Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


ВВЕДЕНИЕ

Мы считаем, что патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения традиционной отечественной культуры. Оно неразрывно связано с воспитанием нравственных качеств личности, экологичного отношения ко всему окружающему, гражданственного самосознания. Поэтому мы говорим о нравственно-патриотическом воспитании. Педагогическим коллективом ДОУ разработана и реализуется программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Край, в котором мы живём».

1. Система работы по программе «Край, в котором мы живём»

Задачи нравственно-патриотического воспитания детей по программе «Край, в котором мы живём»:

  • формирование интереса к культурному наследию региона;
  • воспитание любви к природе родного края и его обитателям;
  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку, городу;
  • знакомство детей с символами государства и региона, города (герб, флаг, гимн);
  • формирование толерантного отношения к окружающим, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Нравственно-патриотическое воспитание детей осуществляется через следующие формы работы: досуги, театрализованные представления, выставки детских работ, спортивные праздники, детско-родительские проекты, участие в конкурсах, занятия, экскурсии, подготовка и проведение патриотических праздников совместно с семьями воспитанников.

Принципы реализации программы нравственно-патриотического воспитания:

  • учёт возрастных особенностей дошкольников;
  • последовательность в воспитании и образовании дошкольников (система работы);
  • взаимодействие семьи, ДОУ, и социума в условиях организованной среды;
  • взаимосвязь образовательной деятельности, воспитания и творчества детей;
  • использование опыта прошлых поколений, традиций региона.

Отбор содержания работы по Программе проводится по принципу наглядности и доступности, с учетом познавательных и коммуникативных потребностей дошкольников, психологических особенностей данной возрастной категории, а также с учётом социально-культурных особенностей контингента воспитанников и их семей.

Были выявлены трудности в проектировании образовательного процесса. Наибольшие трудности в организации педагогического процесса испытывали педагоги, обладающие недостаточным уровнем профессиональной компетентности. Серьёзным препятствием являлась недостаточность учебно-материальной базы, методического обеспечения регионального компонента содержания образования.

Работа с педагогами по нравственно-патриотическому воспитанию включает следующие блоки:

  • Повышение квалификации педагогов.
  • Организационно-педагогическая работа.
  • Контроль за педагогическим процессом.
  • Оснащение педагогического процесса.

Повышение квалификации педагогов

Организовано своевременное повышение квалификации педагогов.

Также педагоги осваивают современные методики в организации образовательного процесса через посещение МО воспитателей, участие в работе педагогических марафонов МОДЮБ им. В.П.Махаевой, в онлайн-марафонах «Педагоги России» и др.

Организационно-педагогическая работа

проводится в следующих формах:

  • вводный педсовет «Современные педагогические технологии нравственно-патриотического воспитания дошкольника»
  • консультации: «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края». «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников». «Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника»;
  • семинар-практикум «Краеведение как средство воспитания патриотизма и экологической культуры дошкольников»;
  • консультация-практикум «Интеграция образовательных областей как условие реализации задач рабочей программы «Край, в котором мы живём»;
  • консультация «Подвижные игры народов Севера»;
  • педагогическая учёба:
  • современные педагогические технологии;
  • квест как образовательная технология
  • открытые просмотры интегрированных занятий по ознакомлению с окружающим миром;
  • выставка-презентация «Дидактические пособия по ознакомлению с родным краем»;
  • смотр-конкурс уголков краеведения в группах;
  • участие в III Открытом муниципальном конкурсе на лучшую методическую разработку по патриотическому воспитанию (диплом 3 место);
  • призёр областного праздника «Эколята-молодые защитники природы» (3 место) в номинации «Образовательные организации дошкольного образования»
  • городской центр патриотического воспитания «Юная гвардия», конкурс детского рисунка «великая Отечественная война в Советском Заполярье» (3 место)
  • Лауреат фестиваля песни «Родина, тебе я славу пою». МБУК «Дом культуры «Первомайский» г. Мурманска.
  • Участники VII Областного конкурса чтецов «Мы растём, крепчаем, край наш величаем!»
  • Победитель в номинации «Лучшее озеленение образовательного учреждения». Общегородской смотр-конкурс по озеленению и благоустройству г.Мурманска «Мой зелёный город - мой уютный дом», 2018 г.

