УМК: Школа России.
Учебный предмет: Литературное чтение.
Класс: 3.
Цель:
- познакомить учащихся с творческой манерой поэта И.С.Никитина на примере стихотворением "Полно, степь моя, спать беспробудно …";
обобщить знания детей по творчеству Ф.Тютчева, И.Никитина, А.Фета; - обучать учащихся поэтической речи, чуткому отношению к слову, учить понимать настроение, мысли поэтов;
- развивать познавательные способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор;
- воспитывать ответственность перед товарищами, умение прислушиваться к мнению окружающих, воспитывать чувство прекрасного, потребность в чтении поэзии, прививать любовь к природе.
Задачи:
- совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения;
- продолжить формировать умение переводить информацию, воспринятую на слух в зрительные образы и обратно в словесную форму;
- обогащать словарный запас, формировать навык словесного рисования, развивать образное мышление, творчество, воображение, навыки наблюдения, сравнения.
- воспитывать любовь к Родине, умение видеть прекрасное в поэзии.
Технология, методы, приемы: методы творческого и объяснительного чтения.
Приемы чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, эстетическое.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование для учащихся: раздаточный материал.
Оборудование для учителя: презентация.
Планируемые достижения:
Предметные:
Знания:
- формировать сведения о поэте;
- формировать теоретические понятия: жанр, род, выразительные средства;
- расширение словарного запаса;
- формирование воссоздающего воображения;
- расширение литературного кругозора.
Умения:
- читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;
- различать стихотворный и прозаический тексты;
- наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте;
- наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- формирование умения применять учебную задачу, понимать предлагаемый план действий;
- формирование умения оценивать себя и товарищей.
Познавательные УУД:
- Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; текст-иллюстрация);
- строить рассуждения.
- Находить ответы на вопросы в учебнике.
- Наблюдать за звучанием слов в поэтическом тексте, объяснять интересные выражения;
- Формирование умения выполнять анализ стихотворения;
- Формирование умения находить ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД:
- Развиваем умение слушать и понимать других.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
- Формирование умения высказывать своё мнение;
Личностные УУД:
- Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- Развитие рефлексии.
Основные понятия: метафора, олицетворение, сравнение, эпитет.
Межпредметные связи: окружающий мир.
Ресурсы:
- для учителя: конспект урока, учебник, проектор, аудиозапись, презентация;
- для ученика: учебник. карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент
Литературное чтение - прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ -
Вы учите их - они учат вас! (слайд 2)
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами открывать интересные и любимые страницы книги, но, чтобы найти в произведении что-то интересное, каким должен быть читатель? (Внимательными и думающими)
Я всем вам желаю быть внимательными и думающими читателями.
2. Вступительное слово учителя
- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в Литературную страну. Но она очень большая. (слайд 3)
- Подумайте, в какой именно уголок этой страны мы с вами отправимся? (Предложения детей).
- Да мы с вами отправимся в поэтический уголок Литературной страны. В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.
Начнём наше путешествие с речевой разминки. (слайд 4)
Вёз на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
– Прочитайте текст «жужжащим чтением».
(Какой звук повторяется чаще)
Почему слова Саня и сани написаны по-разному?
Какие эти предложения по цели высказывания?
– Прочитайте текст, выделяя голосом глагол
– Прочитайте, выделяя голосом имя.
Прочитайте скороговорку с вопросительной интонацией.
Прочитайте скороговорку с восклицательной интонацией.
- Молодцы! Продолжаем путешествие.
Поэты в своих стихотворениях воспевали красоту родной природы, родного края в любое время года.
3. Путешествие по станциям
а) Остановка «Узнавай-ка». (слайд 5)
Давайте назовём полные имена поэтов, стихотворения которых мы читали.
Дети работают с карточками. Объединяют имена с фамилиями.
Тютчев Афанасий Афанасьевич |
|
Никитин Иван Захарович |
|
Фет Иван Савич |
(Фёдор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Иван Саввич Никитин.
б) Станция «Поправляй-ка» (слайд 6)
Теперь поработаем в группах. Каждая группа получает перепутанные строчки стихотворения. Его надо восстановить, определить название, автора. И прочитать стихотворение «цепочкой».
1.
О буйные ветры, скорее, скорей!
Сорвите, умчите, мы ждать не хотим,
Скорей сорвите с докучных ветвей!
Летите, летите! Мы с вами летим!
(Ф.И.Тютчев «Листья»)
Кто автор этого стихотворения? Как оно называется? (слайд 7)
2.
Люблю грозу в начале мая
Как бы резвяся и играя,
Когда весенний первый гром
Грохочет в небе голубом
(Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»)
Кто автор этого стихотворения? Как оно называется? (слайд 8)
3.
Погляди хоть ты!
На колючий, светло-синий…
На ветвях развешен иней
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Словно кто-то тороватый
(А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»)
Кто автор этого стихотворения? Как оно называется? (слайд 9)
4.
Зреет рожь над жаркой нивой,
Гонит ветер прихотливый
И от нивы, и до нивы
Золотые переливы.
