Технологическая карта занятия по шахматам в 1-м классе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 1

Ключевые слова: шахматы


1. Общая часть

Предмет

Шахматы

Класс

1

Тема занятия

Знакомство с шахматной фигурой – пешка

Вид занятия

Урок закрепления

Тип занятия

Урок комплексного применения знаний и умений

Технологии, методы

Игровая технология, групповая, ИКТ, технология здоровьесбережения, технология развивающего обучения

Форма работы

Индивидуальная, групповая, парная, фронтальная

Цель занятия

Образовательный аспект:
- систематизировать и обобщить знания;
- повторить названия изученных шахматных фигур, ходы шахматных фигур;
- совершенствовать умения применять полученные знания
- познакомить с шахматной фигурой – пешка;
- ввести новые понятия, связанных с этой фигурой.
Воспитательный аспект:
- воспитывать эмоционально-положительную направленность на игру, чувство сотрудничества, соперничества;
- воспитывать у детей интерес к шахматной игре;
Развивающий аспект:
- развивать мышление, память, внимание, зоркость;
- уметь придерживаться принципу: Сначала - думать, а потом – ходить.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающие:
- повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур с помощью дидактических игр, активизировать мыслительную деятельность;
- познакомить с шахматной фигурой – пешка.
Развивающие:
- развивать пространственную ориентацию на шахматной доске, логическое мышление; развитие тактильного восприятия, внимания.
Воспитательные: прививать интерес и любознательность к игре в шахматы.

П.- Познакомить с шахматной фигурой - пешкой.
- Повторить направления на шахматной доске "диагональ, вертикаль, горизонталь", все изученные шахматные фигуры.
- Учить правильно передвигать фигуры по шахматной доске
Р.- Повторять представления об организационных правилах игры.
- Дать в занимательной форме представление о некоторых аспектах истории шахмат.
- Вырабатывать навык работы с шахматной доской.
Развивающие: способствовать развитию, памяти, внимания; развивать логическое мышление; пространственную ориентацию
К. - учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности; учить внимательно слушать и не перебивать собеседника, задавать вопросы, когда выступит товарищ.

- прививать интерес и любовь к шахматной игре;
- развивать логическое мышление, внимание, память и речь;
- воспитывать навыки работы в коллективе (паре), повышать шахматную культуру;
- вырабатывать позитивное отношение к процессу обучения; уверенность в своих силах (при создании учителем ситуации успеха); получение навыков общения детей в команде, способности к соперничеству.

Основные понятия, изучаемые на занятии

Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Центральные и крайние пешки. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Средства ИКТ, используемые на занятии

Мультимедиа, презентация.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на занятии

Учебник, рабочая тетрадь, шахматная сказка, карточки для разукрашивания, индивидуальные демонстрационные шахматные доски, дидактические задания “Лабиринт”, “Один в поле воин”... Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Этапы занятия

I.Организационный момент:
- создание мотивации к действию на уроке
- мобилизация внимания школьников
II. Повторение изученных фигур.
III. Динамическая пауза
IV.Объяснение нового материала:
- Чтение сказки
- Знакомство с новой фигурой – пешка
-  Презентация
V.Закрепление:
- Работа в тетрадях
- Работа по учебнику
-  Работа с наглядными пособиями
- Работа в паре
VI. Рефлексия
- Игра «Угадай-ка».
VII.Подведение итогов урока

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент
- создание мотивации к действию на уроке
- мобилизация внимания школьников

1. Здравствуйте, ребята!
Сегодня к нам на урок пришла одна гостья. Это царица всех интересных настольных игр.
У нее необычное имя, которое нужно разгадать. (слайд 1,2)
Имя у нее непростое.
Этим словом называлась в древности игра, которая сейчас называется - шахматы. В переводе, слово чатуранга означает – четыре части.
Действительно, в древности в эту игру играли четыре человека.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Царица Чатуранга пришла не с пустыми руками, она принесла много заданий, которые нам необходимо выполнить.
А задания вы будете выбирать сами, определив правильно геометрическую фигуру. Если мы справимся со всеми заданиями, то в конце урока сможем составить шахматную пословицу и определить ее смысл.
(Один в поле не воин).
Но прежде чем начать занятие
давайте улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!

Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками преобразовывать информацию из одной формы в другую

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

II. Повторение изученных фигур

Итак, первое задание: Итак, назовите фигуру. Не синяя, не красная и не круг (зеленый квадрат). Здесь дано задание (слайд 3)
1. Ответь правильно:
- Какого цвета поля на шахматной доске? (белое и черное)
- Что следует за белым полем на шахматной доске? (черное поле)
- Что следует за черным полем на шахматной доске? (белое поле)
- Сколько всего полей на шахматной доске? (64)
-  Сколько белых полей? (32)
-  Сколько черных полей? (32)

2. Следующее задание Чатуранги: Какая фигура лишняя? Мы знаем, что она лишняя. Почему лишняя? (желтый круг) (слайд 4)
Игра " Волшебный мешочек».
Узнай шахматную фигуру. Расскажи, что ты знаешь о ней.
(в непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, и дети на ощупь пытаются определить, какая из фигур спрятана)
3. Следующая фигура с заданием: красная, но не квадрат. (красный треугольник).
(слайд 5)
"Парад шахматных фигур" (расстановка детьми фигур).
Доскажи словечко.
Белый отряд, черный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном.
Точно такой же порядок в другом.
В каждом отряде - сам погляди –
Оба угла занимают … (ладьи)
Рядом с ладьями … (кони) видны.
Рядом с конями встали ... (слоны)

Кто ж в середине - … (ферзь и король)
Самые главные в войске своем.

