Решение задач как средство развития творческого мышления на уроках математики

Разделы: Математика, Конкурс «Учение с увлечением, или Как полюбить математику?»


Многие считают, что задача дается для того, чтобы ее просто решить. То есть найти правильный ответ или установить, что эта задача не имеет решения. Но оказывается, если задача решена, то в результате ее решения создана какая-то материальная и духовная ценность. Сейчас, более чем когда-либо в прошлом, современный мир нуждается в людях, стремящихся к открытиям и применению достижений науки, создающих более совершенные технические системы, новые технологии.

Развитие творческого мышления учащихся в процессе обучения является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателями математики в современной школе. Основным средством развития творческого мышления являются задачи. При обучении математики на решение задач отводится большая часть учебного времени. Математические задачи, содержащие в основных разделах школьных учебников, помогают учащимся узнать и усвоить новые математические факты, овладеть новыми математическими методами, накопить определенный опыт, научиться мыслить.

Самыми простейшими задачами правило являются стандартными. Главная цель стандартных задач в основном учебная: сформировать базовые знания, которые будут использоваться для решения других более сложных задач. Их решение требует от учащихся знаний, умений и навыков по какой-нибудь одной теме учебной программы. Каждая учебная задача может служить многим конкретным целям обучения. И все же главная их цель должна быть направлена на развитие творческого мышления учащихся. Достичь этой цели с помощью стандартных задач невозможно.

Средством развития творческого мышления все-таки являются нестандартные задачи. Нестандартные задачи – это такие, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения. Такие задачи требуют от школьников наблюдательности, творчества и оригинальности. Необходимо тщательно отбирать нестандартные задачи и делать их содержательными, и привлекательными для учащихся. Наибольший интерес представляют задачи, которые решаются различными способами. Для развития творческого мышления гораздо полезнее одну задачу решить несколькими способами, и не жалеть на это времени, чем несколько однотипных задач одним способом. Из различных способов решения одной и той же задачи надо предложить учащимся выбрать наиболее рациональный. При отыскании различных способов решения задач, у школьников формируется познавательный интерес, развиваются не только творческие способности, но и вырабатываются исследовательские навыки.

В дальнейшем, на уроках математики исследовательские навыки используются при решении задач, включающие элементы исследования.

Простейшие исследования при решении задач следует предлагать уже с первых уроков. В дальнейшем обучении следует вводить и задачи, включающие исследования в качестве обязательной составной частью. При решении исследовательских задач, учащиеся приучаются к полной аргументации, учатся соблюдать формально-логические схемы рассуждений, обучаются лаконичному выражению мыслей. Правильно поставленное обучение решению исследовательских задач формирует особый научный стиль мышления, создают условия для проявления творческой активности учащегося.

Особое внимание следует обратить на решение проблемных задач. Проблемные задачи это только те задачи, решение которых предполагает на самостоятельный поиск еще неизвестному школьнику закономерностей, способов действия, правил. Такие задачи возбуждают активную мыслительную деятельность, а сделанное самими учащимися «открытие» приносит им эмоциональное удовлетворение. Наибольших эффект дают задачи, предполагающие открытие новых для учащихся причинно-следственных связей, закономерностей, общих признаков решения целого класса задач. Выбор задачи - проблемы зависит от наличия у школьников исходного минимума знаний или возможности до постановки проблемы ознакомить учащихся с необходимыми для самостоятельного решения сведениями. Вместе с тем нужно помнить, что эти знания должны служить опорой для поисков пути решения, а не «наводить», не подсказывать этот путь, иначе задача перестает быть проблемной. Для приобретения навыков решения довольно сложных задач нужно больше внимания уделять изучению полученного решения. Для этого можно предложить учащимся видоизменять условие задачи, придумывать задачи обратные решенным. Полезно так же предложить задачи, в которых неизвестно не только решение, но и плохо определены данные, либо цель, и потому как сама задача, так и ее решение могут быть весьма разнообразными. В таком случае учащиеся сами могут составить задачу и не только одну, а множество задач.

Конструирование задач - интересное для учащихся занятие, один из верных способов научиться решать задачи. Умение учащихся составлять нестандартные задачи, решаемые нестандартными способами, свидетельствует о культуре их мышления, хорошо развитых творческих способностях. При анализе решения задач полезно сопоставлять решение данной задачи с решениями других задач, установить возможность их обобщения. Учитель должен постоянно помнить, что решение задач является не самоцелью, а средством обучения и развития. Обсуждение найденного решения, поиск других способов решения, составление аналогичных задач или более сложных, обобщение данных задач - все это дает школьникам творчески развиваться. Именно через задачи учащиеся могут накопить определенный опыт, сформировать умения самостоятельно и творчески применять полученные знания.

Список литературы

1. Развитие мышления на уроках математики. / Е.М.Семенов, Е.Д.Горбунова Свердловск: Средне–уральское книжное издательство,1996г. – с.11-16.

2. Наглядность и моделирование в обучении. / Фридман Л.М. - М.: «Знание», 1984 г. – с.102-103.

3. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о педагогической психологии. /Л.М.Фридман - М.: Просвещение, 2000. – с.68.

4. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика. / Л.М Фридман. - М.: Школьная пресса, 2002. – 208с.

5. Как научиться решать задачи. /Л.М.Фридман, Е.Н.Турецкий. - М.: Просвещение 1989.

6. Развитие логического мышления при изучении математики/ Н.В.Мельник – М.: Просвещение, 1997г. - с.21.