Индивидуализация образования на уровне среднего общего образования в условиях сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений Тутаевского муниципального района

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии, Классное руководство

Классы: 10, 11


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет возможность реализации образовательных программ в сетевой форме, а Федеральным проектом «Современная школа» национального проекта «Образование» предусмотрено, что к концу 2024 года не менее чем 70% общеобразовательных организаций будут реализовывать образовательные программы в сетевой форме. Таким образом, организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений направлена на решение ряда целей и задач, стоящих перед современной системой образования сегодня, таких как:

- создание единого образовательного пространства территории для обеспечения качества и доступности образовательных услуг;

- улучшение образовательных результатов;

- расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить социальный опыт, способствующий формированию их мировоззрения;

- повышение эффективности использования имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов.

В Тутаевском муниципальном районе Ярославской области (далее - ТМР) сетевое взаимодействие образовательных учреждений на уровне среднего общего образования реализуется с 2009 года. 10 лет работы показали, что образовательная сеть – очень гибкая, максимально ориентированная на запросы, интересы и потребности обучающихся система, которая предоставляет обучающимся не только право и возможность выбора уровня образовательной программы (базовый или углубленный), выбора учебных предметов и курсов по выбору, но и место их изучения, учителя, не меняя образовательное учреждение, оставаясь обучающимся «своей» школы, оставаясь в «своём» классном коллективе. При этом у учреждений, реализующих основную образовательную программу среднего общего образования (далее - ООП СОО) в сетевой форме на основе договора о реализации ООП СОО в сетевой форме с соответствующими ресурсными центрами сохраняется возможность самостоятельно, в полном объёме реализовывать ООП СОО при наличии образовательного запроса, а также кадровых и финансовых ресурсов. Таким образом, обучающимся всех школ, в том числе и сельских (МОУ Константиновская СШ, МОУ Фоминская СШ, МОУ Чебаковская СШ), предоставляются равные возможности использования ресурсов образования ТМР при формировании индивидуальных учебных планов.

С 1.09.2018 года наша образовательная сеть начала своё функционирование в обновлённом режиме, организуя обучение с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО). Действующая модель образовательной сети разработана в соответствии следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. №413 (с изменениями и дополнениями);

- примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 28.06.2016 г. №2/16-з;

- методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ, письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. №АК2563/05;

- методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, письмо Министерства просвещения РФ от 28.06.2019 г. №МР-81/02вн.

Образовательная сеть ТМР создана для получения высоких образовательных результатов обучающихся на уровне среднего общего образования и разработана с учётом варианта модели «Концентрированная сеть», которая предполагает наличие центров, на базе которых аккумулируются ресурсы.

В 2019-2020 учебном году в образовательную сеть входят десять общеобразовательных учреждений, разной степени включенности в сетевые образовательные события, три из которых являются ресурсными центрами, за которыми закреплены конкретные направления обучения, определённые ФГОС СОО, так МОУ лицей №1 - реализует технологическое направление образования, МОУ СШ №3 - естественно-научное и социально-экономическое направления, а МОУ СШ №6 - гуманитарное направление.

Действующая модель образовательной сети состоит из организационных структур («узлов»), каждый из которых несёт в себе уникальный ресурс, определённый функционал и содержание, не дублируя, а дополняя друг друга:

- Департамент образования Администрации ТМР - Учредитель образовательных учреждений осуществляет контроль за деятельностью образовательных учреждений района в рамках реализации ФГОС СОО;

- Совет сети - коллективный консультативно-совещательным орган управления образовательной сетью, создаётся в целях координации усилий образовательных учреждений, развития и совершенствования сетевой формы образовательного процесса, определяет перспективные направления функционирования и развития образовательной сети, действует на основании Положения о совете сетевой организации образовательного процесса на уровне среднего общего образования в образовательных учреждениях ТМР;