- Все фигуры стоят на своем месте.
- Перед построением фигур проверяем правильное расположение шахматной доски.
Доску правильно клади,
На углы всегда гляди,
Чтоб у правого угла
Клетка белая была!

- Ферзь любит свой цвет.
- Именно с этого положения начинается любая настоящая шахматная партия, т.е. игра в шахматы.
Запомните, дети, шахматы – командная игра, в которой все фигуры должны играть дружно, в команде, защищая и помогая друг другу!
- Ход начинают белые фигуры.
4. Выберите следующую геометрическую фигуру с заданием.
У этой фигуры все стороны равны.

Познавательные: умение находить ответы на вопросы,
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной, письменной форме; работать в паре
Регулятивные: работать по плану, находить и исправлять ошибки самостоятельно
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

III. Динамическая пауза. Здесь предлагается разминка.  

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

IV. Объяснение новой темы фигурой – пешка
-  Чтение сказки
4. Чтение сказки
Сегодня мы познакомимся с одной фигурой, не простой, а с шахматным солдатом. Какая эта фигура вы уже догадались.
Всего на шахматной доске в начальном положении по 8 пешек: 8 белые, 8 черные. Белые пешки располагаются на второй горизонтали, черные – на предпоследней (седьмой горизонтали). Расставьте. У каждой пешки есть названия? Как вы думаете какие? На одной вертикали с ладьями стоят ладейные пешки, с конями – коневые пешки, со слонами – слоновые пешки, с ферзями – ферзевые пешки, с королями – королевские пешки. Пешки ходят только вперед по вертикали. Белые пешки от второй горизонтали до последней, а черные пешки – от предпоследней горизонтали до первой. За одни ход пешка передвигается только на одно соседнее поле вперед по вертикали. Только один раз в партии пешка имеет право прыгнуть через клетку – из начального положения. А вот бьет пешка не по вертикали вперед, а по диагонали на одно поле и занимает место взятой фигуры.

Познавательные: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Регулятивные: формулировать собственное мнение и позицию;
контроль, оценка, коррекция

- Знакомство с новой
(презентация)

Презентация. Знакомство с фигурой пешкой, приклеивание карточки с изображением пешки в тетрадь и разукрашивание фигуры.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

V. Закрепление.
Работа по учебнику

 

 

 

 

 

Работа в паре

Работа с диаграммами.
Запись пешек в начальной позиции.

Разбор ситуации
«Лабиринт» решение
Вы должны помочь королю, который оказался один.
Что нужно для этого сделать
Вывод: Пешка, дошедшая до последней вертикали может превратиться в другую фигуру: Ферзь, ладья, слон, конь.
А в короля может превратиться?

Вывод: Пешка, дошедшая до последней вертикали, может превратиться в другую фигуру: Ферзь, ладья, слон, конь, но не в короля.

На индивидуальных шахматных досках расставить все шахматные фигуры и показать ход пешки, бой пешки

Индивидуальная работа, самопроверка по эталону, самооценка
Регулятивные: находить и исправлять ошибки самостоятельно

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность
этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

VI. Рефлексия.
Игра «Угадай-ка»

1. Какая фигура похожа на лошадь? Башню? (конь. Ладья.)
2. Какая фигура выше: ферзь или король? (король.)
3. Какая фигура ниже: слон или пешка? (пешка.)
4. Что такое белые? Черные? (армия светлых фигур. Армия темных фигур.)
5. У какого слона нет хобота? (у шахматного.)
6. Какой король не умеет говорить? (шахматный.)
7. Что это за чудо клетка, где тесно мышке, но свободно слону? (шахматное поле.)
8. В кого не может превратиться пешка?

-А вот и последнее задание шахматной царицы Чатуранги. Как она и обещала, выполнив все задания, узнаем пословицу.
Один в поле не воин.
- Что она означает?
Нужно играть дружно, помогая друг другу. Работать, учиться играть в команде. И тогда все у нас получится и будет хорошо.
Человек в одиночку мало что может, как одинокий солдат на войне. Для важных дел ему нужен коллектив, нужна помощь других людей.

- Думаю, Чатуранге понравилось наше занятие.
В дальнейшем, когда мы четко научимся передвигать фигуры, пригласим ее на шахматную партию, чтобы показать свои способности и знания.

VII. Подведение итогов урока - А теперь я хочу знать, ваше мнение о нашем занятии.
Если вам что-то непонятно – поднимите левую руку,
Если вам понравилось, и вы все поняли, поднимите правую руку.
Если вам нравится сама игра и вы хотите играть в шахматы поднимите обе руки.
 

Домашнее задание

Повторить все изученные фигуры, их ход, их бой.