Конспект урока по литературному чтению. Тема урока: "И.С.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…». Олицетворение как прием создания картины природы"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: литературное чтение, УМК «Школа России», Ф.И.Тютчев, И.С.Никитин «Полно степь моя спать беспробудно», И.С.Никитин


УМК: Школа России.

Учебный предмет: Литературное чтение.

Класс: 3.

Цель:

  • познакомить учащихся с творческой манерой поэта И.С.Никитина на примере стихотворением "Полно, степь моя, спать беспробудно …";
    обобщить знания детей по творчеству Ф.Тютчева, И.Никитина, А.Фета;
  • обучать учащихся поэтической речи, чуткому отношению к слову, учить понимать настроение, мысли поэтов;
  • развивать познавательные способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор;
  • воспитывать ответственность перед товарищами, умение прислушиваться к мнению окружающих, воспитывать чувство прекрасного, потребность в чтении поэзии, прививать любовь к природе.

Задачи:

  • совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения;
  • продолжить формировать умение переводить информацию, воспринятую на слух в зрительные образы и обратно в словесную форму;
  • обогащать словарный запас, формировать навык словесного рисования, развивать образное мышление, творчество, воображение, навыки наблюдения, сравнения.
  • воспитывать любовь к Родине, умение видеть прекрасное в поэзии.

Технология, методы, приемы: методы творческого и объяснительного чтения.

Приемы чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, эстетическое.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование для учащихся: раздаточный материал.

Оборудование для учителя: презентация.

Планируемые достижения:

Предметные:

Знания:

  • формировать сведения о поэте;
  • формировать теоретические понятия: жанр, род, выразительные средства;
  • расширение словарного запаса;
  • формирование воссоздающего воображения;
  • расширение литературного кругозора.

Умения:

  • читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;
  • различать стихотворный и прозаический тексты;
  • наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте;
  • наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • формирование умения применять учебную задачу, понимать предлагаемый план действий;
  • формирование умения оценивать себя и товарищей.

Познавательные УУД:

  • Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; текст-иллюстрация);
  • строить рассуждения.
  • Находить ответы на вопросы в учебнике.
  • Наблюдать за звучанием слов в поэтическом тексте, объяснять интересные выражения;
  • Формирование умения выполнять анализ стихотворения;
  • Формирование умения находить ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

  • Развиваем умение слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Формирование умения высказывать своё мнение;

Личностные УУД:

  • Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • Развитие рефлексии.

Основные понятия: метафора, олицетворение, сравнение, эпитет.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Ресурсы:

  • для учителя: конспект урока, учебник, проектор, аудиозапись, презентация;
  • для ученика: учебник. карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

Литературное чтение - прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ -
Вы учите их - они учат вас! (слайд 2)

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами открывать интересные и любимые страницы книги, но, чтобы найти в произведении что-то интересное, каким должен быть читатель? (Внимательными и думающими)

Я всем вам желаю быть внимательными и думающими читателями.

2. Вступительное слово учителя

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в Литературную страну. Но она очень большая. (слайд 3)

- Подумайте, в какой именно уголок этой страны мы с вами отправимся? (Предложения детей).

- Да мы с вами отправимся в поэтический уголок Литературной страны. В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.

Начнём наше путешествие с речевой разминки. (слайд 4)

Вёз на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

– Прочитайте текст «жужжащим чтением».

(Какой звук повторяется чаще)

Почему слова Саня и сани написаны по-разному?

Какие эти предложения по цели высказывания?

– Прочитайте текст, выделяя голосом глагол

– Прочитайте, выделяя голосом имя.

Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией.

Прочитайте скороговорку с восклицательной интонацией.

- Молодцы! Продолжаем путешествие.

Поэты в своих стихотворениях воспевали красоту родной природы, родного края в любое время года.

3. Путешествие по станциям

а) Остановка «Узнавай-ка». (слайд 5)

Давайте назовём полные имена поэтов, стихотворения которых мы читали.

Дети работают с карточками. Объединяют имена с фамилиями.

Тютчев Афанасий Афанасьевич

 

Никитин Иван Захарович

 

Фет Иван Савич

 

(Фёдор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Иван Саввич Никитин.

б) Станция «Поправляй-ка» (слайд 6)

Теперь поработаем в группах. Каждая группа получает перепутанные строчки стихотворения. Его надо восстановить, определить название, автора. И прочитать стихотворение «цепочкой».

1.

О буйные ветры, скорее, скорей!
Сорвите, умчите, мы ждать не хотим,
Скорей сорвите с докучных ветвей!
Летите, летите! Мы с вами летим!
(Ф.И.Тютчев «Листья»)

Кто автор этого стихотворения? Как оно называется? (слайд 7)

2.

Люблю грозу в начале мая
Как бы резвяся и играя,
Когда весенний первый гром
Грохочет в небе голубом
(Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»)

Кто автор этого стихотворения? Как оно называется? (слайд 8)

3.

Погляди хоть ты!
На колючий, светло-синий…
На ветвях развешен иней
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Словно кто-то тороватый
(А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»)

Кто автор этого стихотворения? Как оно называется? (слайд 9)

4.