(А.А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…»)
Кто автор этого стихотворения? Как оно называется? (слайд 10)
в) Остановка «Отдыхай-ка» (слайд 11)
Физминутка
г) Станция «Изучай-ка»
4. Подготовительная работа
- Начнем урок со стихотворных строк, которые вы наверняка слышали.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят...
- Понравилось вам стихотворение? А знаете, кто его написал? Его написал Иван Саввич Никитин. (1824-1861) — русский поэт XIX века. (слайд 12)
- Прочитайте тему нашего урока. Прочитаем все вместе, как зовут поэта.
1. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.
2. Знакомство с биографией поэта.
- Мои помощники приготовили сообщение о поэте (выступают 2 ученика)
5. Изучение нового материала
д) Остановка «Проверяй-ка» (слайд13)
- Проверьте себя (тест «Да или нет») (слайд14)
- Подготовка к восприятию стихотворения.
Итак, тема нашего урока «Иван Саввич Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно.
Цели урока: научиться выразительно читать и анализировать стихотворение.
- Прочитайте название стихотворения. Как думаете, о чём оно?
- К кому обращается автор?
- Что такое степь?
- Предлагаю отправиться в небольшое путешествие по степи.
6. Продолжение работы со стихотворением «Полно, степь моя, спать беспробудно…»
1. Прослушивание аудиозаписи
- Понравилось стихотворение?
- Подтвердилось наше предположение о теме стихотворения?
2. Словарная работа
- Ребята, в этом стихотворении встретились слова, которые вы могли слышать раньше, но значение их вы узнали на прошлом уроке чтения. Давайте вместе разберем значения некоторых слов.
Учитель зачитывает значения слов, а ученики называют определение этого слова.
Что это такое? Соединим стрелочками слово с определением.
- хватит - полно степная трава - ковыль сделать приятное (дать больше травы) - в угоду косцам
небольшой округлый стог сена - копна Беспрерывно, не пробуждаясь - беспробудно - Сочная, зеленая, молодая трава-мурава
- Стая птиц, улетающая на юг - караван журавлей
- Косцы – люди, которые косят траву.
3. Самостоятельное чтение стихотворения
- Перечитайте медленно. Подумайте, сколько картин вы бы нарисовали?
4. Выборочное чтение, словесное рисование (слайд 21)
- Первая картина о том, как степь должна пробудиться и умыться росою. Как она принакроется травой, нарядится в цветы, как невеста, т.е. первая картина о том, как степь расцветёт.
- Как называет автор траву? (Муравой)
- Вторая картина о наступлении весны. Летят журавли, ручьи по оврагам шумят (слайды 22, 23)
- Третья картина — картина неба, по которому плывут толпами тучки. Трава уродилась на славу. (слайд 24, 25)
- Четвертая картина - покос. Косцы стали рядком и косят траву.
- Пятая картина- степь отдыхает. Она готовится к зиме. Трава уже пожухла, местами земля голая. По утрам с восходом солнца над землей стелется туман. Птицы улетают на юг. (слайд 27)
- Как бы вы озаглавили стихотворение? (Предложение детей)
5. Используемые художественные приёмы в стихотворении
- Какие художественные приёмы использует автор в стихотворении?
(Олицетворение - поэт изображает степь как живую.
Он обращается к ней:
Степь моя, полно спать беспробудно,
Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись.
Принакрой, нарядись,
полюбуйся...
- Сравнение – «белоснежные тучки толпами», «скатерть дорожки безлюдной»;
- Эпитеты – «дорожки безлюдной», «ненаглядной красе»
- Метафора – «зима – матушка»)
- С каким настроением автор описывает весну, осень?
7. Продолжение изучения новой темы
Подготовка к выразительному чтению.
- Подумайте, в каком темпе вы будете читать стихотворения: в быстром, чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно. (Будем читать медленно, напевно.)
- Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.
- Прочитайте выразительно.
- Есть ли в стихотворении картина осени? Зачитайте.
8. Творческая работа. Словесное рисование
- Как вы себе представляете степь? Опишите картину, которую вы представили.
- Какие бы краски вы выбрали для своей картины? Почему?
- Что бы вы изобразили в центре? Почему? Что было бы еще на вашей картине? Почему именно это вы хотели бы поместить?
- Какими строчками из стихотворения вы бы подписали свою картину? Зачитайте их.
- Посмотрите на иллюстрацию. Такой вы представляли себе степь? Подпишите эту иллюстрацию строчками из стихотворения.
9. Обобщающая беседа
– Что представало вашему взору, когда вы слушали эти строки?
– Какие средства выразительности речи использует поэт? Докажите.
– Что такое олицетворение?
– Что помогает представить олицетворение?
– Как обращается поэт к степи?
– Какие строчки вам особенно понравились? Прочитайте их.
10. Итоги урока
– Поделитесь своими впечатлениями от знакомства с данным стихотворением.
– Какова основная мысль стихотворения?
– Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе?
- В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта.
- Что необходимо поэту, чтобы создать картину? (Применить средства художественной выразительности) какие? (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение)
11. Рефлексия
Выберите и продолжите любое предложение:
- на уроке я узнал;
- я похвалил бы себя за;
- мне захотелось;
- сегодня я сумел.
12. Домашнее задание
C.66-67, читать с выражением, нарисовать рисунок.