Урок математики, который я разработала и провела в 5 классе, посвящен истории моего родного и любимого города Братска. Конечно, обо всём, что произошло за 65 лет существования Братска на одном уроке рассказать невозможно. Ученики познакомятся лишь с отдельными страницами, фрагментами, эпизодами из истории города. Но и они приоткроют замечательные подвиги первостроителей города Братска и Братской ГЭС в невероятно трудных условиях необжитой и неосвоенной сибирской тайги. Ученики сами станут первооткрывателями новых, ранее, возможно, им неизвестных фактов города, в котором они родились и живут.
Нестандартность проведения урока математики заключается в том, что уже с первых минут ученики включаются в разгадывание слов кроссворда. В результате они связывают отгаданные слова в тему урока, сами формулируют цели и задачи урока. Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и вместе с тем как бы стать участником былых событий ученикам помогают и задачи, которые они решают на уроке.
Эти задачи нетрудные, но в каждой из них есть то, что заставляет быть внимательным, иначе правильного ответа не получить. В случае объяснения незнакомого слова можно воспользоваться интернетом для объяснения смысла слова. Каждый ответ задачи сопровождается моим рассказом о том или ином событии, описанном в задаче или чтением отрывков из книги «Это было на Ангаре».
В конце урока ребятам предлагается закончить предложение «Сегодня на уроке…», тем самым провести рефлексию, которая позволит выяснить понравился ли урок в таком формате. Кроме того ученикам предлагается продолжить «урок» дома, расспросив своих родителей об их участии в истории города Братска. В этом и заключается реализация познавательной и воспитательной роли моего урока.
Разработку моего урока легко адаптировать под любое историческое событие.
Класс: 5.
Учебник: А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. Математика, 5.
Тип урока: повторение и систематизация учебного материала.
Формируемые результаты.
- Предметные:
-
повторить все арифметические действия с натуральными числами,
- нахождение неизвестных компонентов уравнения, действия с именованными величинами.
- Личностные: формирование устойчивого интереса к способам решения познавательных задач, умения слушать других и принимать точку зрения другого, учиться пониманию причин своего неуспеха, искать выход из данной ситуации.
- Метапредметные: формировать умение работать по составленному плану, строить предположения об информации, необходимой для решения предметной задачи, строить логическое рассуждение и делать выводы.
Планируемые результаты: ученики познакомятся с историей своего города через решение познавательных задач по теме «Натуральные числа».
Основные понятия: решить уравнение, найти значение выражения, расположить числа в порядке возрастания, диабаз, Падун, ГЭС.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Организационный | Приветствие учащихся: «Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Надеюсь, вы скоро это поймёте. Предлагаю вам быть собранными, внимательными и настроенными на правильные решения и ответы. Ведь именно от них и зависит успех нашего урока. | Ученики приветствуют учителя, садятся за парты. |
Откройте тетради и запишите число. | Открывают тетради и записывают число. | |
Активизация знаний | Каждый ряд должен решить предложенные задания, записанные на доске [1]. Правильные ответы содержатся в таблице [2] она на доске. Каждому правильному ответу соответствует буква. Вы должны разгадать зашифрованные слова и записать их в тетрадь. За работу! На всё отводиться 10 минут. Учитель в течение 10 минут наблюдает за тем, как решают ученики. Те, кто справился раньше, поднимают руку. Учитель проверяет правильность ответов. Учеников, давших правильные ответы, отмечает у себя в тетради для поощрения в конце урока. Время вышло! Прошу сообщить мне, какие слова вы разгадали? |
В течение 10 минут ученики самостоятельно решают в тетрадях задания с доски и отыскивают правильные ответы в таблице на доске, записывая буквы, соответствующие правильным ответам. |
Беседа. Обмен информацией по данной теме | Приветствие учащихся: «Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас необычный урок. Надеюсь, вы скоро это поймёте. Предлагаю вам быть собранными, внимательными и настроенными на правильные решения и ответы. Ведь именно от них и зависит успех нашего урока. | Ученики приветствуют учителя, садятся за парты. |
Откройте тетради и запишите число. | Открывают тетради и записывают число. |
|