Зреет рожь над жаркой нивой,
Гонит ветер прихотливый
И от нивы, и до нивы
Золотые переливы.
(А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…»)

Кто автор этого стихотворения? Как оно называется? (слайд 10)

в) Остановка «Отдыхай-ка» (слайд 11)

Физминутка

г) Станция «Изучай-ка»

4. Подготовительная работа

- Начнем урок со стихотворных строк, которые вы наверняка слышали.

Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят...

- Понравилось вам стихотворение? А знаете, кто его написал? Его написал Иван Саввич Никитин. (1824-1861) — русский поэт XIX века. (слайд 12)

- Прочитайте тему нашего урока. Прочитаем все вместе, как зовут поэта.

1. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.

2. Знакомство с биографией поэта.

- Мои помощники приготовили сообщение о поэте (выступают 2 ученика)

5. Изучение нового материала

д) Остановка «Проверяй-ка» (слайд13)

- Проверьте себя (тест «Да или нет») (слайд14)

- Подготовка к восприятию стихотворения.

Итак, тема нашего урока «Иван Саввич Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно.

Цели урока: научиться выразительно читать и анализировать стихотворение.

- Прочитайте название стихотворения. Как думаете, о чём оно?

- К кому обращается автор?

- Что такое степь?

- Предлагаю отправиться в небольшое путешествие по степи.

6. Продолжение работы со стихотворением «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

1. Прослушивание аудиозаписи

- Понравилось стихотворение?

- Подтвердилось наше предположение о теме стихотворения?

2. Словарная работа

- Ребята, в этом стихотворении встретились слова, которые вы могли слышать раньше, но значение их вы узнали на прошлом уроке чтения. Давайте вместе разберем значения некоторых слов.

Учитель зачитывает значения слов, а ученики называют определение этого слова.

Что это такое? Соединим стрелочками слово с определением.

  • хватит - полно степная трава - ковыль сделать приятное (дать больше травы) - в угоду косцам
    небольшой округлый стог сена - копна Беспрерывно, не пробуждаясь - беспробудно
  • Сочная, зеленая, молодая трава-мурава
  • Стая птиц, улетающая на юг - караван журавлей
  • Косцы – люди, которые косят траву.

3. Самостоятельное чтение стихотворения

- Перечитайте медленно. Подумайте, сколько картин вы бы нарисовали?

4. Выборочное чтение, словесное рисование (слайд 21)

- Первая картина о том, как степь должна пробудиться и умыться росою. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, как невеста, т.е. первая картина о том, как степь расцветёт.

- Как называет автор траву? (Муравой)

- Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят (слайды 22, 23)

- Третья картина — картина неба, по которому плывут толпами тучки. Трава уродилась на славу. (слайд 24, 25)

- Четвертая картина - покос. Косцы стали рядком и косят траву.

- Пятая картина- степь отдыхает. Она готовится к зиме. Трава уже пожухла, местами земля голая. По утрам с восходом солнца над землей стелется туман. Птицы улетают на юг. (слайд 27)

- Как бы вы озаглавили стихотворение? (Предложение детей)

5. Используемые художественные приёмы в стихотворении

- Какие художественные приёмы использует автор в стихотворении?

(Олицетворение - поэт изображает степь как живую.

Он обращается к ней:
Степь моя, полно спать беспробудно,
Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись.
Принакрой, нарядись,
полюбуйся...

  • Сравнение – «белоснежные тучки толпами», «скатерть дорожки безлюдной»;
  • Эпитеты – «дорожки безлюдной», «ненаглядной красе»
  • Метафора – «зима – матушка»)

- С каким настроением автор описывает весну, осень?

7. Продолжение изучения новой темы

Подготовка к выразительному чтению.

- Подумайте, в каком темпе вы будете читать стихотворения: в быстром, чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно. (Будем читать медленно, напевно.)

- Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

- Прочитайте выразительно.

- Есть ли в стихотворении картина осени? Зачитайте.

8. Творческая работа. Словесное рисование

- Как вы себе представляете степь? Опишите картину, которую вы представили.

- Какие бы краски вы выбрали для своей картины? Почему?

- Что бы вы изобразили в центре? Почему? Что было бы еще на вашей картине? Почему именно это вы хотели бы поместить?

- Какими строчками из стихотворения вы бы подписали свою картину? Зачитайте их.

- Посмотрите на иллюстрацию. Такой вы представляли себе степь? Подпишите эту иллюстрацию строчками из стихотворения.

9. Обобщающая беседа

– Что представало вашему взору, когда вы слушали эти строки?

– Какие средства выразительности речи использует поэт? Докажите.

– Что такое олицетворение?

– Что помогает представить олицетворение?

– Как обращается поэт к степи?

– Какие строчки вам особенно понравились? Прочитайте их.

10. Итоги урока

– Поделитесь своими впечатлениями от знакомства с данным стихотворением.

– Какова основная мысль стихотворения?

– Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе?

- В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам,  когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта.

- Что необходимо поэту, чтобы создать картину? (Применить средства художественной выразительности) какие? (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение)

11. Рефлексия

Выберите и продолжите любое предложение:

  • на уроке я узнал;
  • я похвалил бы себя за;
  • мне захотелось;
  • сегодня я сумел.

12. Домашнее задание

C.66-67, читать с выражением, нарисовать рисунок.