Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Предложение". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, предложение


Предмет: русский язык.

Класс: 3 класс.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Основные цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по заданной теме.
  2. Развивать умение конструировать предложения.
  3. Повторить знания о связи слов в словосочетании, предложении, тексте.
  4. Развивать умение находить в предложении пары слов (словосочетания), работать с текстом.
  5. Развивать речь учащихся, воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование:

  • Демонстрационный материал:
    • Д-1 Девиз урока;
    • Д-2.
  • Раздаточный материал:
    • Р-1 Карточки для работы в парах на этапе актуализации (алгоритм определения рода имени существительного).

Ход урока

I Мотивация к учебной деятельности

- Девизом к сегодняшнему уроку предлагаю слова немецкого писателя и философа Иоганна Гёте. Прочитайте их.

СЛАЙД 1. Презентация

- Как вы понимаете смысл этих слов?

II Актуализация знаний

- Запишите слова в строчку через запятую.

1 П Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветраназывают (погода)

2 Р Здесь кормушки для пернатых приготовили (ребята)

4 Д Рыбам зиму жить тепло. Крыша – толстое стекло. (лед)

5 Л Ты весь мир обогреваешь, ты усталости не знаешь. Улыбаешься в оконце и зовут тебя все... (солнце)

7 Ж Клубочки из снега, которыми лучше играть в варежках ... (снежки)

9 Н Льется речка – мы лежим. Лед на речке – мы бежим. (коньки)

Проверьте слова по образцу. СЛАЙД 2

Погода, ребята, лед, солнце, снежки, коньки.

- Что общего у всех этих слов? (Существительные)

- По каким признакам можно разбить эти слова на группы?

1 Одушевленные и неодушевленные.

2 По орфограммам (безударные гласные проверяемые ударением, непроверяемые ударением, парные согласные, непроизносимые согласные)

Мы еще вернемся к записанным нами словам.

СЛАЙД 3

Выпишите:

  1. Из первого слова первую букву
  2. Из второго слова первую букву
  3. Из третьего слова букву проверяемого парного согласного
  4. Из четвертого слова букву непроизносимого согласного
  5. Из пятого слова букву проверяемого парного согласного
  6. Из шестого слова букву непарного звонкого согласного

Прдлжн

- Чего не хватает? Какие буквы надо вставить? (Гласные)

еоеие

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

- Запишем эти гласные продолжая закономерность безотрывно до конца строки.

еоеие

III Самоопределение к деятельности

- О чем пойдет речь на нашем уроке? (О предложении)

предложение

- Что вы уже знаете о предложении?

(Это группа слов, связанных по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. В предложении может быть одно слово. В предложении есть главные и второстепенные члены. Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. Подлежащее – это то, о чем или о ком говорится в предложении. Сказуемое – это то, что говорится о подлежащем. Предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные. По цели высказывания – повествовательные, побудительные, вопросительные. Начало предложения пишется с большой буквы, в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак).

Учебник с. 86.

- Соотнесем свои высказывания с информацией, которую нам предлагает учебник.

- Продолжите логическую цепочку влево и вправо.

словосочетание

предложение

текст

- Чем будем заниматься на уроке? (Вспомним, что такое П С Т. Будем составлять словосочетания, предложения, тексты)

IV Работа по теме урока

1 Повторение

- Словосочетания - это тема нашего предыдущего урока.

- Что такое словосочетание?

(Это два или несколько слов связанных между собой по смыслу)

- Для чего служит словосочетание?

(Для более точного, чем слово называния чего-либо)

- Можно ли назвать словосочетанием подлежащее и сказуемое?

(Нет. Подлежащее и сказуемое образуют предложение, которое служит для сообщения. А словосочетание, как  слово, служит для называния предметов, действий, но более точного)

2 Работа в парах

- Какие предложения у вас получились? Прочитайте.

Прочитайте предложение.
Снег кружится и падает.
Составьте и запишите словосочетания.
Снег (какой?) ____________________
Кружится (где?) _____________________
Падает (как?) ________________________
Падает (куда?) _______________________
Распространите данное предложение, используя получившиеся словосочетания.
Запишите предложение в тетрадь.

- Что такое текст?

(Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Текст можно озаглавить. У текста есть тема и главная мысль. Тексты бывают трех типов: описание, сообщение, рассуждение. Тексты бывают художественные и научные. У текста есть начало, середина, концовка. По тексту можно составить план)

3 Составление текста и запись в тетрадь.

СЛАЙД

Из слов каждой строчки составьте предложение. Запишите. Подберите название к получившемуся тексту.

земля, голая, промерзла
вечеру, к, потеплело
закружились, крупные, воздухе, снежинки, в
больше, их, становилось, все
хлопьями, снег, повалил

СЛАЙД

Проверьте ваш текст. Как вы его озаглавили?

________________

Голая земля промерзла. К вечеру потеплело. В воздухе закружились крупные снежинки. Их становилось все больше. Снег повалил хлопьями.

- Мы составляли и записывали много красивых предложений и текстов про осень. И вот она подходит к концу. Птицы улетели, деревья сбросили свою листву. Природа готова к зиме. А вы ждете зиму? Какой вы хотите, чтобы она была?

СЛАЙД

Зима

Волшебница, чародейка, красавица, зимушка, гостья.

