Классный час "Дружбе нужно учиться!"

Разделы: Литература, Классное руководство

Ключевые слова: дружба


Цель: воспитание духовной культуры, основ нравственности учащихся через чтение художественной литературы.

Задачи:

  • развивать творческое восприятие художественной литературы;
  • учить осознанному чтению.
  • формировать понятие смысла жизни, добра и зла;
  • познакомить с понятием «толерантность»;
  • воспитывать у обучающихся дружеское отношение к одноклассникам;

Оборудование:

  • рассказ В.Солоухина «Мститель» ;
  • интерактивная доска с презентацией;

1. Вступительное слово учителя

- Мир — это вселенная. Мир - это наша Земля. Это наша страна. Наш город. Наша школа. Мир - это каждый из вас. Как разнообразен мир вокруг нас. Как интересен и противоречив он. Как разнообразен мир внутри каждого из нас.

Притча. Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести весть людям и вопрошал у каждого встречного:

- Ты имеешь Сердце?

Люди недоумевали и спрашивали:

- Почему ты не говоришь о милосердии, терпении, преданности, доброте, любви, обо всех благих основах жизни, но только “имеешь сердце”?

Он отвечал им:

- Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное все приложится!

- Как вы думаете, почему отшельник так спрашивал и так отвечал?

Действительно, можем ли мы обратиться к любви, если ей негде пребывать? А где поместится терпение, доброта, отказ от дурного, если Сердце закрыто?

Чтобы не растерять ценные блага души – человеческие чувства, нужно создать для них прекрасный сад, который называется Сердце.

2. Итак, чувства человека. Вдумаемся в значение слова

Чувство – внутреннее состояние человека, то, что находится в душе.

Чувства бывают положительные и отрицательные, добрые и недобрые. Назовем их.

Ребята, у каждого из вас есть и отрицательные и положительные качества.

Вы большую часть своего времени проводите в школе, общаетесь со своими сверстниками, одноклассниками. В школе вы попадаете в различные ситуации со своими одноклассниками.

Представим ситуацию: вас обидели. Какие чувства сразу возникают?

Месть. На что похожа?

Ассоциации с данным словом.

3. Желание отомстить – очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди

Сопротивляться ему бывает очень трудно.

На уроке литературы мы познакомились с творчеством писателя Владимира Солоухина. Не зря я попросила вас, к нашему классному часу прочитать его рассказ «Мститель».

Герой рассказа Владимира Солоухина, ваш ровесник, оказывается в сложной ситуации нравственного выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания.

Что произошло с героем рассказа?

- Состояние рассказчика. Какие мысли у героя?

- За что Витька его ударил?

- А главное как?

- Что решил рассказчик?

- Почему такую обиду вызвал поступок Витьки?

Я думаю у каждого из вас была похожая ситуация с вашим другом или одноклассником. Постарайтесь вспомнить.

- Возникало ли у вас ситуации, когда вас обижали? Расскажите, что чувствовали вы.

(учащиеся рассказывают конфликтные ситуации со своими одноклассниками)

А теперь давайте вернемся к рассказу.

- Итак, они пошли в лес. Когда был первый удачный момент?

- Почему не получилась месть?

- Что на опушке леса увидел Витька?

- Чем потом занялись ребята?

- Мысли героя о Витьке?

- Какие мысли появились у рассказчика?

- Что в итоге? Состояние нашего героя.

- Что повлияло на изменение первоначального плана мести?

- Какой момент во внутреннем монологе рассказчика вы считаете поворотным?

4. Итак, произведение закончилось тем, что рассказчик отказался от мести

- Почему ушла обида?

- Мальчик сделал нравственный выбор, а сердце подсказало, как нужно поступить.

- Приходилось ли вам испытывать чувство мести? К кому? За что? Что вы ощущали в этот момент?

Чем закончилась конфликтная ситуация?

Блиц-анкетирование.

Учитель предлагает на специальных листах, не подписывая их, написать только цифру ответа (можно продолжить высказывание)

Запись на доске для выбора цифры ответа:

1. Я испытывал чувство мести, но смог справиться с ним...

2. Я никогда никому не мстил …

3. Я мстил своим друзьям, но никогда не задумывался, что это плохо…

- Ребята, вы – класс! Вы все должны уважать друг друга и не обижать. Поэтому я хочу, чтобы вы ответили еще на один вопрос.

На обратной стороне листка они пишут, каким должен быть класс, чтобы в нём не произошла подобная история?

(одному из учащихся отдаются листки, он является экспертом)

5. Существует такое красивое слово «толерантность» (слово появляется на стенде). Как вы его понимаете? Ребята пытаются объяснить это слово.

- Описать толерантность довольно трудно возможно из-за того, что в разных языках она определяется по-разному. В английском языке толерантность - «готовность и способность воспринимать без протеста личность», во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли». В арабском - толерантность – это «прощение, снисхождение, сострадание, терпение», в персидском – это готовность к примирению». Русский словарь трактует это слово как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.

(Работа в группах.)

— Ребята, на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

В каждом конверте по десять- двенадцать слов.

Конверт № 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.

Конверт № 2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.

Конверт № 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.

Конверт № 4: поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.

Ребята выбирают пять слов — качеств, подходящих, по их мнению, к человеку, обладающим толерантным отношением, и крепят их на стенде под образом толерантности. Все подводят итог.

- Человек, обладающий толерантным отношением, должен обладать такими качествами как (называют те качества, которые чаще всего встречаются у ребят):

  • уважение;
  • милосердие;
  • миролюбие;
  • великодушие;
  • сострадание.

ИГРА «кто стоит со мною рядом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Скажите своему товарищу что-нибудь хорошее о нём - комплимент. Например: «Рядом со мной стоит Аня, она - добрый и внимательный друг».

- А я хочу подарить Вам стихотворение А.Усачева «Удивительный гномик».

У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик.
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила,
И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.
Так шли потихоньку года и века,
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород.
— Ха-ха! Хо-хо-хо! — стал смеяться народ
— Вот чучело! — каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил.
И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом.
Живет в этом доме обычнейший гном.
Опять отросла у него борода,
Но больше к нему не вернулась Звезда.