Технология мастерская как средство формирования компетентностей школьников в курсе биологии

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: технология Мастерских


В условиях модернизации образования особое значение приобретает реализация в процессе обучения в массовой школе новых педагогических технологий, ориентированных на профессиональное и личностное развитие обучающихся. К таким технологиям относится мастерская, посредством которой учитель реализует возможности интегрированного обучения, достигая цели образования комплексно.

Термин «мастерская» появился в российском образовании в 1990 году. Мастерская представляет собой новый способ организации деятельности учащихся в учебной группе и отличается от традиционных форм занятий по способу руководства познавательной деятельностью обучающихся, функциями педагога (мастера), по способу отношений между педагогом и учениками, учеников друг с другом (субъект-субъектные отношения). В педагогической мастерской Мастер (учитель) не передает свои знания и умения, а лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, в котором участвуют совместно как ученики, так и учитель. Закон мастерской: «делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта».

Мастерская получила свое название оттого, что школьники самостоятельно добывают и обрабатывают предметные знания и умения. В ходе мастерских школьники также обучаются осознавать свои различные психические состояния и учатся управлять ими. Основные идеи мастерских состоят в том, чтобы создать условия обучающимся для индивидуального выражения идеи и ее развития, как в индивидуальной, так и в групповой работе. В мастерских у школьников развивается креативное мышление, воображение. У детей развивается мотивация и познавательный интерес к предмету биология. Открывая истины самостоятельно, ученики лучше их запоминают и используют в различных жизненных ситуациях. У обучающихся развиваются умение и желание сотрудничать при выполнении коллективной творческой деятельности. Идет становление позитивной, адекватной Я-позиции, формируется ответственность за результаты своей деятельности. В работе каждой мастерской используется особый алгоритм, он может изменяться от содержания, но всегда присутствует.  

Рассмотрим алгоритм мастерской построения новых знаний на этапах урока биологии в 8 классе по теме «Дыхание. Значение дыхания для организма человека».

Сначала «индуктор» - это начало, мотивирующее творческую деятельность каждого ученика. Это задание вокруг слова, понятия, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для учеников, в чем-то загадочное, но обязательно личное. Так, на данном уроке учитель предлагает ученикам ассоциативный ряд, состоящий из фактов, подсказок и рисунков. Предлагается отгадать опорные слова-подсказки, которые помогут сформулировать тему урока. Для этого учащиеся знакомятся со слайдами.

Работа с материалом – текстом, красками, звуками, моделями и др. Это «деконструкция» - превращение материала в «хаос, смещение явлений, слов, событий. На данном этапе учитель предлагает осмыслить имеющиеся знания и жизненный опыт при работе с «закрытым» текстом (пропущены ключевые слова, которые надо вставить), который появляется на интерактивной доске. После проверки ответов учеников и выделение их цветным маркером оказалось, что варианты ответов неоднозначны, некоторые ответы были спорными и, наконец, сомнительными. Ученики понимают, что их знания по теме недостаточные, нужно получить дополнительную информацию по теме урока и вернуться к тексту, чтобы исправить возможные ошибки в нем.

Затем следует «реконструкция» - создание нового мира: текста, рисунка, закона, опоры. Например, учитель сообщает, что данный урок можно назвать уроком четырех фактов. Ученикам предлагается объединиться в четыре команды для совместной работы и получить пакеты-задания. Каждая группа работает с заданиями в течение 10 минут, после чего демонстрирует результаты свое деятельности в виде опоры на интерактивной доске, сопровождая ее необходимыми пояснениями. Пример пакета-задания для одной из групп. «Известен следующий факт: африканские студенты, обучающиеся в России, болеют простудными заболеваниями в 2-3 раза чаще, чем российские студены. Рассмотрите фотографии студентов разных рас и объясните данный факт. Какой нос «выгоднее», длинный или короткий, при каких условиях, почему? Почему курильщики болеют простудными заболеваниями чаще, чем не курящие люди? Сформулируйте правила на тему «Если хочешь быть здоров…», то 1) Всегда дыши … 2) Жилище …. 3) Веди …» В пакете также имеются рисунки-образы для визуального ряда и для создания опоры на интерактивной доске: фотографии рас европеоидной и негроидной; строение носовой полости и циркуляция воздуха в ней; дети, занимающиеся лыжным спортом; дети, которые дышат через нос и дышат ртом, схема содержания болезнетворных микробов в воздухе проветренном и непроветренном помещении.

Следующий этап урока – соотношение своей деятельности с деятельностью остальных - «афиширование». Это работа в малой группе, представление промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда на уроке. Таким образом, первичная социализация своего творчества происходит в малой группе, а основная перед всем классом. Здесь необходимо соблюдать принцип добровольности. Если кто-то из учеников на желает сегодня представлять свою работу, то он должен иметь право этого не делать. Итак, ученики-представители групп демонстрируют результат своей работы: созданы опоры на интерактивной доске с помощью рисунков-образов, опорных слов, происходит устная защита созданного продукта. Ребята формулируют и обсуждают правила «если хочешь быть здоров…». Остальные – выслушивают, делают соответствующие записи в рабочих тетрадях, формулируют уточняющие вопросы выступающим. В ходе защиты всех четырех опор, на интерактивной доске и в тетрадях обучающихся получается единый план строения и значение системы дыхания для организма человека.

«Разрыв» - это озарение, новое видение предмета, подход к новому осознанию явления. Появляется информационный запрос, у каждого свой. На данном уроке учитель предлагает вернуться к тексту, с которого начинался  урок  и исправить допущенные ошибки в нем. Ученики озвучили вопросы, которые возникли у них в ходе урока, вот некоторые из них: как помочь человеку, если он подавился?, можно ли тренировать легкие? Изучить зависимость заболеваниями ОРВИ от длины носа среди школьников, как можно формировать дикцию, если хочешь работать на радио?

«Рефлексия» - этап самоанализа. Не оценочные суждения, а анализ движения собственной значимости и уважение к неповторимости другого. Ученики возвращаются к проблеме урока – почему дыхание является жизненно необходимым процессом. Для осознания изученного учебного материала учитель просит продолжить фразы:

  • на уроке я сумел…;
  • у меня получилось впервые …;
  • я понял, что …; 
  • мне захотелось больше узнать о …

Ученики рассказывают о своих чувствах, которые возникли у них в процессе работы. Это важный момент мастерской и поэтому мастерские можно назвать не только педагогическими, но и психологическими.

Таким образом, технология проектирования учебных занятий педагогических мастерских – это эффективный метод личностно-ориентированного обучения, повышающий уровень самостоятельности учеников, их творческой активности, а также является средством, способствующим существенной дифференциации и индивидуализации процесса обучения.

Литература

  1. Белова Н.И., Наумова Н.Н. Экология в мастерских: методическое пособие [текст]/ Н.И.Белова, Н.Н.Наумова. - СПб.: «Паритет», 2004. - 224с.
  2. Котряхов Н.В., Агафонова Е.А., Гют Л.В., Щинова Р.А. Деятельностный подход к педагогическому процессу в современной школе: методические рекомендации с разработками уроков [Текст] / Н.В.Котряхов, Е.А.Агафонова, Л.В.Гют, Р.А.Щинова. – Киров: Изд-во ООО «ВЕСИ», 2014. - 112 с.
  3. Русских Г.А. Новая технология обучения. Педагогическая мастерская [текст] //биология в школе, 2003. - №6.- с. 25-33
  4. Степихова В.А. Педагогические мастерские в опыте учителей: методическое пособие [текст]/ В.А.Степихова. - СПб.: СПбГУПМ, 2002. - 119с.