Педагогическое обеспечение метапредметных результатов обучения в учебной деятельности

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Последнее десятилетие характеризуется глобальными изменениями, произошедшими в современных образовательных учреждениях. При этом, школа и сейчас продолжает ориентироваться на предметные результаты. Мы в настоящее время выпускаем хороших исполнителей. Между тем, введённые ФГОС ставят несколько иные задачи.

Наше время требует людей, готовых к самосовершенствованию, самостоятельному принятию решений. Перед нами стоит актуальная задача - воспитать любознательного, активно и заинтересованно познающего мир, владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности выпускника начальной школы.[1] Ее реализация сопровождается освоением универсальных учебных действий (УУД). На этом этапе педагогу предлагается оценивать не только предметные, но и метапредметные достижения обучающихся.

Понятие метапредметности прочно вошло в нашу действительность с реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Метапредметные образовательные результаты обучающихся теперь предлагается обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю, начиная с начальной школы. Но как это делать на практике, стандарты не сообщают, предлагая каждому из нас найти пути для решения этой задачи самостоятельно.

Каким же образом необходимо спланировать работу, направленную на достижение метапредметных результатов в рамках учебной и внеучебной деятельности? Поиск ответа на данный вопрос остается актуальным для меня на каждом году обучения.

Анализируя литературу и опираясь на свой педагогический опыт, я пришла к мнению, что усовершенствование учебного процесса, обеспечивающего освоение обучающимися метапредметных умений может стать изменение структуры и содержания урока в сторону усиления его развивающего эффекта. Метапредметные результаты - это, по сути, ориентировочные действия. По своей природе они выступают как личностные результаты каждого ребенка.

Одним из эффективных способов достижения метапредметных результатов, на мой взгляд, является интегрированный урок. Эта технология сейчас активно внедряется в программы образовательных учреждений и связывает, на первый взгляд, несовместимые предметы. Форма интегрированного урока необычна и интересна обучающимся начальных классов. Уроки-путешествия, уроки решения практических задач, уроки-погружения, уроки-дебаты - по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки».

Интегрированный урок дает возможность формировать знания об окружающем мире и его закономерностях в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а также усилить внутрипредметные и межпредметные связи в усвоении рассматриваемых дисциплин.[5] На таких уроках я ставлю несколько задач двух предметных областей, при этом одна задача продолжает другую.

Например, на урок математики и технологии "Закрепление таблицы сложения и вычитания в пределах 20. Аппликация из геометрических фигур."[3] я ставлю перед собой следующие задачи:

Предметные:

  • продолжить работу над осознанным выделением десятков и единиц в числе; совершенствовать вычислительные навыки в пределах 20;
  • закрепить умения решать уравнения и простые текстовые задачи, повторить геометрический материал;
  • производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
  • читать и записывать математические примеры на языке математики; навыков письменных и устных вычислений;

Надпредметные:

  • учить считывать и понимать информацию из разных источников (графические модели, схемы);
  • пользоваться информацией, полученной ранее;
  • учить наблюдать, анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы;
  • работать в соответствии с заданными алгоритмами.

А связь между предметами математики, технологии и где-то даже окружающего мира прослеживается при выполнении следующих заданий:

1. Ребята, кто знает, сколько планет в солнечной системе? Давайте узнаем. Задание «Числовая цепочка». Найдите значение числовой цепочки, и вы получите ответ на этот вопрос.

2. Вычислив значения выражений и записав данные в таблицу, вы узнаете фамилию первой женщины-космонавта.

3. Это - планеты нашей солнечной системы, у каждой есть свое определенное место, как у любого числа на числовом луче. Выполнив следующее задание, вы узнаете, в какой последовательности они располагаются. Решите примеры и поставьте ответы в порядке убывания.

4. Составьте задачу по рисунку. Решите ее, а ответ поможет вам ответить на вопрос «Какая планета самая большая?»

5. Из каких фигур состоит ракета? Назовите эти геометрические фигуры. Из скольких фигур состоит корпус ракеты?

Используя такие задания, я формирую у обучающихся способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий; мои дети учатся сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Конечно, такие уроки требуют от меня более глубокой, качественной подготовки. Но зато задания на интегрированных уроках выполняются учениками с большим интересом. Я могу объяснить это прежде всего тем, что обучающиеся сами выбирают алгоритм выполнения поставленной задачи. В данном случае у них больше самостоятельности, что развивает умение выбирать соответствующие пути и способы поиска информации, умение сравнивать преимущества и недостатки различных источников информации, создавать и использовать должные модели и способы изучения и обработки полученных знаний, сведений.

Но такие уроки, на мой взгляд, имеют и ряд трудностей при их подготовке:

  • сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока;
  • необходимость тратить достаточно большое количество времени на единицу информации;
  • необходимость дать возможность ученику самому искать информации и исследовать её;
  • необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Поэтому, чаще я использую отдельные интегрированные задания в рамках обычного урока.

