1. Общая часть |
Предмет |
Шахматы |
Класс |
1 |
Тема занятия |
Знакомство с шахматной фигурой – пешка |
Вид занятия |
Урок закрепления |
Тип занятия |
Урок комплексного применения знаний и умений |
Технологии, методы |
Игровая технология, групповая, ИКТ, технология здоровьесбережения, технология развивающего обучения |
Форма работы |
Индивидуальная, групповая, парная, фронтальная |
Цель занятия |
Образовательный аспект:
- систематизировать и обобщить знания;
- повторить названия изученных шахматных фигур, ходы шахматных фигур;
- совершенствовать умения применять полученные знания
- познакомить с шахматной фигурой – пешка;
- ввести новые понятия, связанных с этой фигурой.
Воспитательный аспект:
- воспитывать эмоционально-положительную направленность на игру, чувство сотрудничества, соперничества;
- воспитывать у детей интерес к шахматной игре;
Развивающий аспект:
- развивать мышление, память, внимание, зоркость;
- уметь придерживаться принципу: Сначала - думать, а потом – ходить. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Обучающие:
- повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур с помощью дидактических игр, активизировать мыслительную деятельность;
- познакомить с шахматной фигурой – пешка.
Развивающие:
- развивать пространственную ориентацию на шахматной доске, логическое мышление; развитие тактильного восприятия, внимания.
Воспитательные: прививать интерес и любознательность к игре в шахматы. |
П.- Познакомить с шахматной фигурой - пешкой.
- Повторить направления на шахматной доске "диагональ, вертикаль, горизонталь", все изученные шахматные фигуры.
- Учить правильно передвигать фигуры по шахматной доске
Р.- Повторять представления об организационных правилах игры.
- Дать в занимательной форме представление о некоторых аспектах истории шахмат.
- Вырабатывать навык работы с шахматной доской.
Развивающие: способствовать развитию, памяти, внимания; развивать логическое мышление; пространственную ориентацию
К. - учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности; учить внимательно слушать и не перебивать собеседника, задавать вопросы, когда выступит товарищ. |
- прививать интерес и любовь к шахматной игре;
- развивать логическое мышление, внимание, память и речь;
- воспитывать навыки работы в коллективе (паре), повышать шахматную культуру;
- вырабатывать позитивное отношение к процессу обучения; уверенность в своих силах (при создании учителем ситуации успеха); получение навыков общения детей в команде, способности к соперничеству. |
Основные понятия, изучаемые на занятии |
Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Центральные и крайние пешки. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. |
Средства ИКТ, используемые на занятии |
Мультимедиа, презентация. |
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на занятии |
Учебник, рабочая тетрадь, шахматная сказка, карточки для разукрашивания, индивидуальные демонстрационные шахматные доски, дидактические задания “Лабиринт”, “Один в поле воин”... Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991. |
Этапы занятия |
I.Организационный момент:
- создание мотивации к действию на уроке
- мобилизация внимания школьников
II. Повторение изученных фигур.
III. Динамическая пауза
IV.Объяснение нового материала:
- Чтение сказки
- Знакомство с новой фигурой – пешка
- Презентация
V.Закрепление:
- Работа в тетрадях
- Работа по учебнику
- Работа с наглядными пособиями
- Работа в паре
VI. Рефлексия
- Игра «Угадай-ка».
VII.Подведение итогов урока |
Организационная структура урока |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Длительность этапа |
Основные формы работы учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
I. Организационный момент
- создание мотивации к действию на уроке
- мобилизация внимания школьников |
1. Здравствуйте, ребята!
Сегодня к нам на урок пришла одна гостья. Это царица всех интересных настольных игр.
У нее необычное имя, которое нужно разгадать. (слайд 1,2)
Имя у нее непростое.
Этим словом называлась в древности игра, которая сейчас называется - шахматы. В переводе, слово чатуранга означает – четыре части.
Действительно, в древности в эту игру играли четыре человека.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Царица Чатуранга пришла не с пустыми руками, она принесла много заданий, которые нам необходимо выполнить.
А задания вы будете выбирать сами, определив правильно геометрическую фигуру. Если мы справимся со всеми заданиями, то в конце урока сможем составить шахматную пословицу и определить ее смысл.
(Один в поле не воин).
Но прежде чем начать занятие
давайте улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач! |
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками преобразовывать информацию из одной формы в другую |
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи |
Длительность этапа |
Основные формы работы учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
II. Повторение изученных фигур |
Итак, первое задание: Итак, назовите фигуру. Не синяя, не красная и не круг (зеленый квадрат). Здесь дано задание (слайд 3)
1. Ответь правильно:
- Какого цвета поля на шахматной доске? (белое и черное)
- Что следует за белым полем на шахматной доске? (черное поле)
- Что следует за черным полем на шахматной доске? (белое поле)
- Сколько всего полей на шахматной доске? (64)
- Сколько белых полей? (32)
- Сколько черных полей? (32)
2. Следующее задание Чатуранги: Какая фигура лишняя? Мы знаем, что она лишняя. Почему лишняя? (желтый круг) (слайд 4)
Игра " Волшебный мешочек».
Узнай шахматную фигуру. Расскажи, что ты знаешь о ней.
(в непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, и дети на ощупь пытаются определить, какая из фигур спрятана)
3. Следующая фигура с заданием: красная, но не квадрат. (красный треугольник).
