Цель: создать условия для формирования представлений о добре и добром человеке.
Задачи:
- способствовать формированию знаний о добре и зле;
- способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- помочь в процессе самопознания, создать условия для самовыражения;
- способствовать расширению опыта работы в группе.
Оборудование: запись песен «Если добрый ты», «Дорогою добра», карточки со словами, предметные картинки, магниты.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Дорогие ребята, я прошу вас улыбнуться друг другу. Посмотрите, как у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.
2. Определение темы занятия
- Наш классный час мы начнем с удивительной песни.
(Звучит запись песни «Если добрый ты»)
- Прозвучала песня. О чем она?
- Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?
- Что вы понимаете под словом «доброта»?
- Нужно ли быть добрым?
- Как вы думаете, приятнее быть добрым или злым?
- Так о чем же мы будем говорить на занятии?
- Мы будем говорить о том, что же такое настоящая доброта и почему человек должен быть добрым.
3. Основная часть
- Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в устном народном творчестве: сказках, песнях, пословицах.
Например:
- Доброе слово и железные ворота открывает.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Доброе слово и в мороз согревает.
- Доброе слово и кошке приятно.
- А вы знаете пословицы о добре?
- Как вы понимаете смысл этих пословиц?
- Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям, но в жизни с нами происходят разные случаи. Вот послушайте несколько таких историй.
В.Осеева "Плохо"
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.
- За что отругала женщина мальчиков?
- Как этот поступок характеризует мальчиков?
- А вам приходилось помогать животным?
В.Осеева "Кто наказал его?"
Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.
- Кто наказал его? - спросила соседка.
- Он сам наказал себя, - ответила мама.
- Почему плачет мальчик?
- Как он себя наказал?
- Можно ли исправить ошибки? Как это сделать?
- Что бы вы посоветовали этому мальчику?
4. Изготовление коллажа
- Ребята, посмотрите на доску. На ней изображена незаконченная картина.
- Какое настроение она выражает? Почему?
- Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи, своей добротой согревает друг друга.
- Сейчас вы будете выполнять задание в группе.
На столе у вас лежат карточки со словами. Вам нужно выбрать те, которые относятся к добрым людям, и прикрепить их к солнцу, как лучи.
- Разложите все слова, прочитайте, обсудите, какие слова могут подойти.
(Дети прикрепляют слова к солнцу, как лучи, называя их).
- Ребята, как вы думаете, чего ещё не хватает на нашей картине?
- Конечно, на Доброй земле должны петь птицы, цвести цветы, потому что природа тоже радуется доброте.
- Найдите в конверте те предметы, которыми можно дополнить картину.
(Дети находят соответствующие картинки и вывешивают на доску)
- Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась.
- Какое настроение теперь она выражает?
- Кого же мы называем добрым человеком?
- Приятно ли вам будет общаться с таким человеком?
5. Правила доброты
- А чтобы самому стать по-настоящему добрым человеком, я предлагаю составить правила доброты.
- Какие советы вы можете предложить?
- Оказывать помощь
- Защищать слабого
- Делиться с другом
- Не завидовать
- Прощать обиды
- Быть вежливым
- Уступать в спорах
- Путь к доброте – нелёгкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлёты и падения, спуски и подъёмы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках.
- Давайте вместе пойдем «Дорогою добра». Если вы знаете песню с таким названием, подпевайте.
(Звучит запись песни «Дорогою добра»)
- Спасибо, молодцы 6. Подведение итогов. Рефлексия
- В начале нашего классного часа мы поставили цель: ответить на вопросы, что такое настоящая доброта и почему человек должен быть добрым. Давайте ещё раз скажем.
Доброта – проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.
- Что бы вы хотели взять с собой в жизнь с этого классного часа?
- Я желаю вам быть добрыми людьми. Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.
- Заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками. Наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Список литературы
1. Лакоценина Т.П. Практическое пособие «Воспитательная работа в начальной школе», «Учитель», 2010.
2. Ушаков О.Д. «Пословицы, поговорки и крылатые выражения». Санкт-Петербург Издательский дом, 2009.
3. Долбишева А.Ю. «Сценарии, игры». Ярославль «Академия развития», 1999.