Урок математики в 3-м классе по теме "Доли"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: математика


Тип урока: «Открытие новых знаний» с использованием системно-деятельностного подхода.

Цель: первичное знакомство с понятием «доля», учить называть, записывать, сравнивать доли; закреплять знание таблицы умножения.

Задачи:

  • Сформировать представления о доли числа, учить определять долю числа, записывать доли, познакомить с термином «доля», научить сравнивать доли.
  • Развивать внимание, логическое мышление, приёмы сравнения, умение анализировать, делать выводы, развивать математическую речь, память.
  • Воспитывать активность, любознательность, интерес к изучению математики.

Формируемые УУД:

познавательные УУД: формировать представления учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;

метапредметные:

  • регулятивные УУД: развивать умениеопределять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу, выдвигать гипотезы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения, слушать и понимать речь других;
  • личностные УУД: развивать память, логическое мышление, воображение, внимание, речь, аккуратность, наблюдательность, обобщить жизненный опыт учеников;
  • коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины.

Оборудование:

  • Для учителя: учебник М.И.Моро «Математика» 3 класс часть 1.
  • Для обучающихся: карточки с заданиями и фигурами, карточки для рефлексии.

План урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
  2. Актуализация знаний. Устный счет.
  3. Постановка проблемной ситуации. Определение темы урока.
  4. Открытие новых знаний.
  5. Знакомство с новой темой.
  6. Первичное закрепление материала.
  7. Выполнение тренировочных упражнений.
  8. Итог урока.
  9. Рефлексия учебной деятельности.
  10. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Глубоко вдохните и выдохните.

- Вдохните в себя чистоту сегодняшнего утра, выдохните все неприятности и обиды.

- Пусть ваш организм будет здоровым, душа – чистой, настроение – хорошим, а ум – светлым.

- Я желаю вам успехов на сегодняшнем уроке.

2. Актуализация знаний

Устный счет.

  • Увеличить 4 в 8 раз.
  • Уменьшить 49 в 7 раз.
  • Во сколько раз 7 меньше 21.
  • На сколько 36 больше 9.
  • От пристани отплыли 6 лодок. На каждой лодке было по 4 весла. Сколько вёсел было на этих лодках?
  • В классе 30 учеников. 2 ученика больны. Остальные дети разделились на равные группы по 4 человека для участия в праздничных конкурсах. Сколько групп получилось?

Проверка: 32, 7, 3, 27, 24в., 7г.

- Сколько заданий решили? (6)

- Сколько решили задач? (2)

- Сколько решили выражений? (4)

- Во сколько раз больше решили выражений, чем задач? (в 2 раза)

- На сколько меньше решили задач? (на 2)

Решение геометрических задач.

- Заполнить таблицы. Приложение 1.

Проверка: 5 см, 2 мм, 12 дм, 1 см.

Одновременно учащиеся объясняют, какими формулами пользовались для нахождения длин сторон прямоугольников, площади.

- Запишите числа из таблиц (без наименований) в порядке увеличения.

Проверка: 1, 2, 5, 12.

- Подставьте буквы к числам.

3. Постановка проблемной ситуации. Определение темы урока

- Какое слово получилось?

- Сформулируйте тему урока.

- Какие вопросы можно задать по этой теме?

(Примерные вопросы: Что такое доля? У чего может быть доля? Как называются доли? Какие бывают доли?)

4. Открытие новых знаний

Дидактическая игра «Да-нет».

Приложение 2.

- Рассмотрите фигуры. Я буду давать вам высказывания: если высказывание верное – вы киваете головой, если высказывание неверное – садитесь на корточки.

Высказывания:

  • На рисунке изображены окружности. (Квадраты)
  • На рисунке изображено 5 квадратов. (3)
  • Все квадраты – прямоугольники. (Да)
  • У квадрата все стороны равны. (Да)
  • Все квадраты имеют разную площадь. (Одинаковая площадь)
  • Площадь квадратов можно сравнить на зубок. (На глазок)

Деление квадратов на равные части.

Проведите в квадратах отрезки так, чтобы:

- в первом квадрате получились 2 одинаковых треугольника;

- во втором квадрате получились 4 одинаковых треугольника;

- в третьем квадрате получились 8 одинаковых треугольника.

Учитель выполняет эту работу на доске, после объяснения учащихся.

- Сколько отрезков провели в каждом квадрате?

5. Знакомство с новой темой

Введение понятия «доля».

- Что мы сделали с квадратами? (Разделили на части)

- Каждая часть называется доля. Сколько долей в 1 квадрате? Во 2 квадрате? В 3 квадрате?

- Что такое доля?

Название долей.

- Закрасьте по 1 доле в каждом квадрате.

- Каждая доля имеет своё имя (подписать под квадратами):

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

(одна вторая)

 

 

 

(одна четвёртая)

 

 

 

(одна восьмая)

 

 

- Как вы думаете: от чего зависит название доли?

- Что обозначает цифра над чертой и цифра под чертой?

Сравнение долей.

- Сравните размер долей.

- От чего зависит размер доли?

Вывод: чем больше по количеству долей, тем меньше по размеру доля.

6. Первичное закрепление материала

Выполнение задания по учебнику: с. 92, №2 (назвать доли, сравнение долей).

Доли в жизни человека.

- Как можно назвать одну восьмую долю (с. 92, №2)? (Долька.)

- Когда мы употребляем это слово? (Когда делим апельсин, мандарин.)

- Что в жизни мы делим на доли? (Торт, пирог, яблоко…)

- Что такое доля?

7. Выполнение тренировочных упражнений

Выполнение заданий по учебнику:

- С. 92, № 1 (2): начертить квадрат, разделить на доли, закрасить 1 долю.

Почему доля называется одна двенадцатая?

- С. 93 № 8.

  • Одинаковые ли фигуры на рисунке?
  • Назовите закрашенные доли?
  • Назовите самую маленькую долю, самую большую долю?
  • Кто из девочек какую долю закрасил?

8. Итог урока

- Что такое доля?

- От чего зависит название доли?

- От чего зависит величина (размер) доли?

9. Рефлексия учебной деятельности

Приложение 3.

- Достаньте из конвертов карточки и оцените свои умения.

10. Домашнее задание

С. 93, №7, задача под чертой.