- координатор образовательной сети осуществляет текущее управление, в его обязанности входит координация проведения конкурса для обучающихся 10- х классов школ ТМР для изучения отдельных учебных предметов на углублённом уровне в ресурсных центрах (далее - Конкурс), комплектование сетевых групп и классов, участие в формировании индивидуальных учебных планов обучающихся, составление и корректировка расписания занятий, оперативный контроль посещаемости и успеваемости обучающихся, анализ успеваемости и составление аналитических справок по итогам учебных периодов, информирование образовательных учреждений по текущей ситуации, организация промежуточной аттестации и др.;

- ресурсный центр - образовательная организация, обладающая материальным и кадровым потенциалом для качественной реализации одного или нескольких профилей обучения, утверждённая приказом Департамента образования Администрации ТМР на соответствующий учебный год;

- базовое учреждение - общеобразовательное учреждение ТМР, обеспечивающее в полном объёме освоение обучающимися ООП СОО в соответствии с требованиями ФГОС СОО, в том числе на основе договора о реализации ООП СОО в сетевой форме с соответствующими ресурсными центрами;

- учреждения высшего профессионального и дополнительного образования - социальные партнёры, которые реализуют курсы по выбору, профессиональные пробы, социальные практики, также участвуют в сетевых образовательных событиях;

- МУ ДПО «Информационно-образовательный центр» обеспечивает методическое сопровождение и повышение квалификации педагогов образовательной сети;

- МУ Центр психолого-педагогической, медико-социальной помощи «Стимул» организует и реализует необходимые в рамках профориентационной работы диагностические исследования обучающихся, консультации, профориентационные программы, участвует в сетевых образовательных событиях.

Схема 1. Модель образовательной сети ТМР

Новым элементом сетевого взаимодействия образовательных учреждений становится основная образовательная программа, реализуемая в сетевой форме, которая предполагает включение одного или нескольких учебных предметов, курсов по выбору, профессиональных проб и др. из Муниципального реестра образовательных программ, который формируется ресурсными центрами и базовыми учреждениями в течение учебного года, предшествующего реализации программ в два этапа:

- на I этапе, до 1 января, разрабатываются и проходят экспертизу программы учебных предметов, изучаемых в ресурсных центрах как на углублённом, так и на базовом уровнях;

- на II этапе, до 1 мая, и ресурсными центрами, и базовыми учреждениями разрабатываются и экспертируются программы курсов по выбору, профессиональных проб и т.д.

Все программы рассматриваются и обсуждаются на заседании районного методического объединения учителей-предметников, утверждаются директором соответствующего ресурсного центра и руководителями базовых учреждений, реализующих основную образовательную программу в сетевой форме на основе договора с ресурсным центром. Далее программы, вносятся в Муниципальный реестр образовательных программ и предлагаются обучающимся к выбору.

Схема 2. Механизм сетевого взаимодействия

Таким образом, действующая модель образовательной сети смещает фокус от образовательной среды каждой отдельной образовательной организации в область образовательного пространства района.

В образовательной сети предусмотрены три варианта образовательных маршрутов, в основе которых лежат индивидуальные учебные планы обучающихся:

- маршрут «Сетевой профильный» предназначен для самоопределившихся учащихся, выбравших конкретное направление обучения в соответствующем ресурсном центре;

- маршрут «Сетевой базовый» предназначен для учащихся, которые выбрали универсальный профиль обучения, реализуемый в базовом учреждении, 1-2 учебных предмета и ряд курсов по выбору из Муниципального реестра образовательных программ;

- маршрут «Сетевой индивидуальный» предназначен для учащихся, которым требуется уникальный набор учебных предметов, он формируется также из Муниципального реестра образовательных программ в соответствии с интересами и потребностями школьников.

Основными элементами, представленного выше, механизма сетевого взаимодействия выступают базовые учреждения и ресурсные центры.