(слайд 5)
"Парад шахматных фигур" (расстановка детьми фигур).
Доскажи словечко.
Белый отряд, черный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном.
Точно такой же порядок в другом.
В каждом отряде - сам погляди –
Оба угла занимают … (ладьи)
Рядом с ладьями … (кони) видны.
Рядом с конями встали ... (слоны)
Кто ж в середине - … (ферзь и король)
Самые главные в войске своем.
- Все фигуры стоят на своем месте.
- Перед построением фигур проверяем правильное расположение шахматной доски.
Доску правильно клади,
На углы всегда гляди,
Чтоб у правого угла
Клетка белая была!
- Ферзь любит свой цвет.
- Именно с этого положения начинается любая настоящая шахматная партия, т.е. игра в шахматы.
Запомните, дети, шахматы – командная игра, в которой все фигуры должны играть дружно, в команде, защищая и помогая друг другу!
- Ход начинают белые фигуры.
4. Выберите следующую геометрическую фигуру с заданием.
У этой фигуры все стороны равны. |
Познавательные: умение находить ответы на вопросы,
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной, письменной форме; работать в паре
Регулятивные: работать по плану, находить и исправлять ошибки самостоятельно
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев |
III. Динамическая пауза. |
Здесь предлагается разминка. |
|
Этап 3. Практикум |
Длительность этапа |
Основные формы работы учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
IV. Объяснение новой темы фигурой – пешка
- Чтение сказки |
4. Чтение сказки
Сегодня мы познакомимся с одной фигурой, не простой, а с шахматным солдатом. Какая эта фигура вы уже догадались.
Всего на шахматной доске в начальном положении по 8 пешек: 8 белые, 8 черные. Белые пешки располагаются на второй горизонтали, черные – на предпоследней (седьмой горизонтали). Расставьте. У каждой пешки есть названия? Как вы думаете какие? На одной вертикали с ладьями стоят ладейные пешки, с конями – коневые пешки, со слонами – слоновые пешки, с ферзями – ферзевые пешки, с королями – королевские пешки. Пешки ходят только вперед по вертикали. Белые пешки от второй горизонтали до последней, а черные пешки – от предпоследней горизонтали до первой. За одни ход пешка передвигается только на одно соседнее поле вперед по вертикали. Только один раз в партии пешка имеет право прыгнуть через клетку – из начального положения. А вот бьет пешка не по вертикали вперед, а по диагонали на одно поле и занимает место взятой фигуры. |
Познавательные: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Регулятивные: формулировать собственное мнение и позицию;
контроль, оценка, коррекция |
- Знакомство с новой
(презентация) |
Презентация.
Знакомство с фигурой пешкой, приклеивание карточки с изображением пешки в тетрадь и разукрашивание фигуры. |
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция |
Длительность этапа |
Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции |
Формируемые УУД |
V. Закрепление.
Работа по учебнику
Работа в паре
|
Работа с диаграммами.
Запись пешек в начальной позиции.
Разбор ситуации
«Лабиринт» решение
Вы должны помочь королю, который оказался один.
Что нужно для этого сделать
Вывод: Пешка, дошедшая до последней вертикали может превратиться в другую фигуру: Ферзь, ладья, слон, конь.
А в короля может превратиться?
Вывод: Пешка, дошедшая до последней вертикали, может превратиться в другую фигуру: Ферзь, ладья, слон, конь, но не в короля.
На индивидуальных шахматных досках расставить все шахматные фигуры и показать ход пешки, бой пешки |
Индивидуальная работа, самопроверка по эталону, самооценка
Регулятивные: находить и исправлять ошибки самостоятельно |
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Длительность
этапа |
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам |
Формируемые УУД |
VI. Рефлексия.
Игра «Угадай-ка»
|
1. Какая фигура похожа на лошадь? Башню? (конь. Ладья.)
2. Какая фигура выше: ферзь или король? (король.)
3. Какая фигура ниже: слон или пешка? (пешка.)
4. Что такое белые? Черные? (армия светлых фигур. Армия темных фигур.)
5. У какого слона нет хобота? (у шахматного.)
6. Какой король не умеет говорить? (шахматный.)
7. Что это за чудо клетка, где тесно мышке, но свободно слону? (шахматное поле.)
8. В кого не может превратиться пешка?
-А вот и последнее задание шахматной царицы Чатуранги. Как она и обещала, выполнив все задания, узнаем пословицу.
Один в поле не воин.
- Что она означает?
Нужно играть дружно, помогая друг другу. Работать, учиться играть в команде. И тогда все у нас получится и будет хорошо.
Человек в одиночку мало что может, как одинокий солдат на войне. Для важных дел ему нужен коллектив, нужна помощь других людей.
- Думаю, Чатуранге понравилось наше занятие.
В дальнейшем, когда мы четко научимся передвигать фигуры, пригласим ее на шахматную партию, чтобы показать свои способности и знания. |
|
VII. Подведение итогов урока |
- А теперь я хочу знать, ваше мнение о нашем занятии.
Если вам что-то непонятно – поднимите левую руку,
Если вам понравилось, и вы все поняли, поднимите правую руку.
Если вам нравится сама игра и вы хотите играть в шахматы поднимите обе руки. |
|
Домашнее задание |
Повторить все изученные фигуры, их ход, их бой. |