Рассматривая ролевую игру с методической точки зрения, то в её течении можно выделить три этапа.
- первый этап в ролевой игре это мотивация: предлог для игры, разделение ролей и поручений для наблюдения.
- следующий этап, это этап действий: непосредственно сама игра.
- заключительный этап- рефлексия (подведения итогов): опрос и дискуссия-обобщение.
Хотя ролевая игра должна проходить как можно свободнее, учитель все же не должен отказываться от подобранного методического построения игровых действий, т.е., от детального построения учебного процесса. Обязательным условием считается то что учителю следует во время проведения самой игры уйти на задний план и не вмешиваться в ход игры без необходимых на то причин.
У ролевой игры должно быть соответствующее логичное о подходящее начало и завершение. Любой процесс работы с игрой состоит из двух равнозначных по важности частей - непосредственно игры и ее обсуждения (рефлексии), и они должны быть обращены на усвоение правовых средств прямо в ходе игровых занятий. Таким образом, игра должна быть выстроена так, чтобы предоставить школьникам шанс встретиться с препятствием, призывающим использование правовых средств. Следует отметить особенности позиции педагога в занятиях с использованием данных игр. Со стороны эти занятия очень схожи с телевизионными шоу, где есть ведущий, зрители и непосредственные участники того или иного игрового действия, но на этом сходства исчерпывается. Ведущий данных занятий (а это, по общему правилу, учитель) формирует пространство учебного действия, которое подразумевает определённый состав:
- сюжет, персонажи и сценарий игры;
- игровые ситуации, где происходит борьба за ставки в игре и столкновение различных позиций, реализуемых персонажами;
- групповая рефлексия (обсуждение) игровых ситуаций.
Перед началом самой игры участники должны уяснить и исполнять правила поведения тех или иных действующих лиц в сценарии. Судья должен вершить правосудие, адвокат защищать интересы подзащитного, полицейский заниматься охраной общественного порядка и т.д.
Первый уровень игрового занятия, ход которого должен быть проработан ведущим, составляет сюжет и персонажи игры. Ход любого занятия исходит от исполнения учениками сцен ролевой игры, но не должен сводится к данному исполнению. Ролевые игры по обучению праву должны обладать четко выраженным характером "борьбы" сторон, потому что изображаемый конфликт должен моделировать обстановку, требующую употребление правовых средств для ее разрешения и их освоения.
Ко второму уровню относится непосредственно сама игра, в ходе которой осуществляется борьба за ставки в ней. Непосредственно на данном уровне разворачиваются и моделируются реальные конфликты. Ставки направленны на то чтобы отражать борьбу правового и неправового начал в условиях социального взаимодействия.
Список использованных источников
1.Жигулина, Г.А. Интерактивные приемы в преподавании истории, обществознания и права / Г.А.Жигулина. // Право в школе. - 2014. - №1.- С.22-28.
2.Кашанина, Т.В. Методическое пособие по курсу "Основы права" / Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин. - М.: Вита-Пресс, 2013. –192 с.
3. Кулапов, М.Н. Практикум: ролевые и деловые игры / М.Н.Кулапов. - М.: Экзамен, 2003. – 126 с.
4. Морозова, С.А. Методика преподавания права в школе / C. А.Морозова. - М.: Новый учебник, 2012. – 487 с.
5. Певцова, Е.А. Основы правовых знаний / Е.А.Певцова. - М.: Владос, 2012. – 234 с.
6. Певцова, Е.А. Правовое обучение - основа правового воспитания / Е.А.Певцова. // Учитель. – 2004. - №1.- С.45-47.
7. Право человека. Книга для учителя - М: Молодежный Центр прав человека и правовой культуры, 2001. – 125 с.
8. Суворова, Н.Г. "Основы правовых знаний".8-9 кл. Пособие для учителей. Серия "Основы правовых знаний". - 2-е изд. перераб. / Н.Г. Суворова. - М.: ЗАО изд-во "Вече", 2003. – 592 с.
9. Правовое образование в школе: концепция, стандарты, программы. - М.: Новый учебник, 2003. – 64 с.