«Мы исключили эту часть людей из общества,
и надо вернуть их назад, в общество, потому
что они могут нас чему-то научить»
Жан Ванье «Из глубины»
С каждым годом все больше и больше становится детей с врожденными и приобретенными пороками развития. Присоединение России к конвенции ООН о правах инвалидов привело к преобразованию российского образования в Инклюзивное (включенное). Введенный в действие в 2016 году Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – Стандарт) впервые предоставил возможность обучения для всех детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), независимо от выраженности нарушения развития. Это привело к тому, что в настоящее время значительно увеличилось количество обучающихся с РАС, поступающих в школы, в том числе общеобразовательные, что стало серьезным вызовом для современной российской школы. Государство ставит задачи ранней диагностики отклонений в развитии у детей и ранней коррекции этих отклонений за счет компенсаторных функций организма. В свою очередь, система образования, должна по возможности включить данную категорию ребят в процесс обучения в массовых детских садах, школах, лицеях и ВУЗах.
Инклюзивное образование в школе – это система образования, которая подразумевает равноправное взаимодействие детей в рамках учебного заведения, вне зависимости от их интеллектуальных или физических особенностей, это раскрытие потенциала всех учеников в рамках общеобразовательного процесса, программа которого соответствует индивидуальным способностям ребенка.
В настоящее время в мире развитие инклюзивного образования шагает огромными шагами. В обычном нашем окружении оказываются не только дети с нарушениями опорно-двигательной системы, слуха, зрения, но и те, которым очень трудно адаптироваться к условиям обычной жизни – дети с расстройством аутического спектра (РАС).
Для многих российских родителей детей с аутизмом основной целью активного раннего вмешательства является обучение ребенка в общеобразовательной школе: «Чтобы в первый класс пошел, в нормальную школу с нормальными детьми». На практике же получение образования в среде обычных сверстников не гарантирует того, что ребенок обязательно сможет освоить ту же программу. Поэтому, большинство из педагогов много дискутируют на тему того, действительно ли обучающимся с РАС нужно обучение в инклюзивном классе, или все же будет лучше, чтобы такой ребёнок ходил в специальную школу, где созданы все условия для его развития и обучения, подобран специальный штат педагогических работников.[2]
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 43, право на образование), именно родители отвечаю за получение основного общего образования, и именно они должны решать, в каком учреждении их ребенок будет получать это образование. Новый Закон «Об образовании в РФ» (вступил в силу 1 сентября 2013 года) сделал инклюзивное образование возможным и доступным для всех: родители и законные представители наделены правом выбора как формы получения образования, так и образовательного учреждения по месту жительства семьи — согласно п. 1 ст. 52.
Плюсы и минусы инклюзивного образования в рамках школы
Плюсы инклюзивного образования |
Минусы инклюзивного образования |
Новые принципы и методы социального подхода к понятию «инвалидность». |
Отсутствие гибких образовательных стандартов. |
Разнообразие и инновации в общеобразовательном процессе. |
Учебные школьные планы не соответствуют потребностям детей-инвалидов. |
Восприятие детей на равных условиях. |
Недостаточная эмоциональная и информационная подготовка пед. коллектива. |
Социализация и развитие личностных навыков. |
Отсутствие материально-технического оснащения школ. |
Развитие самостоятельности и уверенности в своих силах. |
Дефицит узкопрофильных работников. |
Устраняет дискриминацию за счет развития равных возможностей и прав. |
Отсутствие у педагогического коллектива навыков работы с детьми с ОВЗ. |
Каковы главные проблемы инклюзивного образования в школе, с которыми сталкиваются учителя?
- Отсутствие опыта – преподавательский состав не всегда в полной мере осознает все особые потребностями детей с РАС.
- Включение всех учеников в разные формы деятельности – учителя должны решить, как класс будет общаться друг с другом и поощрять участие. Если отсутствует адаптивное оборудование или адаптивные средства коммуникации и языка, то это затрудняет работу учителей в рамках единого класса.
- Дефицит тьюторов – обычно в инклюзивных классах есть основной педагог и тьютор (помощник педагога для работы с «особенными детьми»). Из-за характера класса и размера крайне важно, чтобы было соответствующее количество помощников учителей. Обученные люди есть, но они не идут в школу
- Переполненность общеобразовательных классов. Как правило, ребенку с РАС нужно уделить больше внимания, чем нормотипичному обучающемуся. В условиях современной школы, в переполненных классах это условие не всегда удается выполнить в полной мере.
- Психологическая готовность здоровых детей к восприятию детей с РАС – учителя не должны мириться с бестактностью и жестокостью, их цель - научить пониманию, состраданию, уважению и коллективной поддержки.
- Психологическая готовность родителей – роль учителя показать родителям детей с особенными потребностями, что их детям ничего не угрожает, и участие в общем образовательном процессе будет стимулировать их развитие и социализацию. Что касается родителей здоровых детей, педагогический коллектив и администрация школы должны показать все преимущества внедрения новых образовательных стандартов.
- Отсутствие навыков разработки индивидуальных образовательных маршрутов с учетом потребностей всех учеников в классе.
Особенности работы с учащимися с расстройствами аутистического спектра (РАС)
1. Установление контакта с ребенкомс РАС.
