Химические формулы. Относительная молекулярная масса вещества. 8-й класс

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии

Класс: 8

Ключевые слова: Относительная молекулярная масса вещества


Конспект урока по химии

Организационная информация

Предмет:

Химия

Класс

8

Тема урока

«Химические формулы. Относительная молекулярная масса вещества»

Место урока в учебной программе

12 урок, раздел I «Основные понятия химии».

УМК

Химия: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. - М.: Просвещение, 2014.

Методическая информация

Тип урока:

Объяснение нового материала

Цель урока

- научить учащихся составлять формулы веществ, производить некоторые расчеты по химическим формулам.

Задачи урока:
Образовательные

- сформировать понятие о химической формуле вещества, дать понятие об индексах, коэффициентах, научить записывать состав химического вещества в виде химической формулы, читать их. Вычислять относительную молекулярную массу вещества.

Воспитательные

- развитие собранности и самоорганизации в парах;
- воспитывать самостоятельность, творческое отношение к предмету, отношение к учебе, интерес к предмету, прививать потребность к здоровому образу жизни;
- воспитывать у учащихся уверенность в себе, повышение своей самооценки.

Развивающие

- продолжить развивать научно-познавательную и коммуникативную компетенцию, логическое мышление, эрудицию.

Планируемые результаты обучения

Обучающиеся должны знать:
- определение химической формулы вещества.
Понимать и записывать химические формулы веществ.
Уметь:
- определять состав веществ по химической формуле (качественный и количественный состав);
- уметь вычислять относительную молекулярную массу вещества.

Технологии

- ИКТ
- Проблемное обучение
- Игровые технологии
- Технологии критического мышления

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, учебник, карточки с символами химических элементов, наборы для составления шаростержневых моделей,

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание ценностей химического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
  • Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать предположения, суждения, подтверждая их фактами, производить расчеты по химическим формулам.
  • Предметные: определять состав веществ по химической формуле, вычислять относительную молекулярную массу.

Универсальные учебные действия:

  • Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира, формирование личного и эмоционального отношения к себе и окружающему миру; формирование желания выполнять учебные действия.
  • Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, контролировать и оценивать свои действия, сравнивать результаты своей деятельности с правильными.
  • Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение производить логические действия (анализ, синтез, сравнения, обобщение), делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
  • Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: комбинированный.

Форма работы учащихся: индивидуальная, коллективная, работа в парах.

Структура и ход урока

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2

Подготовка к восприятию новых знаний. (Проверка ранее полученных знаний)

Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.
Что такое вещества? На какие группы делятся? Что такое простое вещество? Что такое сложное вещество? Что такое химический элемент?

Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают своё мнение. Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают.

Проверка знаний знаков химических элементов. Называет химический элемент. Демонстрируют изготовленные карточки с символами химических элементов.
Критерии оценивания:
15 - «5»
11 до 14 –«4»
8 до 10 – «3»
Самооценка по критериям
Химический диктант
Задание 1. На доске произношение химического элемента — написать символ:
Це-, Аш-, Купрум-, Эс-, Хлор-, Силициум-
Задание 2. Написать произношение химического символа и русское название химического элемента:
N, Al, Fe, O, Ag, Zn
Задание 3: Написать символ и произношение химического элемента:
Натрий-, Железо-, Медь-, Кислород-, Кремний-
Пишут символ химического знака
Пишут произношение химического элемента, его русское название
Пишут символ и произношение химического элемента
Критерии оценивания:
6 - «5
5 – «4»
4-3 – «3»
Самооценка по критериям
3 Актуализация темы 1. Введение проблемы: как записывать состав веществ? Что для этого мы используем? Беседа. Подведение к теме урока. Обсуждение, высказывают предположение: химическими символами.
Изучение нового материала
3.1. Химическая формула. Относительная молекулярная масса
1. Введено понятие «химическая формула». Формулируют определение химической формулы.
2. На столах шаростержневые модели: шарики красного цвета - атомы кислорода, шарики чёрного цвета - атомы водорода, стержни.
Посчитаем все молекулы газов водорода, кислорода, созданные на уроке. Сколько молекул воды на класс приходится?
Проблема: Как записать несколько одинаковых молекул?
Что означает индекс?
Что означает коэффициент?
Где записывается индекс?
Где записывается коэффициент?

Просмотр слайда 1.

Работают в паре.
Создают модели молекул водорода, кислорода, воды. Записывают в тетрадь формулы.
Считают и записывают все молекулы веществ, созданные на уроке с использованием индексов и коэффициентов.
Вводят понятие «индекс, коэффициент».

Работа с учебником (рис. 20 стр. 37)
О чем говорит нам химическая формула?
Дают определение понятию «химическая формула». Определяют качественный и количественный состав веществ.
Знакомит с основной характеристикой вещества. «Относительная молекулярная масса».
Проверка и актуализация ранее полученных знаний об относительной атомной массе.
Как можно найти массу молекулы зная массу атомов?
Где можно найти относительную атомную массу?
Отвечают на вопросы.
3. Проблема: А как можно определить относительную молекулярную массу молекулы?
Разбираем вычисление относительной молекулярной массы.
Вводят определение понятия «Относительная молекулярная масса»
Алгоритм
вычисления относительной молекулярной массы по химической формуле.
Просмотр слайда 2.
Физминутка " Зарядка для глаз" Выполняют упражнения для глаз
Игра «Будь внимателен! Где простые и где сложные вещества?» Просмотр слайда 3.
Определяют показываемые вещества, если простое - 1хлопок, если сложное – 2 хлопка в ладоши.

4. Задание 1.
Вычислить относительную молекулярную массу H2O,H2,CO2, H2SO4, O2, FeS.

Учащиеся поочередно вычисляют у доски. Самопроверка.

4

Рефлексия

Написать химические формулы и вычислить их относительные молекулярные массы.
а) озона, если молекула озона состоит из трех атомов кислорода;
б) сероводорода, если молекула сероводорода состоит из двух атомов водорода и одного атома серы.
1. С какими понятиями познакомились сегодня на уроке?
2. Пригодится ли вам это в жизни?
3. Добросовестно ли работали?

Применяют полученные знания по вычислению Мr, считают письменно и отвечают.

Просмотр слайда 4. Знакомство с озоном, сероводородом.

Рассуждение учеников, ответы.

5 Домашнее задание Объясняет д/з §10, упражнения выполнить. Повторить символы химических знаков. Записывают домашнее задание в дневник.

6

Подведение итогов урока

Комментирует, выставляет оценки за урок в журнал и дневники.