Урок математики во 2-м классе. Тема: "Порядок выполнения действий в выражениях. Скобки"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Учение с увлечением, или Как полюбить математику?»

Класс: 2

Ключевые слова: математика, Порядок выполнения действий в выражениях


Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Цель: создать условия для формирования умения определять порядок действий в выражениях, использовать скобки.

Планируемые результаты.

Предметные:

  • дети научатся определять порядок действий в выражениях со скобками и применять алгоритм выполнения действий на практике;
  • читать выражения со скобками и без скобок.

Метапредметные.

Познавательные УУД:

  • дети будутсравнивать выражения с целью выделения признаков сходства и различия;
  • аргументировать свои ответы;
  • находить необходимую информацию в учебнике;
  • проводить анализ и синтез в результате решения выражений со скобками и без скобок.

Регулятивные УУД:

  • принимать и удерживать цель на протяжении всего урока;
  • выполнять самопроверку по образцу;
  • оценивать свою работу;
  • действовать по намеченному плану.

Коммуникативные УУД:

  • включаться и поддерживать учебный диалог;
  • уметь слушать и понимать других.

Личностные УУД:

  • самоопределение;
  • смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня умение учиться, зачем мне знать порядок выполнения действий в выражениях со скобками»).

Оборудование: учебник – Истомина Н.Б. «Математика 2 класс» Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012; карточки для индивидуальной работы; презентация.

Описание урока

Урок открытия новых знаний.

Используется проблемно-диалогическая технология Е.Л.Мельниковой. Для постановки проблемы использую прием № 1, для этого  предъявляю противоречивые факты. Для решения поиска проблемы использую подводящий диалог, работу в парах.

Результатом этапа поиска решения является формулирование темы и целей урока, составление алгоритма определения порядка действий в выражениях.

Используя полученные знания и алгоритм, учащиеся выполняли продуктивные задания учебника.

Это первый урок в группе уроков по данной теме. На данном уроке учащиеся изучили правило порядка действий в выражениях.

При планировании урока были учтены все особенности класса. Осуществляя индивидуальный подход, учащиеся были распределены в пары так, чтобы в каждой были и «слабые», и «сильные» ученики, так, чтобы «слабый» оказался в ситуации успеха и «сильный» участвовал в поиске правильных ответов.

Высокая работоспособность достигнута сменой деятельности, наличием наглядности в виде презентации и проведением двух динамических пауз.
Использовались различные приемы устной и письменной работы, фронтального опроса, самостоятельной работы с самопроверкой в классе.

Этапы урока

Ход урока

1.Мотивация к учебной
деятельности

- Всем, всем -
Добрый день!
Прочь с дороги наша лень.
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться.
В математику-страну
Вас сегодня всех зову.
Встретим мы своих друзей.
Назовем их поскорей.

(на доске карточки с равенствами и неравенствами, арифметическими действиями)

Ученики называют известные им математические термины. (сумма, разность, равенство, неравенство, схема, рисунок, арифметические действия +, - и т.д.)
- Сегодня на уроке мы будем использовать термины: выражение, равенство, сумма, разность, вычесть, прибавить, порядок, действия и … узнаем новые математические знаки.

2. Актуализация знаний

- У вас на столах - карточки. (Приложение 1) Что на них записано? (выражения) Как вы думаете, какое задание я вам предложу сделать с данными выражениями? (найти, вычислить значения данных выражений)
- Сейчас возьмите маркеры и вычислите значения данных выражений. (дети вычисляют) (карточки А4, вложены в файлы, дети работают маркерами, которые потом легко стираются)
- Сравните свои ответы с ответами на доске, если есть ошибки, зачеркните и напишите верный ответ.
- Поставьте:
- 5, если все правильно,
- 4 - если 1 ошибка,
- 3 - если 2 ошибки.
Сдайте тихонько карточки.
(С целью проверки самостоятельной работы учитель затем располагает рядом с примерами карточки с ответами, на обратной стороне которых записаны буквы.)

3. Выявление места и причины затруднения и
постановка учебной задачи (работа на доске и в тетради)
— Расположите ответы, полученные каждым вариантом, по убыванию и прочитайте словосочетание. («Порядок действий».)
— О чем будем говорить на уроке? (О порядке действий.)
Тема нашего урока: "Порядок действий".
Учитель выполняет на доске записи:
8-3+4=9
8-3+4=1
Что вас удивило? (Почему у одинаковых выражений получились разные значения.)