Контроль за педагогическим процессом

  • анализ предметно-пространственной среды групп по краеведению;
  • контроль планирования образовательной деятельности с детьми по краеведению;
  • контроль планирования кружковой работы по краеведению в старшей группе;
  • анализ использования педагогами инновационных форм работы по краеведению;
  • выявление наличия у педагогов профессиональной компетенции

Оснащение педагогического процесса

Оснащение методического кабинета было систематизировано и пополнено.

Методические пособия по гражданско-патриотическому воспитанию:

  • «Нравственное воспитание в детском саду» В.И.Петрова, Т.Д.Стульник;
  • «Социально-нравственное воспитание дошкольников 3-7 лет» Р.С.Буре;
  • «Дни воинской славы» М.Б.Зацепина;
  • «Система работы по воспитанию чувства патриотизма» автор-составитель Т.В.Иванова.
  • «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» Н.ГКомратова, Л.В.Грибанова;
  • «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева
  • «Воспитывая маленького гражданина» Т.А.Голикова, Г.А.Ковалёва, С.С.Гаранина, Мурманск 1999.

Имеются в достаточном количестве разнообразные наглядно-дидактические пособия: сюжетные картины, карточки, серии фотографий, слайд-шоу, схемы для рассказывания и т.д.

Регулярно оформляется подписка на методические журналы: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное образование», «Инструктор по ФК», «Музыкальная палитра».

Имеется картотека методических ресурсов на электронных носителях:

  • Ознакомление детей дошкольного возраста с государственными символами России и официальной символикой Мурманской области», Е.Ю.Шемета;
  • «Народная игра и игрушка в практике современного ДОУ», Е.Ю.Шемета;
  • «Региональное содержание литературного воспитания дошкольников» О.Д.Смирнова;
  • Краеведение в системе патриотического воспитания в ДОУ.

Собрана детская художественная литература («Сказки северного сияния», Е.Наумов; «Расскажи сказку, чайка» В.Глорец; «В краю поющих сугробов» В.Суслов; «У нас, на Крайнем Севере», «У самого белого моря» О.Бундур и др.); детские энциклопедии «Россия», «Животные России», «Народы России», «Беседы о войне» и др.

Оформлена картотека подвижных игр народов Севера, имеется картотека пальчиковых игр с содержанием регионального компонента.

2. Содержание работы с детьми

Построение образовательного процесса по освоению программного материала осуществляется на комплексно-тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей, что позволяет организовать развитие и обучение дошкольников в различных видах детской деятельности.

На каждом возрастном этапе происходит расширение содержания образования по принципу концентричности. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе, и центрах развития.

В ходе изучения содержания образовательных областей органично включались материалы регионального компонента содержания образования, направленные на воспитание любви к природе родного края, изучение истории своего края, формирование интереса к культурному наследию региона (художественному творчеству, фольклору, играм и др.), духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание.

Например, дошкольники знакомились с русскими народными подвижными играми и играми народов севера (образовательная область «Физическая культура»). Дети с удовольствием играли в игры народов севера. В этих играх часто используются шутки, оригинальные образы, привлекательные для детей. Одной из самых любимых игр стала игра с убыстряющимися движениями «У оленя дом большой». Движения, считалки и жеребьёвки таких игр несут элемент новизны, что стимулирует детскую любознательность.

Знакомя дошкольников с содержанием образовательной области «Познавательное развитие», педагоги стремились научить детей гуманному отношению к природе родного края. Экологическая составляющая программы реализовывалась в том числе на участке детского сада через создание «Экологической тропы», клумбы ко дню рождения Мурманска, совместные с родителями экологические праздники и тематические прогулки.

Работа на приусадебном участке помогает детям познать природу, развить у них наблюдательность, внимание к окружающим предметам и явлениям.

