Творческие способности или креативность – способность создавать нечто новое, оригинальное. Основой креативности является особый вид мышления – дивергентный. Он заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Развитие дивергентного мышления у детей дошкольного возраста означает, что перед детьми ставятся вопросы – дивергентного типа, когда ребёнок не имеет на них готовых ответов и мысль его работает в различных направлениях, вне зависимости от его знаний и опыта.
Обязательный элемент креативный игры – это экстремальная ситуация, в которой ребёнок, активизируясь, предлагает несколько ответов на поставленный вопрос. Креативная игра обладает познавательной и развивающей функцией, помогает ребёнку накапливать знания и формировать познавательный интерес, обеспечивает обогащение развития интеллекта.
Предлагаю пример, как на опыте можно использовать эти игры.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в дальнее плавание. Садитесь скорее на корабль (крупное Lego), отправляемся в путешествие. В какую страну мы поплывем? В сказочную! А как Вы думаете, почему страна называется сказочной? (Ответы детей) Впереди нас ждут разные приключения и испытания, которые, я думаю, мы с честью преодолеем.
А вот и первая преграда на нашем пути. Наш корабль обхватил щупальцами осьминог. Он говорит, что не отпустит нас, пока мы не расскажем ему, о чем мечтают его дети.
Проводится игра «Осьминожки».
Много животных обитает в водах океана, среди них весёлые Осьминожки, которые любят погреться на каменном пляже и помечтать. Отгадайте, какие мечты у каждого из них?
Материал: Полоски различных цветов. Сначала раздают по одной полоске, затем по две. Положите осьминожку на свою дорожку. Если ребёнок взял жёлтую полоску он может сказать, что осьминог лёг на жёлтую полоску и мечтает стать песочком.
Воспитатель: Ну, наконец-то, осьминог нас отпустил, поплыли дальше. Смотрите, ребята, опять препятствие, корабль хотят захватить пираты.
Но, нам повезло, их предводитель очень любит сказки, если мы сейчас придумаем сказку, пираты не будут брать никого в плен. Давайте покажем, как мы можем придумывать интересные сказки. Начинает воспитатель, дети по очереди продолжают дальше. Главное - научить детей ориентироваться на предыдущего рассказчика.
Преобразовываем известную сказку, заменяем какие-то персонажи, Соединяем события из различных сказок. Соблюдаем логику развития сюжета. Здорово, вы-настоящие сказочники, даже морским пиратам понравилось сказка, и они нас отпустили.
Воспитатель: Поплыли дальше, видите вдалеке остров, будем выходить на берег! Ой, его нет на карте, значит мы первооткрыватели, давайте его назовём.
Физкультминутка «Чунга-Чанга».
Воспитатель: Отдохнули, повеселились, пора отправляться в путь Ребята! Полундра! Наша собачка за бортом, её может съесть акула! Посмотрите, рядом рыба-меч, рыба-конёк, рыба-светлячок. Какая первая рыба увидит щенка? Какая быстрее домчит до корабля? На какой рыбе удобно сидеть и почему? Ну вот, мы спасли нашего щенка. Посмотрите, вот и наш детский сад, мы преодолели много трудностей, спаслись от огромного осьминога и от свирепых пиратов, открыли новый остров и не дали погибнуть нашей собачке. Друзья, вы настоящие морские львы!
Эта методика помогает развить многообразное видение ребёнком предметного мира, развивает абстрактное мышление.