Предмет: русский язык.
Класс: 3 класс.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Основные цели:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по заданной теме.
- Развивать умение конструировать предложения.
- Повторить знания о связи слов в словосочетании, предложении, тексте.
- Развивать умение находить в предложении пары слов (словосочетания), работать с текстом.
- Развивать речь учащихся, воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование:
- Демонстрационный материал:
- Д-1 Девиз урока;
- Д-2.
- Раздаточный материал:
- Р-1 Карточки для работы в парах на этапе актуализации (алгоритм определения рода имени существительного).
Ход урока
I Мотивация к учебной деятельности
- Девизом к сегодняшнему уроку предлагаю слова немецкого писателя и философа Иоганна Гёте. Прочитайте их.
СЛАЙД 1. Презентация
- Как вы понимаете смысл этих слов?
II Актуализация знаний
- Запишите слова в строчку через запятую.
1 П Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветраназывают (погода)
2 Р Здесь кормушки для пернатых приготовили (ребята)
4 Д Рыбам зиму жить тепло. Крыша – толстое стекло. (лед)
5 Л Ты весь мир обогреваешь, ты усталости не знаешь. Улыбаешься в оконце и зовут тебя все... (солнце)
7 Ж Клубочки из снега, которыми лучше играть в варежках ... (снежки)
9 Н Льется речка – мы лежим. Лед на речке – мы бежим. (коньки)
Проверьте слова по образцу. СЛАЙД 2
Погода, ребята, лед, солнце, снежки, коньки.
- Что общего у всех этих слов? (Существительные)
- По каким признакам можно разбить эти слова на группы?
1 Одушевленные и неодушевленные.
2 По орфограммам (безударные гласные проверяемые ударением, непроверяемые ударением, парные согласные, непроизносимые согласные)
Мы еще вернемся к записанным нами словам.
СЛАЙД 3
Выпишите:
- Из первого слова первую букву
- Из второго слова первую букву
- Из третьего слова букву проверяемого парного согласного
- Из четвертого слова букву непроизносимого согласного
- Из пятого слова букву проверяемого парного согласного
- Из шестого слова букву непарного звонкого согласного
Прдлжн
- Чего не хватает? Какие буквы надо вставить? (Гласные)
еоеие
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
- Запишем эти гласные продолжая закономерность безотрывно до конца строки.
еоеие
III Самоопределение к деятельности
- О чем пойдет речь на нашем уроке? (О предложении)
предложение |
|
- Что вы уже знаете о предложении?
(Это группа слов, связанных по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. В предложении может быть одно слово. В предложении есть главные и второстепенные члены. Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. Подлежащее – это то, о чем или о ком говорится в предложении. Сказуемое – это то, что говорится о подлежащем. Предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные. По цели высказывания – повествовательные, побудительные, вопросительные. Начало предложения пишется с большой буквы, в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак).
Учебник с. 86.
- Соотнесем свои высказывания с информацией, которую нам предлагает учебник.
- Продолжите логическую цепочку влево и вправо.
словосочетание | предложение |
текст |
- Чем будем заниматься на уроке? (Вспомним, что такое П С Т. Будем составлять словосочетания, предложения, тексты)
IV Работа по теме урока
1 Повторение
- Словосочетания - это тема нашего предыдущего урока.
- Что такое словосочетание?
(Это два или несколько слов связанных между собой по смыслу)
- Для чего служит словосочетание?
(Для более точного, чем слово называния чего-либо)
- Можно ли назвать словосочетанием подлежащее и сказуемое?
(Нет. Подлежащее и сказуемое образуют предложение, которое служит для сообщения. А словосочетание, как слово, служит для называния предметов, действий, но более точного)
2 Работа в парах
- Какие предложения у вас получились? Прочитайте.
Прочитайте предложение. Снег кружится и падает. Составьте и запишите словосочетания. Снег (какой?) ____________________ Кружится (где?) _____________________ Падает (как?) ________________________ Падает (куда?) _______________________ Распространите данное предложение, используя получившиеся словосочетания. Запишите предложение в тетрадь. |
- Что такое текст?
(Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Текст можно озаглавить. У текста есть тема и главная мысль. Тексты бывают трех типов: описание, сообщение, рассуждение. Тексты бывают художественные и научные. У текста есть начало, середина, концовка. По тексту можно составить план)
3 Составление текста и запись в тетрадь.
СЛАЙД
Из слов каждой строчки составьте предложение. Запишите. Подберите название к получившемуся тексту.
земля, голая, промерзла |
СЛАЙД
Проверьте ваш текст. Как вы его озаглавили?
________________
Голая земля промерзла. К вечеру потеплело. В воздухе закружились крупные снежинки. Их становилось все больше. Снег повалил хлопьями.
- Мы составляли и записывали много красивых предложений и текстов про осень. И вот она подходит к концу. Птицы улетели, деревья сбросили свою листву. Природа готова к зиме. А вы ждете зиму? Какой вы хотите, чтобы она была?
СЛАЙД
Зима
Волшебница, чародейка, красавица, зимушка, гостья.(Какая?) - сказочная, белоснежная, веселая, сверкающая, искрящаяся, морозная, снежная, долгожданная.