Говоря о методологической значимости интегрированных заданий, следует отметить, что для современного выпускника важно умение представлять информацию в различных видах и формах, умение строить схемы и модели, умение делать анализ на основе наблюдений и сравнений, умение быстро обрабатывать большой объем информации, четко и ясно выражать свои мысли.[2] и это всё очень хорошо реализуется на практике, если такие задания даются детям в системе. Кроме того, в конце каждой темы, например, уроков математики, я получаю систему заданий, придуманную моими ребятами самостоятельно. Это говорит о том, что такая форма побуждает обучающихся к самостоятельной деятельности и потребности не только узнать что-то новое, но и поделиться со своими сверстниками.

Огромное поле деятельности для матапредметного подхода и создания метапредметной ситуации служит проектная деятельность. А мы свами знаем, что одним из показателей оценки метапапредметных результатов является защита проектов.

Так, на уроке математики в 1 классе при повторении темы «□ +5, □ - 5» мы не только решали примеры с окошками и задачи, но при выполнении определенных заданий узнали о зимующих у нас птицах и создали книжку - малышку о них, и заодно, в рамках внеурочной деятельности, совершили путешествие вглубь веков и поговорили о истории возникновения бумаги и первых рукописных книг. Такая работа активизирует обучающихся и делает урок живым, результативным.

Ещё одним немаловажным методом для достижения метапредметных результатов является метод проблемного обучения. В Энциклопедии образовательных технологий Селевко Г.К. проблемное обучение понимается как «учебно-познавательная деятельность учащихся самостоятельного анализа проблемной ситуации, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предположений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности их решения по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения нового знания учителем в условиях проблемной ситуации». Я считаю, что применять технологию проблемного обучения необходимо начиная с 1 класса на разных этапах урока. Постановка учебной проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поначалу обучающиеся испытывают трудности при постановке проблемы и тем более поиска решения - формулирования знания. Но даже незначительные продвижения отмечаются, создавая ситуацию успеха. С каждым уроком обучающиеся чувствуют большую уверенность в себе. Постановка учебной проблемы и поиск ее решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Например, в конце 1 класса я в своем классе предлагаю задание при изучении темы «Предложение. Отличие слова от предложения.» Перед детьми встает проблема - может ли одно слово быть предложением? Если да, то всегда ли слово - предложение? В чем отличие слова от предложения? Проблема. Детям на специальных бланках предлагается написать свои версии, различные точки зрения. Полученные в ходе выполнения задания данные анализируются по следующим критериям:

  • 2 балла - правильная формулировка проблемы, гипотезы;
  • 1 балл - частичное, неполное решение проблемы;
  • 0 баллов - отсутствие гипотез или ошибочный вариант.

В итоге каждый ученик может выполнить задание на одном из трех уровней: высоком, среднем, низком. Кроме того, что я для себя получаю оценочный результат выполненной работы, мои дети к концу обучения в первом классе уже умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формулировать и отстаивать свое мнение планирования и регуляции своей деятельности.

Таким образом, видно, что создание проблемных ситуаций на уроках не только формирует систему знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у обучающихся творческую активность. Ситуация затруднения приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что, в свою очередь, вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Практически на каждом уроке мы с ребятами организуем и проводим самопроверки и взаимопроверки решения учебной задачи. Эффективным средством, которое я использую в своей практике, можно считать проверку работы обучающегося, выполненную мной без исправления и подчеркивания ошибок. При этом указывается задание, в котором сделана ошибка. Эту работу, в зависимости от уровня сформированности самоконтроля учащегося, можно разбить на уровни: на первом указывается строка, в которой сделана ошибка, на втором - блок строк записи, на третьем - только задание. Таким образом, в зависимости от того, как ученик наиболее «самостоятельно» может найти ошибку, можно судить о сформированности регулятивного действия-контроля.

Я считаю, что использование перечисленных методов и технологий обучения позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, достичь лучшего результата в обучении и формировании метапредметных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме того, формировать метапредметные результаты необходимо, во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога. Они нужны, потому что дают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением. То есть они предлагают новые возможности для всех учащихся, независимо от их уровня подготовки. Поэтому метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования.

Литература

  1. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.
  2. «Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций». - Ермакова Татьяна Ивановна. http://www.metod-kopilka.ru/site/user/17440
  3. Интегрированный урок математика + технология по теме Закрепление изученного. Аппликация из геометрических фигур Ракета http://goxi.ru
  4. Материал по теме: Проблемное обучение как одно из средств достижения нового образовательного результата Проблемное обучение как одно из средств достижения | Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru
  5. «Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций» http://metod-kopilka.ru