Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных. Урок русского языка. 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, склонение имен существительных


Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.

Задачи:

  • Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонений имен существительных в единственном числе, 1 склонения имён существительных и их признаков.
  • Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
  • Формировать универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

  • формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку;

Регулятивные УУД:

  • умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; умение контролировать свою деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

  • умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение;
  • поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре,
  • формулировать собственное мнение.

Ожидаемые результаты: умение определять тип склонения имён существительных.

Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Презентация

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их.

- Мы будем на уроке думать? (да)

- Мы будем рассуждать? (да)

- А может, будем спать? (нет)

- И в облаках летать? (нет)

- Друг другу будем помогать? (да)

- И трудности преодолевать? (да)

Слайд 2

- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу!

- Ребята, какое у вас настроение?

- А каким вы хотите, чтобы получился урок? (полезным, увлекательным, поучительным, весёлым).

Интерактивное упражнение «Ожидание»

- Дети, чего вы ждете от сегодняшнего урока?

- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности.

Слайд 3

- Девиз нашего урока такой:
Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Все, что нужно под рукой!»

Слайд 4

Проверка домашнего задания.

Синквейн «Имя существительное».

Слайд 5

- Открыли тетради. Записываем число, классная работа. (Комментирует...)

Слайд 6

Работа над предложением.

Наступила х.лодная з.ма. (К) .кну (п.д)л.тела синич.ка. Бабушка пож.лела птич.ку.

- Вставьте и объясните пропущенные орфограммы.

- Спишите предложения красиво. Подчеркните главные члены предложения. Укажите части речи.

- Определите падеж имен существительных. Как отличить именительный падеж от винительного?

Слайд 7

Минута каллиграфии

гпг гпг Г П Г вв тт мм

От топота копыт пыль по полю летит

Словарно-орфографическая работа.

- Найдите имена существительные, определите род.

- Произнесите скороговорку.

II. Постановка учебной проблемы. (с опорой на прежний опыт об-ся)

- Какую тему мы изучаем? (Имя сущ.)

- У вас на партах есть карточка «Знаю, не знаю». Я вам задаю вопросы, если вы знаете ответ на вопрос, то ставите «+», если не знаете «-».

1. Знаете ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что?

2. Знаете ли вы, что имена существительные могут стоят в форме единственного и множественного числа?

3. Знаете ли вы, что имена существительные бывают разного рода?

4. Знаете ли вы падежи имен существительных?

5. Знаете ли вы, что такое 1 склонение имён существительных?

6. Знаете ли вы, что в русском языке есть три склонения имён существительных?

- Есть ли такие вопросы, где вы поставили минус? (да)

- Сформулируйте тему нашего урока? (Склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных).

Слайд 8

- Тема нашего урока «Склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных».

Слайд 9

Задачи урока:

Узнать:

  • Что такое склонение имен существительных;
  • Какие бывают группы склонений;
  • Как отличить существительные 1-го склонения

Научиться:

  • Определять склонение имен существительных

Слайд 10

Учитель: Какие цели поставим перед собой на уроке.

(На доске опорные слова:

понять….
запомнить….
применять….)

Дети:

– Я хочу понять, что такое 1 склонение и как его определять.

– Я хочу запомнить всю новую информацию на уроке.

– Я хочу научиться применять новое правило на уроках и в жизни.

Учитель: Ребята, к концу урока мы разберёмся, что такое 1склонение имён существительных и как его определять.

- Ребята, а как вы понимаете слово склонение?

Создание проблемной ситуации (новый материал)

Слайд 11

Прочитайте предложение.

Бабушка рассказала мне о сестре и дочери.

- Найдите в предложении однородные члены предложения (о сестре и дочери)

- Каким членом предложения они являются? (втор. чл.)

- Какой частью речи выражены?

Определите их род и падеж. (ж.р. предл. пад.)

- Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных?

- Что вы заметили? (окончания разные)

- Почему у имен существительных одного рода водном падеже разные окончания? (Наверное, есть какой-то признак по которому можно различит эти 2 слова)

Слайд 12

Проверка.

Бабушка рассказала о сестре и дочери.

Работа по учебнику с. 89

- Прочитайте название темы на стр. 89

- Подберите к нему однокоренные слова. (Склониться, поклон, склоненный)

- Что значит «имя существительное склоняется?» (изменяется по падежам и числам)

- Сколько же получается склонений?

Работа по теме урока

Слайд 13

Работа в группах.

- Работа нам с вами предстоит большая, поэтому не будем терять времени. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.

«Золотые правила»

  • Распределять поручения в группе
  • Слушать друг друга.
  • Уметь уступать.
  • Уметь договариваться.
  • Проявлять активность в работе группы.

Исследование.