Первые стабильные контакты возникают на основе приобщения учителя к занимающим ребенка приятным эмоциям, ощущениям, разделения с ним и увеличения привычного ему удовольствия, эмоциональной реакции. Одним из эффективных и незаменимых приемов станет включение в урок игры (развивающей, обучающей, творческой, создание игровой ситуации). Точнее, участие педагога в той игровой деятельности, которой увлечен ребенок на уроке. Главная трудность обучения детей с РАС в том, что ребенок смотрит, а не видит, слышит, но не слушает. Именно благодаря игре мы, учитывая индивидуальные особенности и уровень имеющихся знаний ребенка, стараемся сосредоточить внимание ребенка, показать и помочь ему увидеть, объяснить и обучить, сформировать и закрепить умения и навыки. Наша деятельность на уроке должна быть четко направлена на стимулирование у учащихся интереса, самостоятельности, вовлечение в процесс сотрудничества с нами. Использование игр на уроке является одним из средств, содержащих в себе действенные возможности стимулирования познавательного интереса ребенка, активного деятельного отношения к учебе, а также для снижения физических перегрузок.[3]
1. У большинства детей с аутизмом интеллектуальное развитие происходит неравномерно: сильными сторонами очень часто являются зрительное восприятие, внимание к деталям, достаточно большой объем механической памяти. Слабыми сторонами часто оказываются непонимание общего смысла текста и пересказ прочитанного заученными фразами или частичное восприятие устной речи, что может, например, привести к трудностям занятий математикой, потому что хотя такой ученик умеет выполнять арифметические действия, ему не удается понять условие задачи.
2. У многих детей с РАС есть особенности развития сенсорной сферы. Некоторые из них плохо переносят громкие звуки или яркий свет, сильным раздражителем также может стать какой-либо запах или прикосновение (причем окружающим все это, как правило, не доставляют никаких неудобств). То, что взрослые могут воспринимать как странности в поведении, часто является реакцией на сенсорные раздражители, которые причиняют ему неудобства, а иногда даже боль.
3. Среди детей с РАС школьного возраста есть неговорящие дети.
Есть дети, которые никогда не будут пользоваться устной речью. Но для общения и передачи информации мы не всегда используем именно устную речь. У нас есть разные способы. Мы можем показать жестом, написать, нарисовать, напечатать, составить схему. Для детей, не пользующихся устной речью, создаются разнообразные системы альтернативной коммуникации, используя которые они могут отвечать на вопросы, выражать просьбы, рассказывать о чем-то интересном, болтать с друзьями. [4].
Итак, к вам в класс придет ребенок с расстройством аутистического спектра…
- Необходимо собрать всю возможную информацию о ребёнке – в первую очередь, о самом расстройстве. Чем больше вы знаете о проблемах, с которыми встречаются люди с РАС, тем легче вам будет справиться с собственным волнением.
- Включать такого ребенка в общеобразовательный класс необходимо постепенно. Выбор уроков, которые будет посещать ребенок, зависит от того, в какой области он чувствует себя наиболее успешным.
- Наблюдайте за ребенком. Хоть вы ему не родитель и не тьютор, но вам, для успешной работы, хорошо бы знать, как он ведет себя в той или иной обстановке, что его пугает, раздражает, успокаивает. Если родители ребенка готовы к контакту, расспросите их, узнайте как можно больше о том, как помочь себе и ребенку в трудной для него ситуации.
- Проявите интерес. Ваш интерес, внимание, увлеченность жизнью и интересами ребенка – наиболее адекватный путь взаимодействия.
- Преобразуйте учебное пространство. Вам потребуется особым образом систематизировать среду, в которой находится ребенок. Если обычным детям достаточно расписания в дневнике, ребенку с РАС просто необходимо создание особенно четкой и упорядоченной временно-пространственной структуры уроков. Введение подобного расписания поможет учителю: упорядочить деятельность на уроке, уменьшить беспокойство, установить определенные правила поведения, обеспечить видимое средство ожидания смены деятельности. Расписание деятельности на уроке может располагаться сбоку от доски. Для изготовления плана урока рекомендуется применять карточки с символами и подписями, а в дальнейшем постепенно переходить к «списку» заданий. Вы сможете обучать ребенка с РАС только в том случае, если образовательная среда будет для него знакомой, понятной и безопасной.[1]
Конечно, само по себе пребывание ребенка с РАС в общеобразовательной школе не гарантирует успешного обучения академическим навыкам. Но создание специальных условий (ресурсный класс, адаптированная программа, помощь тьютора), а также присутствие типично развивающихся детей в качестве модели для подражания и среды для социализации помогает ребенку с РАС быть более успешным в освоении школьной программы, способствует формированию коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта и лучшей социализации.
После школы ребенку с аутизмом предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных школ. Чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шансы на то, что между ними сложится понимание и взаимодействие. Ребенку с аутизмом, который ходит в школу вместе с обычными детьми, гораздо проще будет ощущать себя частью общества, чем выпускнику коррекционной школы.
Список литературы
- Захаренко А.С., Рокицкая Ю.А., Шепель Т.А., Платонова А.В., Гагина И.П., Тряскина И.П., Полякова Г.С., Шкилонцева О.В.; «Образование и социализация детей с расстройствами аутистического спектра в условиях школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», методическое пособие - Челябинск: ЧГПУ, 2016.
- Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе. Практическое пособие / рук. авторского коллектива: Козорез А.И. — М.: АНО Ресурсный класс, 2015. — 360 с.
- Обучение детей с аутизмом в школе: ответы на часто задаваемые вопросы. https://outfund.ru/obuchenie-detej-s-autizmom-v-shkole-otvety-na-chasto-zadavaemye-voprosy/
- https://text.ru/rd/aHR0cDovL3d3dy5saWNldW05LnJ1L2luZGV4
LnBocC9pbmtsanV6aXZub2Utb2JyYXpvdmFuaWUxLzIwNzkta
2FraWUtb3NvYmVubm9zdGktbW9ndXQtYnl0LXUtZGV0ZWo
tcy1yYXNzdHJvanN0dmFtaS1hdXRpc3RpY2hlc2tvZ28tc3Bla3RyYQ%3D%3D