ЗАДАЧИ: |
Образовательный аспект: изучить строение, типы и географию вулканов, познакомить с причинами и последствиями извержений вулканов, гейзерами и работой сейсмологических служб.
Развивающий аспект: научить сравнивать типы вулканов по рисункам учебника, отмечать на контурной карте действующие и потухшие вулканы.
Воспитательный аспект: воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, аккуратности при выполнении работы, уважения к ответам одноклассников, умения высказывать своё мнение. |
УУД: |
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: |
Предметные: Знать причины возникновения вулканов. Знать правило оформления материала в тетради. Уметь различать типы движения земной коры. Уметь составлять схему к рисунку, используя связь целого и частей.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение
Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
|
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: |
Землетрясение, эпицентр, очаг, вулкан, гейзер. |
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: |
Сейсмология, вулканология. |
РЕСУРСЫ: |
Основные: Учебно-методический комплекс: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева - учебник «География. Землеведение» 5– 6 класс М. «Дрофа» 2012г.; В.П.Дронов, Л.Е.Савельева – рабочая тетрадь «География. Землеведение» 5 кл. М. «Дрофа» 2012 г.; Летягин А.А. - атлас «Начальный курс географии» 5 кл. Аст–пресс 2013 г.; Летягин А.А. – контурные карты «Начальный курс географии» Аст–пресс 2013 г.;
Дополнительные: Презентация «Вулканизм», тестовые задания, ресурсы Интернет. |
СТРУКТУРА УРОКА |
1. Актуализация знаний
Цель: обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели, определение задач, планирование учебно-познавательной деятельности. |
Деятельность учителя:
1. Демонстрирует сюжет извержения вулканов.
- Что мы будем изучать на уроке?
2. Задает вопросы по новой теме, развивая познавательный интерес и инициативу обучающихся.
- Рассмотрите представленные вам изображения вулканов.
- Что это такое?
- Как выглядят извержения вулканов?
- Чем извержение вулкана опасно для человека? |
Деятельность обучающихся:
Рассматривают представленные материалы, формулируют тему урока, анализируют строение, формы, размеры вулканов. Вступают в диалог о том, что такое вулканы. Определяют основные понятия урока (вулкан, извержение вулкана, что такое вулканизм) |
2. Создание проблемной ситуации
Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. |
Деятельность учителя:
1. Демонстрирует фотографии, рисунки, схемы.
2. Задает вопросы:
- Причины извержения вулканов?
- Каково строение вулканов?
- По каким признакам определяется начало извержения вулкана?
- Что лава и как она образуется?
- Какие существуют виды вулканов?
- Что такое гейзеры? |
Деятельность обучающихся:
Рассматривают рисунки, фотографии, вспоминают определения «вулкан», «магма», «виды движения земной коры». Высказывают своё мнение строении вулкана. Предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения о строении и видах вулканов и гейзеров. |
3. Целеполагание
Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности. |
Деятельность учителя:
1. Формулирует и записывает учебную задачу: «Виды вулканов».
2. Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем о вулканах и ответы фиксирует на доске в виде схемы.
- Что такое действующие вулканы?
- Что такое потухшие вулканы?
- Знаменитые вулканы России и мира?
- Есть ли вулканы в Башкортостане? |
Деятельность обучающихся:
Записывают задачу в тетрадь, высказывают свои мнения, заполняют схему. Высказывают предположения о строении вулканов.
|
4. Планирование
Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал. |
Деятельность учителя:
1.Раздает фотографии и рисунки вулканов и гейзеров, – формирует группы сменного состава по названию объекта.
2. Раздает текст (материал приложения).
3.Раздает инструкции к групповой работе. |
Деятельность обучающихся:
Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции.
Инструкция:
Общая часть для всех групп
1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.
2. Прочитайте текст.
3. Назовите его.
Составьте план текста.
1 группа:
- Пользуясь описанием строения вулкана, дайте характеристику его частей.
- Охарактеризуйте различные виды вулканов, изображенных на рисунках.
2 группа:
- Изобразите в виде схемы процесс образования гейзеров.
- Какие условия необходимы для образования гейзеров?
3 группа:
- Сформулируйте и запишите определение “вулкан – это..”.
- Какие условия необходимы для извержения вулкана? |
5. Открытие новых знаний
Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения. |
Деятельность учителя:
1. Заслушивает командиров групп с результатами работы. Просит командира назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения.
2. Проводит рефлексию деятельности в группах.
- Сформулируйте цель, стоявшую пред вами.
- Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.
- Решите, какие действия нужно оставить, а какие изменить.
3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к схеме, составленной ранее.
4. Структурирует материал в виде контурной карты. |
Деятельность обучающихся:
Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение, рефлексия деятельности в группе, нанесение на контурную карту расположение вулканов.
|
6. Применение новых знаний
Цель: применить знания в новой ситуации |
Деятельность учителя:
Предлагает выполнить задания:
1. Сравнить действующие и потухшие. Выявить черты сходства и различия.
2. Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
4. Подводит итог по решению основной задачи урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и обучающихся, предложивших наиболее верные ответы. |
Деятельность обучающихся:
Выполняют задание.
Выполняют задание в парах и затем обсуждают.
Отвечают на основной вопрос урока: Что такое вулканизм?, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения. |
7. Диагностика результатов урока (рефлексия)
Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. |
Деятельность учителя:
1.Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?
2.Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание. |
Деятельность обучающихся:
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности:
- Какую цель ставили?
- Достигли ли цели?
- Какая тема урока была?
- Чему научились на уроке.
- Оцените свою деятельность на уроке 10-балльной системе |
Домашнее задание |
§26 стр. 98-103 прочитать, вопросы 1-6, ответить устно.
Практическое задание: « Продолжить заполнение контурной карты стр. 8–9.
Выполнить задания № 34–37 стр. 62–63. в рабочей тетради. |