Воспитательный потенциал семьи

Разделы: Начальная школа, Социальная педагогика


«…Семья, родители и дети – преподаватели
и слушатели великого института развития
личности в человеке, формирования в нем
общечеловеческих ценностей».

Каждый день перед родителями возникают миллионы проблем, которые не только умеют ставить их дети, но и которые обусловлены той ситуацией неопределенности, связанной с родительской помощью и поддержкой детей при подготовке их к «будущему». Формирование у родителей целостного, более объективного взгляда на события, происходящие в жизни ребенка, овладение ими способами регуляции поведения детей, и их социализация является актуальной и доминирующей проблемой в последние десятилетия. В условиях перехода на новый уровень развития цивилизации, перехода системы образования к личностно-ориентированному обучению, потери школой монополии на информацию, изменившийся характер отношений родителей и детей требует иного взгляда на готовность родителей к самым неожиданным поворотам жизненных ситуаций. Чрезвычайно актуальной является возникшая потребность семьи в педагогической помощи по формированию тактики семейного воспитания.

Современная семья не столько нуждается в материальной поддержке (социальной помощи), сколько в педагогически и психологически обоснованном инструментарии, который позволит самостоятельно ответить на большинство вопросов семейного воспитания, которые нельзя переложить на плечи других.

Задача родителей – воспитать нравственно и физически здорового человека, осознающего свое социальное значение, заложить основы духовности, развить гражданственность и патриотизм. Именно семья является колыбелью духовности.

 Главная задача школы – обеспечить развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, воспитать мыслящего творчески, смелого человека, уверенно решающего любые жизненные задачи в постоянно меняющемся мире. Научить желать учиться, создать культ знаний и научить ими пользоваться.

Оптимальные условия для развития личности ребенка можно создать лишь при правильном взаимодействии школы и семьи. Основой такого взаимодействия является помощь семье в решении проблем воспитания детей. Эта задача напрямую связана с повышением воспитательного потенциала семьи.

Что же такое «воспитательный потенциал семьи»? По мнению В.Н.Гурова, он состоит из следующих компонентов:

  • биологического (наследственное состояние психики человека);
  • психологического (тип семьи, выполнение ролевых функций членами семьи, тип взаимоотношений в семье);
  • экономического (уровень дохода в семье, наличие жилья и др.);
  • социального (социальный статус, образование родителей, их профессии и занимаемая должность, культурный и духовный уровень развития).

Таким образом, воспитательный (педагогический) потенциал семьи - это особенности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в определенной степени обеспечить успешное развитие и воспитание ребенка. Исходя из этого определения, можно выделить условно две группы семей:

  • семьи с высоким воспитательным потенциалом, в которых родительство является базовой ценностью, где присутствует безусловное принятие ребенка как личности и позитивное отношение ребенка к отцу, матери и родителям как к семейной чете;
  • семьи с низким воспитательным потенциалом, в которых родительство не является базовой ценностью. В таких семьях нарушены родительско-детские взаимоотношения, связи с социумом, искажена воспитательная структура, следствием чего становится детская безнадзорность и беспризорность, социальное сиротство, девиантное поведение и дезадаптация детей и подростков.

Понимая, что такое воспитательный потенциал семьи, можно использовать его в ходе воспитательного процесса, определить пути повышения родительской компетентности в вопросах воспитания детей, выработке единого взгляда на процесс воспитания. Для повышения уровня воспитательной работы в школе необходимо активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную, досуговую деятельность, их сотрудничество с детьми и педагогами. Основными задачами школы при проведении этой работы являются:

  • оказание квалифицированной педагогической помощи родителям учащихся;
  • расширение сфер и форм сотрудничества с семьями, вовлечение их совместную творческую, социально значимую деятельность;
  • активизация совместной деятельности школы, родительской общественности, общественности района по нравственному воспитанию, формированию здорового образа жизни школьников;
  • решение в союзе с семьей и органами правопорядка проблем безнадзорности, наркомании, преступности, профилактики девиантного поведения учащихся;
  • повышение роли психолого-педагогической службы школы в работе с родителями, индивидуальной работе с неблагополучными семьями;
  • изучение потребностей семей в образовательных услугах, наиболее полное выявление способностей детей и обеспечение их занятиями по интересам, расширение сфер услуг дополнительного образования;
  • - совместная разработка модели взаимодействия школы и семьи с учреждениями района, работа которых направлена на воспитание и развитие учащихся.

Понимая, что такое воспитательный потенциал семьи, можно определить и пути его повышения. Учителю начальных классов нужно работать, тесно сотрудничая с социальным педагогом и психологом, в двух направлениях:

  • гармонизация взаимоотношений родителей и детей;
  • повышение социально-психолого-педагогической компетентности родителей в сфере гармонизации взаимоотношений родителей и детей.

По первому направлению, начиная с первого класса, проводить занятия, беседы, ролевые игры, выставки рисунков и фотографий на темы: «Кто я?», «Наша семья», «Мои обязанности в семье», «Самые яркие события в жизни нашей семьи» и т.п.

По второму направлению - это родительские собрания, беседы, семинары-практикумы, круглые столы, практикумы с элементами тренинга на темы: «Что я знаю о воспитании своего ребенка?», «Что я знаю о своем ребенке?», «Семейное воспитание», «Типы семейного воспитания и педагогическая поддержка родителей» и др.

В результате совместной работы учителя и педагога-психолога возрос интерес к проблемам детей. Родители идут консультироваться по разным вопросам: как помочь ребенку преодолеть страх, как выстраивать отношения с сыном, дочерью, если в семье появился еще один ребенок и др.

Для привлечения родителей к совместной деятельности одним из самых эффективных способов является включение родителей в совместную работу над проектами. То, что для нас, учителей, является обыденным и не интересным, для родителей оказывается новым и захватывающим. Родители вместе со своими детьми выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, изготовлением моделей, макетов, кукол. Совместные работы учеников и родителей оказываются очень интересными. Например, ученики и родители осваивают технологию по теме: «Как я учусь читать». Особо благодатную почву для общения с родителями дают внеклассные мероприятия: праздники, поездки, экскурсии. Праздник - это всегда радость, добрая память и положительные эмоции. А если к этому празднику приложили руку родители, то это отзовется в душах детей. «Ярмарка семейных поделок», «Чудеса из овощей», «Блюда национальной кухни», «Самая, самая…» - это лишь небольшой перечень конкурсов, в которых ученики участвуют с родителями. Фантазия и творчество родителей воплощаются в новогодних костюмах и масках, энергия и энтузиазм проявляются в подготовке подарков для детей. И всё это ради достижения согласия в вопросах воспитания и обучения: ведь без этого согласия нет полноценного личностного становления воспитанников.

Не родственники мы, не домочадцы,
Но я хотел бы жизнь свою прожить,
Чтоб с вами никогда не разлучаться
И «Здравствуйте!» все время говорить.

Использованная литература

  1. Гуров В.Н. «Социальная работа школы с семьей», М., 2003.
  2. Живая этика. Антология гуманной педагогики./ Под ред. Зуева Д.Д. М., изд. дом Шалвы Амонашвили, 1999, 221с.
  3. Журналы «Народное образование» №7, №8, 2007.
  4. Корчак. Антология гуманной педагогики./ Под ред. Зуева Д.Д. М., изд. дом Шалвы Амонашвили, 1998., 224с.
  5. Словарь по социальной педагогике./ Под редакцией Л.В. Мардахаева, М., 2004.
  6. «Справочник классного руководителя», журнал №10, 2007.