Использование условно-графической наглядности в современной оценке результатов обучения 

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Класс: 6

Ключевые слова: условно-графическая наглядность, картографическая наглядность, историческая таблица


Современное обучение это процесс конструирования знания, которое в свою очередь рассматривается в виде структурированных элементов научной картины. Отдельные элементы данной картины ученик в процессе обучения помещает в строго отведенные когнитивные карты, хранящихся в долгосрочной памяти освоенных знаний и умений. Эффективность учебного процесса определяется уровнем и качеством подготовки учеников и характеризуется соотношением результатов и затраченных на их достижение совместных усилий педагогов и обучающихся. Решение проблемы повышения качества подготовки учащихся невозможно без измерений процесса обучения, подразумевающего периодическую проверку знаний учащихся, оценивание их характера, в результате которых проводится соответствующая коррекция деятельности [1, с.118]. Это вытекает из целевой необходимости любой проверки и оценки уровня знаний – обеспечение качества знаний и повышение уровня развития обучающихся.

Стремление дать объективную количественную оценку знаний сопряжено с поисками надежных методов и инструментов для измерения результатов обучения. При этом основной задачей и критерием оценки выступает не столько освоение обязательного минимума содержания образования, сколько овладение всей системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

При оценке предметных результатов современный стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартных и нестандартных ситуациях и овладение определенными способами действия.

Современный образовательный стандарт применяет новый инструментарий оценки обучающегося, при котором оценочно-отметочная шкала становится по принципу «прибавления» и «уровневого подхода». Оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, в виде способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач. За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающую овладение конкретным умением, ставится отдельная отметка [4, с. 1516–1519].

Оценка динамики образовательных достижений учащихся, а также сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования требует использование специальных процедур для оценки обучающихся [1, с.5-11].

Наглядность обучения, в том числе применение условно-графических приемов – это одно из главных условий, которое обеспечивает успешное развитие мышления и служит для учащихся важным источником получения объективных научных знаний.

Кроме изобразительной и предметной наглядности в отдельную группу выделяют условно-графическую: таблицы, схемы, диаграммы, графики, карты и некоторые другие формы [3, с.145].

Можно сказать, что условно-графическая наглядность, в рамках предмета истории является выражением исторических явлений на языке условных знаков. Их использование в качестве инструмента оценки результатов обучения демонстрирует, как в его процессе учащиеся осмысливают и анализируют конкретный графический объект и сопоставляют его с уже существующими знаниями, показывая развитие мышления и памяти.

Важную роль в преподавание истории в среднем звене большую роль играет работа с картами. Картографическая наглядность показывает обучающимся, что исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Карты применяются для демонстрационных целей и помогают ученикам выявить связи между историческими событиями, понять их сущность и динамику.

На данном этапе при получении исторического образования большой удельный вес приобретает развитие пространственных представлений. Один из приемов связан со сравнением однородных данных двух исторических карт, отображающих различные эпохи в истории отдельных стран. В свою очередь это оказывает влияние на повышение уровня развития логического мышления и активности учащихся в работе с историческими картами. В шестых классах в круг приемов работы учеников с историческими картами включаются, в виде домашних заданий, заполнения контурных карт.

В качестве демонстрации этого можно представить работу с картой и исторической таблицей, которая выступает графическим изображением исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф. Работа с картой и таблицей может быть нескольких типов, которые связаны с воспроизведением материала или умением применять навыки самостоятельной работы на основании изученного материала.

К примеру, применение репродуктивного уровня (воспроизведения информации) и продуктивного уровня (самостоятельное добывание информации в результате мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза) при работе с таблицей на уроке № 3. «Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники».

Репродуктивный уровень

Продуктивный уровень

1

Выделите основные районы древнего земледелия и скотоводства

Выделите наиболее благоприятные территории для занятий земледелием в Египте и Месопотамии (отделите с помощью цвета территории с естественно благоприятными условиями и территории с искусственно созданными условиями)

2

Покажите границу распространения скотоводческих обществ в III-II тыс. до н.э.

Раздели территорию будущей России на благоприятные и неблагоприятные для занятия скотоводством зоны (придумай условные знаки, с помощью которых ты можешь показать это деление на карте)

В ряде случаев работу с картой можно совмещать с работой со схемами, где историческая действительность изображена условными знаками: геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками. Данные схемы могут быть нескольких видов: логические, структурные, последовательные, поисковые, технические и локальные.

Например, на уроке № 5. «Восточные славяне и их соседи», можно использовать следующий тип последовательных логических схем.

Таблица "Восточные славяне в древности"

Данная схема показывает ход исторического развития славянских племен в раннем средневековье, позволяет обучающимся запомнить значительный объем информации, затрачивая меньше времени. Умение в дальнейшем воспроизвести данную схему или применить ее для других условий покажет навыки работы с информацией, умение актуализировать наиболее важные ее аспекты и выстраивать в соответствии с логической необходимостью у обучающихся.

Примером работы с собственно картами могут послужить задания, включенные в уроки связанные с развитием государственности на территории современной России в древности и средневековье.

Демонстрацией возможностей работы с картами выступают задания на уроке № 18 «Политическая раздробленность на Руси». В качестве ресурсов урока используются учебник и карта «Русь в XII–XIII вв.». На карте показаны границы русских княжеств, отмечены крупные города, столицы того или иного княжества (Киев, Чернигов, Переяславль, Владимир и другие), обозначены места основных сражений. Для сравнения необходимо привести карты западноевропейских королевств в период феодальной раздробленности, к примеру, раздел империи Каролингов.

В рамках контрольно-оценочного (в том числе рефлексивного) модуля урока ученикам необходимо знать и уметь показать на карте основные земли и княжества Древнерусского государства в XII–XIII вв. В перечень заданий включены следующие:

  • укажите границы Киевского княжества и назовите причины упадка влияния Киева, как столицы Руси;
  • перечислите и отметьте на карте стольные грады Залесской Руси;
  • покажите границы новгородской земли и основные направления экспансии новгородцев;
  • отметьте на карте места основных сражений периода феодальной раздробленности;
  • укажите направления военных походов половцев на Русь и русских войск под руководством Владимира Мономаха в степь;

Умение учеников быстро и точно выполнять задания с помощью карт позволит оценить уровень усвоения материала и показать развитие компетенций.

В условиях происходящей на современном этапе модернизации современной школы повышаются требования к качеству подготовки учеников, при этом увеличивается объем знаний. Ученики сталкиваются с большим информационным потоком, протекающим из разных источников. Сложность анализа и простого запоминания материала учеником влияет на затруднение его целостного восприятия и осмысления. Использование условно-графических приемов и в том числе карт становится одним из важных способов оптимизации учебной деятельности на уроке истории.

Список использованных источников

  1. Болотов В.А. О построении общероссийской системы оценки качества образования // Вопросы образования. – № 1. – 2005. – С. 5–11.
  2. Патругин, Ю.А. Об измерении качественных признаков // Моделирование социальных процессов: Сб. статей / Отв. ред. Э.П. Андреев, Ю.Н. Гаврилец. – М.: Наука, 1970. – С. 103-118.
  3. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М.: Владос, 2000. – 270 с.
  4. Шейхмамбетов С.Р. Современная методика оценки результатов обучения // Молодой ученый. – 2015. – №11. – С. 1516–1519. – URL: https://moluch.ru/archive/91/19773/ (дата обращения: 21.02.2020).