Геометрия как школьный учебный предмет всегда считался одним из самых сложных.В основе умения отыскать путь решения задачи лежат не просто знания, а хорошо организованные, системные знания, при которых усвоены не только отдельные факты, но и связи между ними. Обучение учащихся самостоятельному решению задач требует определенной методики изучения теоретического материала курса, основанной на системном усвоении понятий: каждое математическое понятие есть некоторая система свойств и отношений, обладающая всеми признаками системы (целостностью, структурностью и др.). В этом выражается неразрывность двух сторон обучения: усвоение теоретического материала необходимо для успешного решения задач так же, как и решение задач необходимо для сознательного усвоения теорем.
При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для ученика выступает учитель. Он требует от ученика концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый ученик способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой для усвоения. Именно поэтому я предлагаю строить уроки геометрии по нижеперечисленной схеме:
- «Руками»
- «Любимая игрушка-компьютер»
- «Подводящие задачи»
- «Сложная задача»
Основное содержание вышеупомянутых этапов описан ниже.
1. «Руками»
Преподаватели все шире применяют новую структуру учебного процесса, когда усвоение знаний и формирование умений и навыков происходит в результате самостоятельных практических и умственных действий учащихся. Важными элементами учебного процесса становятся создание проблемных ситуаций, поиск и определение путей их решения, сам процесс решения проблем, практическая проверка правильности сделанных выводов.
Создание проблемных ситуаций - необходимое условие активной умственной деятельности учащихся. Перед ними ставится определенная задача, которая вызывает у них заинтересованность и которую они пытаются решить, но обнаруживают недостаточную полноту и глубину своих знаний и опыта, т.е. сталкиваются с конкретной трудностью. Развитие человека во всех аспектах проходит ряд последовательных этапов. Способность к целенаправленной деятельности, то есть к работе, проистекает первоначально из игровой активности. Только потом проявляется способность учиться и работать. Учитывая вышесказанное, я даю ребятам в начале урока «геометрические игрушки», такие как циркуль, палочки, транспортир и т.д. При выполнении задания ученики решают не только поставленную мною проблему, но и должны «наиграться».
Когда возникает проблемная ситуация, необходимо задавать много подводящих вопросов «Почему?». Если учитель практикует вопросно-ответную форму обучения, в дальнейшем его ученики начнут задавать вопросы самим себе при решении трудных задач. Тем самым пробивая путь к правильному решению.
Чем больше органов чувств задействовано во время учебного процесса, тем лучше запоминается информация. В ходе экспериментов, которые проводил когнитивный психолог Ричард Майер, группы, работавшие в мультисенсорной среде, всегда демонстрировали лучший результат, чем те, кто получал информацию только по одному каналу (например, через слух или зрение).
2. «Любимая игрушка - компьютер»
Большинство специалистов в области информатизации школьного математического образования считают, что использование в учебном процессе компьютерных программ, в первую очередь систем динамической математики, необходима и чрезвычайно полезна. Самостоятельное построение динамической модели математической задачи, поиск и визуализация с помощью этой модели её решения предоставляют среднестатистическому учащемуся дополнительные возможности, позволяющие позиционировать себя не только как стороннего наблюдателя за тем, как ловко работают с формулами учитель и продвинутые ученики, но и активного участника процесса познания математики.
Для реализации этого пункта урока я применяю бесплатную программу GeoGebra, предназначенную для обучения математике. С помощью программы GeoGebra (ГеоГебра) можно обучаться или работать в динамической математической среде, включающей в себя геометрию, алгебру, другие разделы, с широкими функциональными возможностями.
Учащийся не только лучше усваивает новый материал по данному предмету, но и параллельно практикуется в умении открывать программы, работать с файлами, найти в Интернете информацию и правильно ее использовать (проанализировать, вычленить главное, изложить). Современные учащиеся именно через призму высоких технологий охотнее и яснее воспримут многое из того, что на страницах учебников может казаться попросту скучным.
3. «Подводящие задачи»
Каждому ученику рано или поздно придётся решать задания ОГЭ и ЕГЭ по математике. Среди заданий, которых немало задач повышенной сложности. Статистика показывает, что многие ученики не справляются с такими задачами. Значит перед учителем математики встаёт вопрос: «Как учить геометрии, чтобы повысить результаты учащихся?» В своей статье в журнале Квант №3-4 2002 года Наумов Лев Александрович пишет «Разделяй и властвуй». То есть он советует делить большую сложную задачу на части и решать несколько маленьких задач. Так как я работаю с детьми гуманитариями, для меня трудным является и обучение решению маленьких задач. Поэтому я предлагаю сначала порешить с детьми подводящие задачи, то есть маленькие задачки, которые в дальнейшем окажутся частью той самой большой задачи. Эти подводящие задачи служат инструментом для того, чтобы закрепить полученные знания, для того, чтобы научиться видеть самые простые свойства и признаки.
4. «Задача повышенной сложности»
Основные факторы успеха на ЕГЭ:
- время (чем больше времени на подготовку, тем лучше);
- система (работа по плану, а не от случая к случаю);
- желание подготовиться.
Для того чтобы реализовать все эти факторы успеха, желательно решать трудные задачи на каждом уроке. Такой подход обеспечит нам и экономию времени, и системность, и даже желание решать задачи, что позволяет учащимся не бояться приступать к выполнению этих заданий на экзамене.
К сожалению, многие ученики порой теряются, когда учитель в начале урока напоминает о том, что будет рассмотрена трудная задача. Чтобы предотвратить стресс у учащихся целесообразно применять игровые ситуации. Например, урок подготовить как урок-путешествие, в конце которого нужно найти сокровища. Сокровища они и есть задачи повышенной сложности. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети увлечённые игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определённые знания, умения т навыки при изучении предмета.
Сейчас уже признано, что основными направлениями дальнейшего совершенствования учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности, использование наиболее эффективных форм и методов обучения.