2. Кондратюк Н.Н. «Музыка в школе», методическое пособие, творческий центр «Сфера», Москва, 2005 год.

3. Истомин С.В. «Я познаю мир», детская энциклопедия «Музыка», Москва, издательство «АСТ», «Арсель», 2002 год.

4.Зарецкая Н.В. «Календарные музыкальные праздники для детей среднего дошкольного возраста», пособие для практических работников ДОУ, «Айрис – пресс», Москва, 2005 год.

5. Агапова И.А., Давыдова М.А. «30 музыкальных занятий для начальной школы», «Аквариум» ГИППВ, 2002 год.

6. Лидина Т.Б. «Я умею петь», большая книга о пении, издательство «Феникс, 2000 год.

7. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» популярное пособие для родителей и педагогов,
«Академия развития», Ярославль, 2000 год.

Список полезных интернет-ресурсов для педагога

  1. http://www.mp3sort.com/
  2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
  3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
  4. http://alekseev.numi.ru/
  5. http://talismanst.narod.ru/
  6. http://www.rodniki-studio.ru/
  7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
  8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
  9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
  10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
  11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
  12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
  13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
  14. http://notes.tarakanov.net/
  15. http://irina-music.ucoz.ru/load

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. Музыкальная энциклопедия.
  2. Энциклопедия классической музыки.
  3. Портреты композиторов.
  4. Музыкальный центр
  5. интерактивная доска
  6. компьютер
  7. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007. (CD-ROM)
  8. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
  9. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
  10. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
  11. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
  12. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
  13. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
  14. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/