Определенно-личные предложения. 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8

Ключевые слова: определенно-личные предложения


Предмет: русский язык.

Учебник: «Русский язык» 8 класс, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.

1. Актуализация изученного

Графический диктант.

Составьте к данным предложениям схемы, устно дайте характеристику: (слайды)

1. Была глубокая ночь.
2. Я задержусь на работе.
3. Никогда не забуду её доброты.
4. Мы сидим вместе в санях.
5. Грызём крупные калёные семечки.

========= ________

________ ===========

=========
______ ===========

========

Сравним. У кого другие варианты? Оцените свою работу.

(1 у доски. Самооценка)

Оценивание учебных успехов (самооценка по алгоритму

2. Введение в тему

- Чем различаются схемы предложений?

- Как называются предложения, в которых один главный член? (односоставными).

- Были ли они предметом изучения на наших уроках?

- Какой главный член во всех предложениях? (сказуемое)

- Значит, сегодня на уроке мы будем рассматривать односоставные предложения с каким главным членом?

Тема: "Оставить строчку для темы"

3. Открытие нового знания

Слайды:

1. С особенным чувством вспоминаю первое охотничье путешествие.

2. Войдёшь в дом и прежде всего услышишь запах яблок…

3. Сядем в копны свежие под соседний стог.

4. Когда заедете к нам?

5. Не гляди же с тоской на дорогу и за тройкой вослед не спеши…

Подводящий к теме диалог:

- Прочитайте предложения.

- Найдите грамматическую основу каждого предложения.

- Сделайте вывод, что за предложения перед нами. (Односоставные, с главным членом сказуемым).

- Чем выражено сказуемое?

- Выпишите грамматическую основу каждого предложения. Определите морфологические признаки глагольных форм: наклонение, время, лицо, число. Какие морфемы на это указывают? Выделите личные окончания глаголов, формообразующие суффиксы.

Заполни таблицу: (цепочкой)

? (Примеры)

? (Способы выражения сказуемого)

Вспоминаю

1л., ед.ч., н.в., изъяв. накл.;

Войдёшь, услышишь

2л., ед.ч., буд.в., изъяв. накл.;

Сядем

1л., мн.ч., буд.в., изъяв. накл.;

Заедете

2л., мн.ч., буд.в., изъяв. накл.;

Гляди, спеши

2л., ед.ч., повел. накл.;

- Озаглавьте столбцы.

- Как вы думаете, может ли быть в этих предложениях действующее лицо – подлежащее? (Можно подставить местоимения: я, ты, мы, вы)

- Какое местоимение в 1 предложении, втором.

- Лицо мыслится определённо в предложениях? А какое лицо?

- Что в слове определённо указывает на действующих лиц? (окончания, суффиксы глаголов).

- Значит, как будут называться записанные на доске предложения? (определённо-личными).

Запишите тему урока: "Определённо-личные предложения".

- Попытайтесь определить смысл названия.

- Попробуйте дать определение определённо-личных предложений, опираясь на их структурные признаки и значение.

4. Сравнение ученической формулировки с формулировкой учебника. С.182-183

- Совпадает ли ваша формулировка с определением в учебнике?

- Есть ли в тексте новая для вас информация? Какая?

- Приведите собственные примеры о-л предложений.

- Можно ли односоставные о-л предложения считать неполными на том основании, что в них отсутствует один главный член – подлежащее? Докажите свой ответ словами учебника. (Нет, т.к. глагол-сказуемое не нуждается в наличии подлежащего.)

5. Составление плана правила

- Составьте простой план к предложенному в учебнике определению о-л предложений. (1 у доски). Сколько частей в правиле можно выделить? Назовите границы частей.

1. Понятие о-л предложения.

2. Формы сказуемого в о-л предложениях.

3. Роль личного окончания глагола.

6. Лингвистический эксперимент

– Попробуйте заменить записанные на доске односоставные о-л предложения синонимичными двусоставными.

- Всегда ли замена проходит легко?

- С каким глагольными формами замена проходит легче? (изъяв. накл.)

- С какими формами не употребляются личные местоимения? (повел. накл.)

- В каких конструкциях повествование более динамичное, экспрессивнее? (В односоставных, т.к. внимание сосредоточено на самом действии, а не на его производителе.)

7. Начало развития умений

- Попробуйте составить алгоритм нахождения о-л предложений (в парах).

1. Найти грамматическую основу.

2. Определить количество главных членов.

  1. Односостав.
  2. Двусостав.

3. Назвать вид главного члена: подлежащее или сказуемое.

4. Определить форму сказуемого, если 1 или 2 лицо, ед. или мн.ч. наст. или буд. времени изъяв накл. или 2 л. ед или мн.ч., 1л. мн.ч. повел. накл.

Значение: конкретного, определённого лица, говорящего, собеседника.

5. Если два условия выполняются, то предложение о-л.

8. Тренировочные упражнения

Работа по учебнику №245.

- (1-5 комментируемое списывание) (определяют морфологические признаки глаголов).

- 6-10 сам-но

Проверьте, оцените:

  • Воскреснем (1л., мн.ч., б.в., изъяв. накл.) ли когда от чужевластья мод?
  • Вообразите (2л., мн.ч., пов. накл.), тут у всех на мой же счёт поднялся смех.
  • Хотите (2л., мн.ч., н.в., изъяв. накл.) ли знать истины два слова?
  • Скажи (2л., ед.ч., пов. накл.), который час?
  • Шумим, братец, шумим (1л., мн.ч., н.в., изъяв. накл.).

(Самооценка).

«Аукцион»

Работа с «Ревизором» 3 действие, 6 явл. Выписать о-л предложения, определить грамматическое значение.

9. Сфера употребления о-л предложений.

Прочитайте тексты, встретились ли вам о-л предложения.

1. Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думая о нём, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. (В.Луговской)

2. Докажем методом от противного, что эта плоскость единственная. Предположим, что через точку М проходят две различные плоскости g и g1, параллельные плоскости p. В плоскости g выберем некоторую точку В, не принадлежащую плоскости g1. Через точки М, В и некоторую точку А проведём плоскость r. (Геометрия)

3. Спешу уведомить тебя, душа Тряпичкин, какие со мной чудеса. На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму, как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать; думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги. Помнишь, как мы с тобой бедствовали, обедали наширомыжку и как один раз было кондитер схватил меня за воротник по поводу съеденных пирожков на счет доходов аглицкого короля? Теперь совсем другой оборот. Все мне дают взаймы, сколько угодно. Оригиналы страшные. От смеху ты бы умер. Ты, я знаю, пишешь статейки; помести их в свою литературу… (Н.В.Гоголь «Ревизор»).

4. — Прощай, Онегин, мне пора.
— Я не держу тебя; но где ты свои проводишь вечера?
— У Лариных.
— Вот это чудно. Помилуй! И тебе не трудно там каждый вечер убивать?
— Нимало.
— Не могу понять...
— Скажи, которая Татьяна?
— Да та, которая грустна и молчалива, как Светлана, вошла и села у окна.
— Неужто ты влюблён в меньшую?
— А что?
— Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты поэт... (А.Пушкин)

- В каких стилях речи чаще всего используются о-л предложения?

(Очень часто употребляются в художественной литературе, публицистике, учебно-научном стиле, разговорной речи)

- С какой целью они используются? (О-л предложения делают речь живой, динамичной, экспрессивной).

9. Итог

  • Что нового узнали на уроке.
  • Какими формами выражен глагол в о-л предложениях?

10. Д\З: дифферинцированное

Технологическая карта урока