Также педагоги знакомили детей с бытом коренных жителей Кольского Заполярья – саамов, стараясь дать детям образец толерантного отношения к народам разных национальностей, населяющих наш край.

В содержание образовательной области «Художественно-эстетическое» развитие дошкольников органично включалось знакомство детей с народно-прикладным искусством саамов. Изделия народно-прикладного искусства саамов отражают красоту и необычность северной природы, жизнь и быт. Целенаправленная работа по внедрению национально-регионального компонента содержания образования способствовала проявлению детьми накопленных знаний и впечатлений в разных видах продуктивной деятельности: рисунках, аппликациях, изготовлении поделок из различного материала, предметов быта и украшений саамов.

В музыкальную деятельность детей включалось разучивание песен и танцев, отражающих региональный компонент. Например, песня «Морошка», муз. Г.Гладкова, слова М.Пляцковского; «Песня о Мурманске», автор Г.Малкин; «Мы - дети города героя» муз. Н.Смирнова, сл. Е.Крынжиной и др.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» было обогащено знакомством с творчеством местных поэтов О. Бундура, Н. Колычева и др. Воспитатели читали детям саамские сказки, знакомили с произведениями современных писателей. Дети с удовольствием разучивали, обыгрывали и драматизировали стихотворения о Мурманске и природе родного края.

Региональный компонент содержания образования является эффективным средством социализации дошкольников. Краеведческий материал программы, скомбинирован в 5 блоков:

  • Я и моя семья.
  • Детский сад.
  • Мой родной город и посёлок.
  • Природа родного края.
  • Культура родного края.

Содержание блоков вводится постепенно: от наиболее значимого ребёнку материала (дом, семья) к менее близкому (культурно-исторические особенности региона).

Для работы по каждому блоку составлен тематический план (для всех возрастных групп). Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями (в июне «День защиты детей», в феврале «День защитника Отечества», в мае «День Победы» и т.д.), обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Одним из условий успешной реализации регионального компонента содержания дошкольного образования является сотрудничество с родителями воспитанников и социумом.

В ходе родительских собраний, консультаций, бесед педагоги рассказывали родителям о важности приобщения детей к культурно-историческим ценностям родного края. Родители принимали активное участие в создании предметно-развивающей среды, оснащении и оборудовании уголков краеведения в группах, оборудовании клумб на территории детского сада, активно участвовали в организации тематических прогулок и экскурсий к мемориалу воинам 1-го корпуса ПВО.

3. Реализация программы «Край, в котором мы живём» в системе дополнительного образования ДОУ

Нравственно-патриотическое воспитание детей реализуется и в системе дополнительного образования, организованного в ДОУ через кружковую работу и через партнёрские отношения ДОУ с субъектами социума.

Взаимодействие с социумом по реализации задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников осуществляется на основе договоров сетевого взаимодействия заключёнными с:

  • МОДЮБ им. В.П.Махаевой;
  • МБУК ДК «Первомайский»;
  • Театром «Сюрприз»;
  • Интерактив-шоу «Сундучок знаний»;
  • Мурманской областной филармонией.

Мероприятия, проводимые сотрудниками учреждений культуры, дают уникальный опыт взаимодействия с социумом воспитанникам нашего, расположенного в удалённом посёлке, детского сада.

В ДОУ силами специалистов организованы кружки для детей старшего дошкольного возраста, с включением региональной составляющей:

  • «Юный лыжник» - кружок спортивной направленности. Занятия в кружке проводятся инструктором по ФК.
  • «Мой родной край» - кружок краеведческой направленности, организованный воспитателями старшей группы.

Мы считаем, что организованная в ДОУ работа по краеведению позволяет привить детям уважение к коренному населению, интерес к традициям и быту народов севера, любовь к родному краю и своей стране.

Включение регионального компонента в образовательный процесс ДОУ позволяет на знакомом и близком детям материале раскрыть их духовно-нравственный и творческий потенциал, способствовать формированию важного в условиях современного мира качества толерантности.