Снег (какой?) — белый, холодный, пушистый, липкий, искрящийся.
Ветер зимой (какой?) — колючий, холодный, сильный, северный.
Воздух зимой (какой?) — свежий, морозный, холодный.
Лёд (какой?) — скользкий, блестящий, зеркальный, хрустальный.
Погода зимой (какая?) — морозная, снежная.
Лес (какой?) - сказочный, чудесный, красивый.
Небо (какое?) – ясное, голубое, похоже на бескрайнее море.
Мороз (какой?) – колючий, жгучий, трескучий. Трещит, пронизывает
Снежинки (какие?) – узорчатые, ажурные, искрящиеся, летящие, волшебные
Не стоит забывать о метафорах, сравнениях и олицетворении.
(Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.Дождь – слезы неба)
Эпитет - красочное прилагательное, один из основных приемов в литературе. Красно солнышко, черемуха душистая, волнистые туманы, печальные поляны.
Олицетворение – стекла заплакали, буря стонет, природа отдыхает)
4 Работа в группах
- Поэты и писатели, создавая свои произведения, очень тщательно работают над словом, подбирают красочные слова и выражения, чтобы нарисовать яркую картину зимы.
Попробуем и мы создать небольшие тексты – зимние зарисовки. Для этой работы у вас есть заготовка. Вы должны дополнить уже напечатанные предложения, подобрав точные, выразительные слова.
1 группа
Составить связный текст из неполных предложений.
Тихо в _____________ лесу. Снегопад замёл___________ следы. Вот из сосняка раздался _____________перестук. Это _______________ дятел трудится над ____________ шишкой. _____________ умелец загнал шишку в расщелину ___________ сосны. Дятел ____________ разбивал шишку клювом и доставал _______________ семена.
Слова для справок: зимнем, лесные, знакомый, пёстрый, сосновой, красногрудый, сухой, старательно, вкусные.
Тихо в зимнем лесу. Снегопад замёл лесные следы. Вот из сосняка раздался знакомый перестук. Это дятел трудится над сухой шишкой. Пёстрый умелец загнал шишку в расщелину сухой сосны. Дятел старательно разбивал шишку клювом и доставал вкусные семена.
2 группа
Ночью выпал ___________ снег. Он ___________ и __________. Снег украсил двор. На ___________ берёзке и дубках _____________ хлопья. Надеваю __________шубу, ___________ шапку, варежки и бегу на улицу. У крыльца _______ сугроб. Беру ___________ лопатку и чищу дорожку. Под снежком ____________ лёд.
Слова для справок: первый, мягкий, пушистый, тонкий, снежный, тёплый, меховой, маленький, деревянный, гладкий.
Ночью выпал первый снег. Он мягкий и пушистый. Снег украсил двор. На тонкой березке и дубках снежные хлопья. Надеваю теплую шубку, меховую шапку, варежки и бегу на улицу. У крыльца маленький сугроб. Беру деревянную лопатку и чищу дорожку. Под снежком гладкий лед.
3 группа
Зимой лес ___________и __________. Деревья стоят в ____________убранстве. Особенно ____________березка. Ее наряд похож на ______________платье. Нарядила зима сосны и ели в __________ снеговые шубы, __________ варежки на ветки надела.
Слова для справок: снеговые, чудесный, красива, сказочный, праздничном, свадебное, пуховые.
Зимой лес чудесный и сказочный. Деревья стоят в праздничном убранстве. Особенно красива березка. Ее наряд похож на свадебное платье. Нарядила зима сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, пуховые варежки на ветки надела.
4 группа
Подул морозный северный ветер, и снежинки, как белые бабочки закружились в воздухе и мягким ковром легли на землю. В небе кружатся легкие причудливые снежинки. Мягкий пушистый снег устилает дорожки деревни. Выросли большие сугробы, похожие на маленькие горы. Везде лежит белый пушистый снег.
5 группа
С приходом _____________ зимы в лесу всё изменилось. Заснул в ________ норе барсук. Под ____________ кочкой уснула до весны гадюка. _________ куропатка сменила __________ ___________ одежду на ___________. ____________ шубку надел горностай. Только ___________ кончик хвоста выдаёт _____________ зверька.
Слова для справок: долгожданный, глубокий, моховой, белый, летний, пёстрый, зимний, белый, чёрный, проворный.
6 группа
- Какие перемены происходят в жизни лесных жителей с наступлением зимы?
Помощь _____________ друзьям
Наступила _________ зима. Снег укрыл всё ___________ покрывалом. Стоит __________ мороз. В __________ пору птицам приходится трудно. Ребята сделали ______________ кормушку для ____________ друзей и повесили её на _____________ берёзе. Первыми отыскали птичью столовую ______________ синицы. Вот прилетела _____________ стайка воробьёв. За ними ____________ снегири.
Слова для справок: холодный, белый, сильный, зимний, небольшой, пернатый, старый, ловкий, шумный, важный.
V Рефлексия
- Встаньте в круг. Вспомните девиз нашего урока. Покажите руками, насколько вы сегодня прикладывали усилия.
VI Домашнее задание
На выбор:
- Упр. № 141.
- Составить текст о зиме.
- Найти стихотворения Тютчева, Фета, Бунина, Пушкина о зиме.