Вы сегодня выступаете в роли ученых. Какова цель вашей работы?
Прочитайте задание к упр. 153.

Узнать, почему слова лиса, сестра, папа оказались в одной группе? По какому признаку? И почему групп 3?

Oрганизуются 3 группы учащихся.

Слайд 14

Интерпретация полученных данных.

- Сравните окончания в каждой группе слов. Что вы заметили?

(Окончания всех существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп)

- Прочитайте материал рубрики «Обрати внимание!»

- Сколько групп склонений в русском языке?

- Что для них характерно? (Они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам)

Представители групп озвучивают выводы, которые записываются кратко на доске.

Сравниваем, отбрасываем несущественные признак.

- Подтвердилась ли наша гипотеза?

- Да. Существительные делятся на группы. Таких групп три.

Подтверждение полученных выводов в учебнике стр.89.

С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

Подписываем склонение.

Слайд 15

1 скл. - сущ. м.р. и ж.р. –а, -я;

2 скл. - М.р. с нулевым и ср.р. с –о, -е;

3 скл. - Ж.р. с ь на конце.

Сколько же всего в русском языке склонений ? (3)

Слайд 16

Вывод: Окончания всех существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний имен существительных двух других групп.

- А как вы считаете склонение – это постоянный морфологический признак?

Склонение имён существительных зависит от рода, а род – признак постоянный, значит и склонение постоянный морфологический признак.

Склонение не может перейти из одного склонения в другое.

- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

Итак,

К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в именительном падеже.

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, -е в именительном падеже.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.

И последний этап нашего исследования – составление алгоритма.

Как определяем тип склонения?

Слайд 17

АЛГОРИТМ

1. Определяем род.
2. Выделяем окончание.
3. Определяем склонение.
4. Запишите в тетрадь.

Слайд 18

Образец рассуждения. (читает другой ученик)

Тетрадь - она, моя - существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения.

Слайд 19

Физкультминутка

  • Если существительное 1 скл. – 1 хлопок
  • Если существительное 2 скл. – 2 хлопка
  • Если существительное 3 скл. – 3 хлопка

Слайд 20

Первичное закрепление.

Попробуем устно определить склонение по алгоритму.

На слайде существительные, определите склонение.

Доброта, мир, дружба, мужество, чуткость, ласка, счастье.

- Молодцы.

Слайд 21

- Послушайте интересные сведения.

- Школьники Эстонии должны запомнить 14 падежей.

- Ученики в Финляндии 15 падежей.

- Дети в Венгрии 22 падежа.

- У китайцев существительные не склоняются и падежей в грамматике нет.

- Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А ваша задача – знать свои шесть падежей, чтобы говорить и писать легко, грамотно и красиво.

Решение учебной проблемы.

Слайд 22

Исследование (работа в группах).

- Давайте понаблюдаем за признаками 1 склонения имён существительных. Продолжим исследовательскую работу.

- Продолжаем работать в группах.

Упражнение 154, с. 89.

- Исследуйте признаки первого склонения имён существительных.

- Сделайте вывод. (Вывод говорят дети)

Слайд 23

Вывод.

- Откройте учебник С. 90 Познакомьтесь с правилом. (Дети читают).

- Совпали ли ваши выводы с правилом в учебнике? (Да).

Слайд 24

Самостоятельная работа.

Упражнение 155, с. 90

Слайд 25

Проверка: Оцените себя на полях в тетради:

  • «!» - молодец, всё сделано правильно;
  • «+» - хорошо, были небольшие ошибки;
  • «?» - нужна помощь учителя.

Слайд 26

III. Итог урока

- Давайте подведём итог нашего урока.

- Какая тема нашего урока?

- Каких целей вы достигли?

(На доске опорные слова:

  • я понял….
  • я запомнил….
  • я буду применять….)

Я понял, по каким признакам можно определить 1 склонение имён существительных.

Я запомнил, что имена существительные ж.р. и м.р. с окончаниями –а, -я в И.п. ед.ч. относятся к 1 склонению.

Я буду применять новое правило и думаю, что это мне в дальнейшем пригодится

Слайд 27

Д/з - по выбору.

*Упр. 155.

*Написать сочинение о школе, употребив имена существительные 1 склонения.

- Теперь давайте вернемся к карточке «Знаю, не знаю» и ответим на 5 и 6 вопросы.

  • Знаете ли вы, что такое 1 склонение?
  • Знаете ли вы, что в русском языке есть три склонения имён существительных?

- Как думаете, какая тема следующего урока? (2 склонение имён сущ.)

Рефлексия.

Выставление оценок.

- Ребята, с каким настроением заканчиваем урок?

- Спасибо за урок. Было приятно с вами сотрудничать.