 

4. Построение проекта выхода из затруднении («открытие детьми нового знания» (подводящий диалог)
— Давайте рассуждать: если отличаются правые части равенства, то... (Должны отличаться и левые.)
- Чем могут отличаться левые части?
- Как получили число 9? (Сначала выполнили вычитание, а затем сложение.)
- Как получили число 1? (Сначала выполнили сложение, а затем вычитание.)
-Чем отличаются выражения? (Порядком действий.)
- Мы поняли, как нужно решать эти выражения. А как показать это другим?
- Чего мы не знаем? Что надо узнать? Чему научиться?
(Как показать, какое действие надо выполнить первым?)
Узнать … Как показать, какое действие надо выполнить первым?
Научиться … определять порядок действий в выражениях (со скобками и применять алгоритм выполнения действий на практике.) и находить значения этих выражений
-Для определения порядка действий иногда не хватает специального знака. (Если ученики затрудняются сделать этот вывод, то можно задать наводящий вопрос)
- «Как водитель на дороге узнает, куда надо ехать и с какой скоростью?»
- Какой бы вы использовали знак с этой целью?
Учащиеся предлагают свои варианты.
- Математики всего мира много лет назад тоже столкнулись с этой проблемой, поэтому они договорились обозначать действие, которое надо выполнить первым, скобками.
Что показывают скобки в выражении? (Какое действие выполняется первым.)
- Давайте откроем учебник на с. 66 и подтвердим правильность наших выводов.
Еще сегодня мы будем учиться правильно читать выражения со скобками и без них.
- Прочтем текст под условным знаком «новая информация» (учебник с.66)
Вывод:
1. Если в выражении стоят скобки, то действие, записанное в них, нужно выполнить вначале.
8 - (3+4)
Прочтем наше выражение
- В этом выражении есть скобки, значит, сначала мы должны выполнить действие, которое в скобках. (найдем сумму 3 и 4 =7, из 8 вычтем 7= 1

2. Если в выражении нет скобок, то действия выполняются по порядку, слева направо.
(пример на доске 8-3+4 )
- Прочтем наше выражение (к разности 8 и 3 прибавить 4)
- В этом выражении нет скобок, поэтому действия выполняются в порядке, в котором они записаны (слева направо).
сначала найдем разность 8 и 3=5, теперь к 5 прибавим 4=9)

5. Первичное закрепление во внешней речи

Первичное закрепление
Ученики открывают учебник на с. 67 и анализируют № 223 и 224.
(проговаривание хором и индивидуально)
- Давайте рассуждать. 18 - (6-4)
- В этом выражении есть скобки, значит, сначала мы должны выполнить действие, которое в скобках. Ставим над скобками 1, потом 2. (найдем разность 6 и 4 =2, из 18 вычтем 2= 16
18-6-4
- В этом выражении нет скобок, поэтому действия выполняются в порядке, в котором они записаны (слева направо). (сначала найдем разность 18 и 6=12,теперь из 12 вычтем 4 =8) (на экране расставляем порядок действий, считаем самостоятельно, проверяем, ответ появляется на экране)
Физкультминутка
1) 1 хлопок учителя – поднимаются или опускаются руки,
2 хлопка – действие для ног (встать или присесть)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Давайте вспомним, чему мы сегодня должны научиться…
- Определять порядок действий в выражениях со скобками и находить значения выражений (применять алгоритм выполнения действий на практике.)
Работа в группах

- Сейчас мы попробуем составить памятку №3 «Как определить порядок действий?»
Для этой работы мы разобьемся на группы.
Цель: составление алгоритма определения порядка действий.
Группы по 4 человека выполняют работу на листах А4,  которые вывешиваются на доску и выбирается верное решение. Представители групп, которые справились, озвучивают получившийся результат. (по 1 пункту, каждая группа) Все вместе собирается в одну памятку.

ПАМЯТКА №3
Как определить порядок действий?
1. Прочитай выражение.
2. Потом посмотри: есть ли скобки?
«Нет» - выполняю действия по порядку.
«Да» – первое действие в скобках.
(Памятку дети вкладывают в папку для памяток по математике)

– Как будем действовать, чтобы определить порядок?

Алгоритм:
1) Прочитать выражение.
2) Скобки есть?
«Нет» – выполняем действия в том порядке, как записаны.
«Да» – первое действие в скобках.
Действуя по памятке 3, ученики выполняют №225 (1,2,3,4)
1, 2 с комментированием,
3, 4 - самостоятельно.

Работа в парах Обсудить в парах: в каких парах выражений значения одинаковые, а в каких разные.
- Какой вывод можно сделать?
Вывод:
- При использовании скобок в выражении всегда меняется порядок действий, а значение может остаться без изменений.

Физминутка.
2) Мы ногами – топ-топ, мы руками – хлоп-хлоп,
Мы плечами – чик-чик, мы глазами – миг-миг.
Раз – присели¸ два – привстали,
Три, четыре – поскакали.
Пять – нагнулись, разогнулись.
Шесть – друг другу улыбнулись.
Семь – за парту тихо сесть,
А на восемь – лень отбросим.

7. Включение в систему знаний и повторение

Карточки для индивидуальной работы
1. Подчеркни выражение, где правильно расставлен
порядок действий.

2. Расставь порядок действий.
(9 + 2) – 5
16 – (7+ 3)
3. Найди ответ в первом действии.
(5 + 6 ) – 3 – 2
7 + 4 – (8 + 4 )
12 – (5 + 8 ) + 2

Проверить (если будет время)

8. Рефлексия учебной деятельности

Что должны были узнать?...
Чему научиться?...

9. Самооценка

«Дорожка успеха» (см. Приложение 2)

10. Домашнее задание

1. №225 (5-8), тпо №103, 105
2. Составить 6 выражений со скобками для своих одноклассников (по желанию)