(Какая?) - сказочная, белоснежная, веселая, сверкающая, искрящаяся, морозная, снежная, долгожданная.

Снег (какой?) — белый, холодный, пушистый, липкий, искрящийся.

Ветер зимой (какой?) — колючий, холодный, сильный, северный.

Воздух зимой (какой?) — свежий, морозный, холодный.

Лёд (какой?) — скользкий, блестящий, зеркальный, хрустальный.

Погода зимой (какая?) — морозная, снежная.

Лес (какой?) - сказочный, чудесный, красивый.

Небо (какое?) – ясное, голубое, похоже на бескрайнее море.

Мороз (какой?) – колючий, жгучий, трескучий. Трещит, пронизывает

Снежинки (какие?) – узорчатые, ажурные, искрящиеся, летящие, волшебные

Не стоит забывать о метафорах, сравнениях и олицетворении.

(Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.Дождь – слезы неба)

Эпитет - красочное прилагательное, один из основных приемов в литературе. Красно солнышко, черемуха душистая, волнистые туманы, печальные поляны.

Олицетворение – стекла заплакали, буря стонет, природа отдыхает)

4 Работа в группах

- Поэты и писатели, создавая свои произведения, очень тщательно работают над словом, подбирают красочные слова и выражения, чтобы нарисовать яркую картину зимы.

Попробуем и мы создать небольшие тексты – зимние зарисовки. Для этой работы у вас есть заготовка. Вы должны дополнить уже напечатанные предложения, подобрав точные, выразительные слова.

1 группа

Составить связный текст из неполных предложений.

Тихо в _____________ лесу. Снегопад замёл___________ следы. Вот из сосняка раздался _____________перестук. Это _______________ дятел трудится над ____________ шишкой. _____________ умелец загнал шишку в расщелину ___________ сосны. Дятел ____________ разбивал шишку клювом и доставал _______________ семена.

Слова для справок: зимнем, лесные, знакомый, пёстрый, сосновой, красногрудый, сухой, старательно, вкусные.

Тихо в зимнем лесу. Снегопад замёл лесные следы. Вот из сосняка раздался знакомый перестук. Это дятел трудится над сухой шишкой. Пёстрый умелец загнал шишку в расщелину сухой сосны. Дятел старательно разбивал шишку клювом и доставал вкусные семена.

2 группа

Ночью выпал ___________ снег. Он ___________ и __________. Снег украсил двор. На ___________ берёзке и дубках _____________ хлопья. Надеваю __________шубу, ___________ шапку, варежки и бегу на улицу. У крыльца _______ сугроб. Беру ___________ лопатку и чищу дорожку. Под снежком ____________ лёд.

Слова для справок: первый, мягкий, пушистый, тонкий, снежный, тёплый, меховой, маленький, деревянный, гладкий.

Ночью выпал первый снег. Он мягкий и пушистый. Снег украсил двор. На тонкой березке и дубках снежные хлопья. Надеваю теплую шубку, меховую шапку, варежки и бегу на улицу. У крыльца маленький сугроб. Беру деревянную лопатку и чищу дорожку. Под снежком гладкий лед.

3 группа

Зимой лес ___________и __________. Деревья стоят в ____________убранстве. Особенно ____________березка. Ее наряд похож на ______________платье. Нарядила зима сосны и ели в __________ снеговые шубы, __________ варежки на ветки надела.

Слова для справок: снеговые, чудесный, красива, сказочный, праздничном, свадебное, пуховые.

Зимой лес чудесный и сказочный. Деревья стоят в праздничном убранстве. Особенно красива березка. Ее наряд похож на свадебное платье. Нарядила зима сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, пуховые варежки на ветки надела.

4 группа

Подул морозный северный ветер, и снежинки, как белые бабочки закружились в воздухе и мягким ковром легли на землю. В небе кружатся легкие причудливые снежинки. Мягкий пушистый снег устилает дорожки деревни. Выросли большие сугробы, похожие на маленькие горы. Везде лежит белый пушистый снег.

5 группа

С приходом _____________ зимы в лесу всё изменилось. Заснул в ________ норе барсук. Под ____________ кочкой уснула до весны гадюка. _________ куропатка сменила __________ ___________ одежду на ___________. ____________ шубку надел горностай. Только ___________ кончик хвоста выдаёт _____________ зверька.

Слова для справок: долгожданный, глубокий, моховой, белый, летний, пёстрый, зимний, белый, чёрный, проворный.

6 группа

- Какие перемены происходят в жизни лесных жителей с наступлением зимы?

Помощь _____________ друзьям

Наступила _________ зима. Снег укрыл всё ___________ покрывалом. Стоит __________ мороз. В __________ пору птицам приходится трудно. Ребята сделали ______________ кормушку для ____________ друзей и повесили её на _____________ берёзе. Первыми отыскали птичью столовую ______________ синицы. Вот прилетела _____________ стайка воробьёв. За ними ____________ снегири.

Слова для справок: холодный, белый, сильный, зимний, небольшой, пернатый, старый, ловкий, шумный, важный.

V Рефлексия

- Встаньте в круг. Вспомните девиз нашего урока. Покажите руками, насколько вы сегодня прикладывали усилия.

VI Домашнее задание

На выбор:

  • Упр. № 141.
  • Составить текст о зиме.
  • Найти стихотворения Тютчева, Фета, Бунина, Пушкина о зиме.