Каждое базовое учреждение обеспечивает в полном объёме реализацию ООП СОО (в том числе путём заключения договора с ресурсным центром о сетевой форме реализации ООП СОО). Обучающиеся Базового учреждения осуществляют выбор учебных предметов, которые хотели бы изучать в том числе и в ресурсных центрах, путём участия в Конкурсе, проводимом на основании приказа Департамента образования Администрации ТМР, с учётом действующей муниципальной сетевой модели организации обучения на уровне СОО, в соответствии с Порядком организации Конкурса конкурсными комиссиями соответствующих ресурсных центров. После окончательного формирования индивидуальных учебных планов базовые учреждения заключают дополнительные соглашения к договору о сетевой форме реализации ООП СОО и направляют своих обучающихся в соответствующие ресурсные центры, которые реализуют в отношении указанных обучающихся предусмотренную договором часть основной образовательной программы (оказывают образовательные услуги), осуществляют текущий контроль успеваемости, проводят сессионные испытания и промежуточную аттестацию и т.д. По окончании учебного периода направляют информацию о результатах обучения в базовые учреждения для зачёта освоения соответствующих дисциплин (модулей, курсов) в соответствии с Порядком зачёта результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Обучающийся при этом остаётся обучающимся базового учреждения, которое выдаёт выпускнику документ о среднем общем образовании.

Для реализации разработанной модели возникает необходимость проектирования единой временной структуры образовательного процесса, циклограммы сетевых событий, выделение единых дней обучения, единого сетевого расписания, учитывающего особенности индивидуальных учебных планов обучающихся.

Схема 3. Временная структура образовательной сети

Во временной структуре образовательной сети предусмотрены все определённые ФГОС СОО виды деятельности и участия обучающихся: урочная деятельность, выполнение индивидуального проекта, внеурочная деятельность, предусматривающая как системные, так и несистемные формы деятельности.

Запускает деятельность образовательной сети событие, которое поводится в формате 2-х дневного интенсива на базе одного из ресурсных центров. Мы назвали его «Погружение». И действительно, именно здесь происходит «погружение» обучающихся в образовательный процесс: знакомство с учителями, ведущими учебные предметы в Ресурсных центрах; проводится информационная ярмарка курсов по выбору; обучающиеся, через особую организацию учебного пространства взаимодействия и кооперации с педагогами, представителями науки, культуры, общественности, органами власти района, генерируют идеи будущих индивидуальных проектов, осуществляют выбор педагогов-консультантов их сопровождающих.
Программа муниципальной проектной школы предусматривает сетевые конференции школьников. На конференции «Предзащита индивидуального проекта», которая проводится с целью контроля выполнения индивидуального проекта, обучающиеся представляют наработанные материалы, получают рекомендации и пожелания от экспертов для качественного продолжения работы. На конференции «Защита индивидуального проекта» в соответствии с Положением об индивидуальном проекте обучающегося муниципальной образовательной сети экспертные комиссии оценивают содержание представленных проектов и их публичную презентацию с соответствии с критериями.

Обязательным элементом учебного процесса в образовательной сети являются сессионные испытания, которые организуются в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, сессионных испытаний и промежуточной аттестации обучающихся 10-11-х классов. Сессионные испытания проводятся дважды в год в рамках зимней и весенней зачётных сессий, по всем предметам, изучаемым на углублённом уровне, а также по русскому языку и математике, изучаемым на базовом уровне, с целью выявления пробелов в освоении обучающимися образовательной программы. Формы сессионных испытаний определяются педагогами самостоятельно, с учётом содержания образовательной программы, используемых технологий и обязательно указываются в рабочей программе учебного предмета. Таким образом, сессионные испытания позволяют не только провести диагностику уровня освоения образовательной программы, но имеют также воспитательное значение, они психологически готовят старшеклассников к организационным особенностям обучения в учреждениях профессионального образования.

В завершении хотелось бы отметить, что сетевое взаимодействие не возможно, если нет общей заинтересованности широкого круга лиц, эта деятельность требует целенаправленной управленческой, методической работы и единой организации учебного пространства района. На наш взгляд, именно сетевое взаимодействие образовательных учреждений способно сегодня максимально удовлетворить образовательные запросы школьников, в том числе сельских образовательных учреждений, и гарантировать им доступность, вариативность получения качественного образования.