Каждый ряд должен решить предложенные задания, записанные на доске [1]. Правильные ответы содержатся в таблице [2] она на доске. Каждому правильному ответу соответствует буква. Вы должны разгадать зашифрованные слова и записать их в тетрадь. За работу! На всё отводиться 10 минут. |
В течение 10 минут ученики самостоятельно решают в тетрадях задания с доски и отыскивают правильные ответы в таблице на доске, записывая буквы, соответствующие правильным ответам. |
|
Расширение знаний по истории г.Братска | Учитель в течение 10 минут наблюдает за тем, как решают ученики. Те, кто справился раньше, поднимают руку. Учитель проверяет правильность ответов. Учеников, давших правильные ответы, отмечает у себя в тетради для поощрения в конце урока. |
|
Учитель задаёт вопросы: 1. Какие слова вы разгадали? (Учитель названные слова обводит в таблице цветным мелом: диабаз – синим, падун – красным, ГЭС – белым). 2. Объясните смысл этих слов, если он вам известен. Если вы затрудняетесь, то можно обратиться в Интернет. 3. Как вы думаете, почему именно эти слова я зашифровала? |
Ученики с каждого ряда сообщают, что слово 1 ряда – ДИАБАЗ, 2 ряда – ПАДУН, 3 ряда – ГЭС. Ученики объясняют эти слова, как они их понимают. |
|
4. Попробуйте сформулировать цель нашего урока. | Правильно формулируют цель урока: решение познавательных задач об истории Братска. |
|
Учитель: «Запишите в тетради тему урока «Решение задач о Братске». | Ученики записывают в тетрадь тему урока. |
|
Учитель рассказывает, что такое диабаз [3], Падун [4]. Читаю отрывок из письма Ольги Попковой своей подруге [5]. |
||
Учитель предлагает задание: решите уравнение 5млн. – х = 300 тыс. и вы узнаете, какая связь существует между пирамидой Хеопса и сооружением гидроузла ГЭС. Учитель: «Оказывается столько кубических метров бетона и железобетона – это две пирамиды Хеопса – уложили строители в сооружение гидроузла ГЭС. |
Ученики с увлечением берутся за уравнение и находят его корень х = 4 700 000. | |
Учитель: «Задание: найти значение выражения 5час 30мин (вечер) – 8 час (утро)» Учитель: «Ребята, за такое время была перекрыта часть Ангары (70%). Теперь Ангара несла свои воды только у левого берега. Только через два года, в 1959 году Ангара была перекрыта полностью. Это был великий подвиг первостроителей Братской ГЭС. |
Ученики разгадали подсказки: 5час 30 мин (вечер) это 17час 30 мин и дали правильный ответ: 9час 30 мин | |
Учитель: «Вопросы-задания: 1. Ширина Ангары около Падуна 850 метров. В 1957г рука человека сжала её до 250 метров. На сколько метров перекрыли Ангару за 9 часов 30 минут? |
Ученики отвечают правильно: «На 600 метров». |
|
2. Через сколько лет после первого перекрытия Ангары состоялось полное перекрытие? | «Через 2 года» | |
Учитель: «расположите числа 128, 178, 100, 105, 68, 124, 165 в порядке убывания» Учитель: «Ребята, вы молодцы, правильно справились с заданием. Числа в этом задании непростые, в них есть смысл. Так распределились ответы девушек и юношей на вопрос: «Каковы мотивы приезды на строительство ГЭС?»: 178 – стремление быть там, где передовая молодёжь 165 – желание продолжить своё образование 128 – перспектива сооружения крупного предприятия 124 – желание получить интересную профессию 105 – желание воспитать свою волю 105 – поиск необычного 100 - желание воспитать волю в борьбе с трудностями 68 – желание заработать |
Ученики успешно справляются: 178, 165, 128, 124, 105, 100, 68. | |
Учитель: «Сколько юношей и девушек участвовали в опросе, если каждый из них дал только один ответ?» | Ученики складывают числа и дают ответ – 868 человек | |
Работа над ошибками | Учитель: «Давайте проверим, как надо было правильно выполнять задания по рядам, чтобы разгадать слова». В ходе выполнения этой работы ученики повторяют понятие степени числа, компоненты арифметических действий, правила нахождения неизвестных компонентов, способы быстрого счёта с применением сочетательного и распределительного свойств умножения. |
Ученики рассказывают решения каждого задания, доказывая, почему их ответ верен. |
Рефлексия | Учитель: «Скоро заканчивается наш урок и я попрошу вас закончить предложение, которое начинается так «Сегодня на уроке…» Ответы учащихся говорят о том, что урок им понравился. |
Ученики заканчивают предложение так: - Я узнал, что в тело ГЭС уложили две пирамиды Хеопса по объёму. |
Домашнее задание |
Выяснить у родителей, кто из них родился в г.Братске, узнать номер школы, которую окончили Ваши родители, какой вклад они внесли в историю Братска. Результаты опроса записать в тетрадь. |
|